Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением




Впервые о буллинге как об отдельной проблеме в мировом научном сообществе заговорили в 80-х годах прошлого века. Точное определение дал Олвеус в 1993 году. Буллинг – физическая, вербальная или психологическая агрессия с целью нанести жертве вред, запугать ее или стрессировать. Но это явление отмечалось и ранее, упоминалось в художественной и научной литературе и в своей статье М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук [12] аргументируют это, только такой вид агрессии никто ранее не выделял в отдельную область для изучения. Несмотря на общепринятое мнение о том,

что буллинг это «привелегия» подросткового возраста, случаи травли наблюдаются и в младшем школьном возрасте и даже в дошкольном образовании [11]. А. В. Микляева, П. В. Румянцева в своей книге называют классы, в которых наблюдается травля «внутренне конфликными». В качестве основной причины возникновения буллинга в подростковом возрасте исследователи называют сложившуюся структуру межличностных отношений внутри коллектива. А вот в начальной школе общение еще не имеет такой вес, преобладающей для детей является учебная мотивация и, если здесь формируется внутриклассный конфликт это «почти всегда «заслуга» взрослых, учителей или родителей» [33, с. 182].

В своем исследовании М. Л. Бутовская, Е. Л. Луценко, К. Е. Ткачук выявили положительную корреляционную связь между склонностью к буллингу, агрессивностью и тревожностью. Они отмечают, что ребенок, не
ощущающий себя в безопасности, трансформирует собственную тревожность

  • нападая на более слабого и беззащитного. Исследования В. Н. Бутенко, О. А. Сидоренко, Т. А. Данилова, Н. М. Тейфук, Е. В. Шевченко показываю, что жертвы буллинга отличаются высокой эмоциональностью в коммуникативной сфере, неуверенностью в себе, низким уровнем самоуважения и испытывают различные коммуникативные трудности в общении, проявляют застенчивость. Поведенческая реакция на травлю у жертвы проявляется наиболее часто в замалчивании, отрицании проблемы, рассказывают учителям и родителям о школьных нападках лишь 6% жертв. Примечательно то, что многие жертвы считают себя виновниками подобных ситуаций [10]. Хотя стоит отметить, что в группе риска может оказаться любой ребенок. Буллеры обычно отличаются повышенной агрессией, эмоциональной нестабильностью, хитростью, зачастую физической силой, и безжалостностью, они импульсивны и мстительны, часто ведут себя вызывающе по отношению к окружающим любого возраста [13]. Среди свидетелей в разных источниках выделяются защитники, сторонники буллера. Исследователи Т. А. Данилова, Н. М. Тейфук определяют последних как испытывающих внутренний дискомфорт, из-за

принятия стороны агрессора по причине страха самим оказаться в роли жертвы. У таких детей зачастую отсутствует взаимопонимание с родителями и уважение сверстников, наблюдаются склонности к доминированию. Защитники, как правило, проявляют эмпатию, это дети с адекватной самооценкой, удовлетворенные занимаемой позицией в группе [19].

Буллинг, на первый взгляд, имеет структуру конфликта, но разобравшись, можно выделить ряд отличительных

черт: это скрытый процесс, имеющий дисбаланс сил жертвы и обидчика, длительно- повторяющийся характер явления и определенную буллинг-структуру (жертва, обидчик, защитники, помощники буллера, свидетели). Травля всегда происходит в группе. Наверное, поэтому службы по устранению конфликтных ситуаций в школах, могут быть не всегда эффективны в решении присутствующей во множестве школьных классов проблемы травли. Здесь нужно действовать со стороны учащихся и значимого для них учителя. Д. Лэйн в своем сборнике указывает на то, что эту проблему нужно решать комплексно, учитывая множество факторов. «Недостаточно для противодействия школьной травле ужесточение дисциплины, отлучения от занятий преследователя или психологической поддержки жертвы. Любая стратегическая помощь должна быть нацелена на всю группу и на те процессы, которые в ней происходят» [20, с. 241]. Исследование М. В. Сафроновой показало, что травля встречается реже в тех классах, которые можно присвоить характеристики как сплоченность, уважение правил, ощущение безопасности либо разрозненность. Более часто случаи буллинга встречаются в классах, где есть случаи противоправного поведения, драки, безнадзорность и стигматизация [43]. Это доказывает, что классный руководитель и сами учащиеся – главные звенья в решении проблемы травли в классе. Е. В. Шевченко говорит о комплексном подходе и в качестве мер по профилактике и предотвращению случаев буллинга рекомендует проведение тренинговых занятий, направленных на развитие у учащихся толерантности к личностным особенностям сверстников
и коммуникативной компетенции.

Отдельно она рекомендует проведение работы по снижению агрессии у потенциальных или выявленных буллеров [53]. Д. Лэйн помимо работы с жертвами, с преследователями, с коллективами учащихся в качестве эффективной меры называет проведение тренингово-семинарских занятий с учителями. Он говорит о том, что «даже однодневный тренинг способен послужить мощным толчком при условии, что участники осваивают механизм превращения желаемого в действительное, составляя план своих действий» [20, с. 263]. Он так же отмечает наибольший эффект в тех случаях, когда преподаватель, пройдя тренинг, публично заявляет о собственных конкретных действиях, которые он планирует предпринять для профилактики / предотвращения буллинга в вверенном ему ученическом коллективе и ограничивает эти действия конкретными временными рамками датой контрольной встречи.

Исследования М. Л. Бутовской, В. И. Вишневской показывают, что буллинг не проходит бесследно для жертвы и даже спустя много лет, человек став взрослым, вспоминает моменты школьной травли с неприятным эмоциональным оттенком. В связи с этим, проблему школьного буллинга стоит выделить отдельно и заниматься ее решением целенаправленно и постоянно. Психологические портреты буллеров и их жертв, а также свидетелей-сторонников преследователей показывают, что в составе личностных черт этих детей присутствуют агрессия либо пассивность. Это
позволяет нам сделать вывод, что, развивая у детей навыки ассертивного поведения тем самым мы проводим профилактику буллинга на этапе начальной школы, что в дальнейшем должно уменьшить случаи возникновения травли как в начальной школе, так и в подростковом возрасте. В нашем исследовании, основываясь на опыте зарубежных и российских специалистов, мы ограничимся разработкой рекомендаций для педагогов, которые позволят проводить профилактику буллинга, формируя у детей навыки ассертивного поведения.