ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
-
Особенности ассертивного поведения и обоснованность его развития у детей младшего школьного возраста
Уровень социально-экономического развития нашей страны на сегодня требует от человека не только определенных навыков и умений, но и должной психологической стойкости. Постоянное движение вперед привело отечественных психологов (И. А. Мещерякова, И. В. Лебедева, И. В. Попова, В. П. Шейнов) к изучению термина и внедрению при помощи тренингов идеи ассертивного поведения.
В различной зарубежной (С. Бишоп, Д. Вольпе, В. Капони, Т. Новак) и отечественной (И. А. Мещерякова, В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова) литературе термин описывается примерно одинаково. Ассертивность – это умение отстоять собственные интересы, не нарушая интересов другой стороны. Хотя каждый автор вкладывает в это понятие нечто свое. О понятии
«ассертивности» первым заговорил немецкий невролог и психиатр К. Гольштейн. Он называл это единственным реальным мотивом человеческого проявления. По мнению В. Каппони и Т. Новак, ассертивность значит, умение доказывать и отстаивать свои интересы, а также предъявлять претензии. С. Бишоп описывает ассертивность как «принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими» [7, с. 5]. Среди отечественных представителей И. А. Мещерякова определяет ассертивность как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется открытое
поведение, имеющее цель заявить о себе, но без вреда другим [31].
В психологии термин «ассертивность» зачастую отождествляется с понятием уверенность в себе. На наш взгляд, это не совсем так. Уверенность – это лишь одно из свойств ассертивного поведения, основное, но не единственное. Ассертивность можно рассматривать сквозь призму отношений одного человека к другим людям. Это само улучшение, работа над собой, а также лояльное, дружеское отношение к социальному окружению. Вся теория ассертивности построена на принципах партнерского взаимодействия.
Концепцию ассертивности психологи рассматривают сквозь призму базового теоретического конструкта строения личности – наличия либо отсутствия определенных черт. Именно черты личности влияют на общую модель поведения ребенка в определенной ситуации.
В разные годы ученые выделяли различные черты ассертивной личности. Основоположником в этом направлении был американский психолог, психотерапевт, последователь бихевиоризма, главный врач клиники неврозов А. Сальтер. Ключевым моментом ассертивности он называл уверенность в себе и отсутствие этой черты личности у человека связывал с процессами возбуждения и торможения. Когда у человека преобладают процессы торможения, он становится не способен к спонтанному и открытому выражению собственных чувств, желаний и потребностей. Он впервые выделил и описал основные черты психически здоровой личности. Это эмоционально окрашенная речь, экспрессивность и конгруэнтность речи и поведения, умение открыто и точно высказываться, не скрываясь за
неопределенными фразами, умением и атаковать самостоятельно, и противостоять атакам, объективную оценку собственных сил и непринятие самоуничижения, способности к импровизациям.
Д. Вольпе так же был сторонником лечения неврозов с помощью тренингов по формированию навыков ассертивного поведения. Подробно этот процесс он описал в своей книге о лечении неврозов. Одно из убеждений, которые транслировал Д. Вольпе о том, что у человека с ассертивной моделью
поведения не может наблюдаться чувство неуверенности в себе. Эти два понятия он считал взаимоисключающими чертами личности.
В российской психологии проработку концепции ассертивности начали сравнительно недавно и еще нет единого мнения в понимании данного вопроса. Опираясь на современные исследования русскоязычных ученых (О. В. Хухлаевой, П. В., Шейнова, Ю. В. Шильцовой и др.) можно заключить, что ассертивная личность вежлива и тактична по отношению ко всем субъектам коммуникации, она инициативна и уверенна в своих силах, наделена эмоциональной стабильностью, умеренно требовательна к себе и окружающим, настойчива и решительна, способна к решению нестандартных задач, с развитыми волевыми качествами и коммуникативными навыками, умеет отстаивать личные границы и соблюдать границы других людей, ответственна и позитивна, результативна и наделена рефлексией, позитивна и замотивирована на успех, открыта и восприимчива к новому, готова проявить конструктивную агрессию в случае необходимости и нетерпима к различного рода манипуляциям.
Итак, в своей работе мы опираемся на определение С. Бишоп, которая рассматривает ассертивность как принятие ответственности за свою жизнь,
чувства и действия, которая может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими [57]. И, резюмируя все вышесказанное можно заключить, что, описывая ассертивную личность, разные авторы в первую очередь указывают на необходимость взаимодействия с окружающей средой и отстаивание собственных интересов, учитывая и интересы других людей, что в условиях современной нестандартности ситуации особо важные для успешного развития качества.
Антагонистами ассертивного поведения, то есть уверенного, открытого и позитивно-коммуникативного являются пассивное, агрессивное и манипулятивное взаимодействие с миром. Пассивное поведение часто проявляется как застенчивость. В психологии агрессию и застенчивость можно определить как две биполярные стороны неуверенного поведения.
Различные авторы (Ф. Д. Зимбардо, П. А. Пилконис, А. В. Тихомиров, К. С. Чечулина) выделяют несколько видов и степеней застенчивости. Многие говорят о том, что у некоторых людей присутствует биологическая предрасположенность – личностная застенчивость, которая в процессе социализации и приобретении отрицательного жизненного опыта может перейти в устойчивую черту личности. В этом случае нужно принимать меры для не развития этой черты. Также выделяют социальную застенчивость (возрастную и ситуативную), возникающую в периоды активного приобретения различного социального опыта. По мнению разных авторов, исследовавших вопрос в разные годы, социальная застенчивость поддается коррекции до полного исчезновения феномена. Л. Н. Галигузова [16] подробно рассмотрела
феномен детской застенчивости. Она составила психологический портрет застенчивого ребенка и определила причины подобного поведения. Это обостренное восприятие, ожидание оценки и неуспеха в деятельности, потребность в ограждении внутреннего пространства своей личности от постороннего вмешательства единовременно с желанием общаться. Л. В. Краснова в своей работе «Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности»[25] выделяет несколько другие качества: высокая личностная и ситуативная тревожность, неуверенность в себе, низкое самоценностное отношение, снижение активности и настроения, хронически плохое самочувствие и чувство подавленности.
Но не все дети склонны к застенчивости, у некоторых, в силу природных особенностей (тип темперамента – халерик), проявляется противоположная, агрессивная реакция. Агрессия – это способ ребенка показать, что у него есть проблема, которую он не может решить самостоятельно. Это проявление разрушительного поведения, которое причиняет моральный или физический вред окружающим людям и предметам, так же оно оказывает негативное действие и на внутренний мир самого ребенка. М. Х. Радионова описывает проявления детской агрессивности как состояние тревожности, неадекватной самооценки, чаще заниженной, ощущение отверженности и несправедливости
окружающего мира [41]. И. Е. Токарь, рассматривая агрессию с позиции педагогического опыта, определяет ее как активный или пассивный протест ребенка, возникающий в ответ на воздействие внешней среды [49].
Манипуляции сегодня заняли свою особую позицию в жизни общества, они ярко наблюдаются во многих сферах жизни, включая межличностные,