Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У


ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

    1. Особенности ассертивного поведения и обоснованность его развития у детей младшего школьного возраста



Уровень социально-экономического развития нашей страны на сегодня требует от человека не только определенных навыков и умений, но и должной психологической стойкости. Постоянное движение вперед привело отечественных психологов (И. А. Мещерякова, И. В. Лебедева, И. В. Попова, В. П. Шейнов) к изучению термина и внедрению при помощи тренингов идеи ассертивного поведения.

В различной зарубежной (С. Бишоп, Д. Вольпе, В. Капони, Т. Новак) и отечественной (И. А. Мещерякова, В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова) литературе термин описывается примерно одинаково. Ассертивность это умение отстоять собственные интересы, не нарушая интересов другой стороны. Хотя каждый автор вкладывает в это понятие нечто свое. О понятии

«ассертивности» первым заговорил немецкий невролог и психиатр К. Гольштейн. Он называл это единственным реальным мотивом человеческого проявления. По мнению В. Каппони и Т. Новак, ассертивность значит, умение доказывать и отстаивать свои интересы, а также предъявлять претензии. С. Бишоп описывает ассертивность как «принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия, она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими» [7, с. 5]. Среди отечественных представителей И. А. Мещерякова определяет ассертивность как способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется открытое
поведение, имеющее цель заявить о себе, но без вреда другим [31].

В психологии термин «ассертивность» зачастую отождествляется с понятием уверенность в себе. На наш взгляд, это не совсем так. Уверенность – это лишь одно из свойств ассертивного поведения, основное, но не единственное. Ассертивность можно рассматривать сквозь призму отношений одного человека к другим людям. Это само улучшение, работа над собой, а также лояльное, дружеское отношение к социальному окружению. Вся теория ассертивности построена на принципах партнерского взаимодействия.

Концепцию ассертивности психологи рассматривают сквозь призму базового теоретического конструкта строения личности наличия либо отсутствия определенных черт. Именно черты личности влияют на общую модель поведения ребенка в определенной ситуации.

В разные годы ученые выделяли различные черты ассертивной личности. Основоположником в этом направлении был американский психолог, психотерапевт, последователь бихевиоризма, главный врач клиники неврозов А. Сальтер. Ключевым моментом ассертивности он называл уверенность в себе и отсутствие этой черты личности у человека связывал с процессами возбуждения и торможения. Когда у человека преобладают процессы торможения, он становится не способен к спонтанному и открытому выражению собственных чувств, желаний и потребностей. Он впервые выделил и описал основные черты психически здоровой личности. Это эмоционально окрашенная речь, экспрессивность и конгруэнтность речи и поведения, умение открыто и точно высказываться, не скрываясь за

неопределенными фразами, умением и атаковать самостоятельно, и противостоять атакам, объективную оценку собственных сил и непринятие самоуничижения, способности к импровизациям.

Д. Вольпе так же был сторонником лечения неврозов с помощью тренингов по формированию навыков ассертивного поведения. Подробно этот процесс он описал в своей книге о лечении неврозов. Одно из убеждений, которые транслировал Д. Вольпе о том, что у человека с ассертивной моделью

поведения не может наблюдаться чувство неуверенности в себе. Эти два понятия он считал взаимоисключающими чертами личности.

В российской психологии проработку концепции ассертивности начали сравнительно недавно и еще нет единого мнения в понимании данного вопроса. Опираясь на современные исследования русскоязычных ученых (О. В. Хухлаевой, П. В., Шейнова, Ю. В. Шильцовой и др.) можно заключить, что ассертивная личность вежлива и тактична по отношению ко всем субъектам коммуникации, она инициативна и уверенна в своих силах, наделена эмоциональной стабильностью, умеренно требовательна к себе и окружающим, настойчива и решительна, способна к решению нестандартных задач, с развитыми волевыми качествами и коммуникативными навыками, умеет отстаивать личные границы и соблюдать границы других людей, ответственна и позитивна, результативна и наделена рефлексией, позитивна и замотивирована на успех, открыта и восприимчива к новому, готова проявить конструктивную агрессию в случае необходимости и нетерпима к различного рода манипуляциям.

Итак, в своей работе мы опираемся на определение С. Бишоп, которая рассматривает ассертивность как принятие ответственности за свою жизнь,
чувства и действия, которая может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими [57]. И, резюмируя все вышесказанное можно заключить, что, описывая ассертивную личность, разные авторы в первую очередь указывают на необходимость взаимодействия с окружающей средой и отстаивание собственных интересов, учитывая и интересы других людей, что в условиях современной нестандартности ситуации особо важные для успешного развития качества.

Антагонистами ассертивного поведения, то есть уверенного, открытого и позитивно-коммуникативного являются пассивное, агрессивное и манипулятивное взаимодействие с миром. Пассивное поведение часто проявляется как застенчивость. В психологии агрессию и застенчивость можно определить как две биполярные стороны неуверенного поведения.

Различные авторы (Ф. Д. Зимбардо, П. А. Пилконис, А. В. Тихомиров, К. С. Чечулина) выделяют несколько видов и степеней застенчивости. Многие говорят о том, что у некоторых людей присутствует биологическая предрасположенность личностная застенчивость, которая в процессе социализации и приобретении отрицательного жизненного опыта может перейти в устойчивую черту личности. В этом случае нужно принимать меры для не развития этой черты. Также выделяют социальную застенчивость (возрастную и ситуативную), возникающую в периоды активного приобретения различного социального опыта. По мнению разных авторов, исследовавших вопрос в разные годы, социальная застенчивость поддается коррекции до полного исчезновения феномена. Л. Н. Галигузова [16] подробно рассмотрела
феномен детской застенчивости. Она составила психологический портрет застенчивого ребенка и определила причины подобного поведения. Это обостренное восприятие, ожидание оценки и неуспеха в деятельности, потребность в ограждении внутреннего пространства своей личности от постороннего вмешательства единовременно с желанием общаться. Л. В. Краснова в своей работе «Психологические особенности застенчивости на этапе ранней юности»[25] выделяет несколько другие качества: высокая личностная и ситуативная тревожность, неуверенность в себе, низкое самоценностное отношение, снижение активности и настроения, хронически плохое самочувствие и чувство подавленности.

Но не все дети склонны к застенчивости, у некоторых, в силу природных особенностей (тип темперамента – халерик), проявляется противоположная, агрессивная реакция. Агрессия – это способ ребенка показать, что у него есть проблема, которую он не может решить самостоятельно. Это проявление разрушительного поведения, которое причиняет моральный или физический вред окружающим людям и предметам, так же оно оказывает негативное действие и на внутренний мир самого ребенка. М. Х. Радионова описывает проявления детской агрессивности как состояние тревожности, неадекватной самооценки, чаще заниженной, ощущение отверженности и несправедливости

окружающего мира [41]. И. Е. Токарь, рассматривая агрессию с позиции педагогического опыта, определяет ее как активный или пассивный протест ребенка, возникающий в ответ на воздействие внешней среды [49].

Манипуляции сегодня заняли свою особую позицию в жизни общества, они ярко наблюдаются во многих сферах жизни, включая межличностные,