ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 323
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Стоит отметить, что состояние тревоги и тревожности – это различные термины. Тревога возникает в определенный момент, например, перед свершением какого-либо действия, случая и проходит по его завершении. Тревожность же возникает независимо от обстоятельств, это чувство бесконечно затяжное, которое имеет невротические телесные проявления и требует коррекционной работы. Среди основных причин формирования чувства тревожности (С. К. Мастеровой, Е. Савиной, Н. С. Сироткиной)
является некорректное воспитание, дисгармоничные отношения с родителями и в первую очередь с матерью. Проявляется это в завышенных требованиях, предъявляемых членами семьи к ребенку, навязыванием различных долженствований (должен помогать, должен хорошо учиться, должен быть послушным, должен заниматься музыкой и т.д.). Такая догматическая жесткая система семейного воспитания, которая не учитывает истинные интересы и потребности ребенка, в том числе и потребность в любви и заботе, неизбежно приводит к формированию тревожных состояний.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 18
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
В 60-е годы 20-го столетия формирование навыков ассертивного поведения начал применять А. Солтер для своих невротичных пациентов. Он считал, что такой метод способен вылечить невротического больного, что и доказал на практике. И на сегодняшние дни тренинги ассертивности уже плотно вошли в социум и применяются в рамках психотерапевтической практики специалистами. В нашей стране, как подметила в своей работе М. Н. Дудина, тренинги по развитию ассертивности в большей степени направлены на совершенствование навыков работы персонала [21].
Наиболее распространенная методика проведения тренинга ассертивности описана в книге С. Бишопа «Тренинг ассертивности». Она рассчитана, в большей степени, на юношеский и более старший возраст. В тренинге предлагаются различные упражнения на раскрепощение, сотрудничество, повышение самооценки, отстаивания собственного мнения, но, по нашему мнению, они будут утомительны и быстро наскучат ребятам.
Разработанная американским психотерапевтом Мануэлем Дж. Смитом система методов и приемов, которая способствует развитию настойчивости и обучает навыкам достижения собственных целей в разных обстоятельствах под названием «Тренинг уверенности в себе» отлично описывает словесные
навыки, позволяющие развить ассертивность. Но тренинг невозможно применить для аудитории младших школьников и тому есть несколько причин. Во-первых, в диалоговых заданиях приведены примеры
взаимодействия взрослых людей, причем взяты ситуации американских жителей, диалоговые задания достаточно продолжительные. Возникает некий барьер понимания, возможно отвлечение от сути задания, смещение фокуса, что способно привести к сбою работы механизмов формирования ассертивности. Во-вторых, как мы выяснили ранее, ассертивность – это не только уверенность в себе, поэтому для решения задачи исследования недостаточно сосредоточение только на одной этой черте личности. Из программы можно позаимствовать описание словесных навыков и, придерживаясь тех же принципов, составить собственную программу формирования ассертивного поведения, дополненную и другими компонентами, адаптированную под детский возраст.
М. Л. Кожевникова в своей работе предлагает развивать ассертивное поведение при помощи проведения трехмесячной психо-коррекционной работы «Мир эмоций», направленной на развитие ассертивности у дошкольников 6 лет. Использовать эту программу в рамках нашего исследования не целесообразно, т.к. возраст детей, участвующих в исследовании, отличается в среднем на три года. Учитывая теоретические аспекты психологии развития, это существенный аргумент. У детей младшего школьного возраста произошла смена ведущего вида деятельности – учебная деятельность, а работа с дошкольниками базируется только на игровой активности. Этот фактор может способствовать неэффективности использования программы «Мир эмоций» в нашем
исследовании.
Ряд российских авторов (А. К. Берсирова, С. А. Берсирова, М. С. Воробьева, Н. Н. Давидович) разработали и успешно применили на практике различные методики по формированию ассертивного поведения у старших школьников и студентов. Н. Н. Давидович в своей работе говорит о том, что ассертивность «активно формируется в старшем подростковом возрасте, когда
старшеклассник наиболее близок к восприятию собственных переживаний и переживаний других людей» [18, с. 32]. Методики по формированию ассертивного поведения, применяемые в работе со старшими школьниками, для младшего школьного возраста не подходят по причине того, что дети еще не вступили в период подросткового возраста и у них еще не сформированы психические новообразования, необходимые для освоения полного курса подобных тренингов.
В современной литературе есть множество программ, направленных на формирование или коррекцию конкретных личностных качеств: агрессии, застенчивости, коммуникативных навыков, самооценке, тревожности, целеустремленности, настойчивости для детей доподросткового возраста. Ряд авторов Е. А. Аликаева, О. Б. Неудачина, С. В. Ожерельева занимались научной деятельностью в области формирования ассертивности у учащихся начальной школы и дошкольников. Но исследований, посвященных развитию ассертивности в младшем школьном возрасте достаточно мало, при этом описываются лишь общие рекомендации по развитию качеств. В связи с этим в исследовании предполагается разработка собственной модели формирования навыков
ассертивного поведения, основанная на анализе психолого- педагогической литературы по данному вопросу.