Файл: Частное учреждение образовательная организация высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. В старшем дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

6.В процессе формирования представлений о духовно нравственных ценностях, развитии чувственной и эмоциональной сфер ребёнка дошкольника дидактическая игра может выступать эффективным средством нравственного воспитания старших дошкольников. В активной игровой форме ребенок узнает правила поведения, учится взаимоотношениям, знакомится с трудом. Посредством дидактической игры старших дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.



ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1. Диагностика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста


Опытно-поисковая работа по организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста состояла из следующих этапов: констатирующий, формирующий,контрольный.

Цель констатирующего этапа: выявить исходный уровень нравственной воспитанности детей старшего возраста.

Задачи констатирующего этапа исследования:

- обобщить педагогический опыт по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста;

– разработать критерии определения уровня нравственной воспитанности старшего дошкольного возраста;

– подобрать методики для изучения уровня нравственной воспитанности старших дошкольников;

–определить уровень нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста;

– проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Базой исследования выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовский детский сад» (Кемеровская область - Кузбасс Обл., р-н Крапивинский, с. Борисово). В исследовании принимали участие старшие дошкольники в возрасте от 5-6 лет в количестве 10 человек.

При подборе методик исследования мы опирались на критерии, отображенные в таблице 1.
Таблица 1 -Критерии, показатели и методики нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Когнитивный компонент -

наличие представлений у старших дошкольников о нравственных нормах.

Умение соотносить нравственные нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку, пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей

«историю» (модифицированный Р.Калининой)

Эмоционально-ценностный компонент

стремление осмысливать отношения с людьми, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями: задает вопросы взрослому

Методика «Осознание себя и других в отношениях с другими»

(автор авт. М.И.Непомнящая)

Поведенческий компонент)

установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способность самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью, устойчивость реального поведения

Методика

изучения взаимопомощи у дошкольников (авт. Г.М.Коджаспирова)



Сбор эмпирического материала производился с помощью следующих методик:

  1. Методика «Закончи историю» (модифицированный вариант

ситуаций Р.М. Калининой), цель которой изучение уровня умения детей соотносить нравственные нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку (Приложение 1).

Ход проведения:

В индивидуальной беседе с ребенком предлагалось продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»). После этого ребенку читали по очереди четыре истории в произвольном порядке). Обработка результатов проводилась по следующим показателям:

4 балла — ребенок не может оценить поступки детей.

5 баллов — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее и плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

6 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

7 баллов — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

  1. Методика «Осознание себя и других в отношениях с другими»

(автор авт. М.И.Непомнящая). Цель методики – выявление уровня развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам (Приложение 2).

Ход проведения: При проведении методики детям задавались вопросы, направленные на выявление эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам. Особенности самосознания в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявлялись через сопоставление с соответствующими особенностями поведения детей в реальных ситуациях. Вопросы группировались по основным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составили вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) – вопросы из сферы деятельности, третью (Г) – вопросы из сферы межличностных отношений. Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом выясняется осознание им своих личностных качеств и отношения к себе
, что понимает ребенок под такими словами, как «добрый» и «злой» и т.п. Вопросы группируются по основным сферам жизнедеятельности ребенка.

Первую группу (А и Б) составляют вопросы, относящиеся к ценностной сфере.

Вторую (В) - вопросы из сферы деятельности.

Третью (Г) - вопросы из сферы межличностных отношений.

Полученные в беседе данные сопоставляются с особенностями реальной деятельности, выявленными с помощью наблюдений и анализа поведения ребенка в группе, характеристик воспитателей и родителей.

  1. Методика изучения взаимопомощи у дошкольников в ситуации

выбора Г.М. Коджаспировой.

Объектом исследования при проведении методики «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой) выступили воспитанники старшего дошкольного возраста старшей группы. Данная методика направлена на изучение когнитивного компонента - наличие представлений у старших дошкольников о нравственных нормах.

10 респондентам были предложены ситуационные задачи, направленные на изучение сформированности умения старших дошкольников соотносить нравственные нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку, пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей.

По результатам диагностики у 60% дошкольников имеется представление о таких нравственных нормах как, как доброта — злость, щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, но не всегда могут объяснить их суть и применить к себе.

40% детей не смогли объяснить сущность предлагаемых нравственных норм, не могли до конца понять ситуацию, просили помощи взрослого.

Полученные нами результаты показывают, что большая часть детей (60%) в развитии нравственных норм соответствует своему возрасту. Им удалось набрать 5-6 баллов. Тем не менее, среди испытуемых один ребенок набрал 7 баллов и обладает высокой степенью осознанности и способен назвать нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Представим данные результаты по уровню сформированности представлений о нравственных норм детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе на констатирующем этапе на рис. 1.


Рисунок. - 1. Уровни представлений старших дошкольников о нравственных нормах по методике «Закончи историю» Р.М. Калининой на констатирующем этапе исследования.

Методика «Осознание себя и других в отношениях с другими» (автор авт. М.И.Непомнящая) была направлена на изучение эмоционально-ценностного компонента содержания нравственного воспитания, который включает в себя стремление осмысливать отношения с людьми, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами, ценностями.

При проведении методики детям задавались вопросы, направленные на выявление эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам. Результаты исследования представлены на диаграмме (рис. 2).



Рисунок - 2 – Результаты исследования уровня эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Как видим из диаграммы для детей старшей группы характерен средний уровень развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам. Выявлен только один ребенок с высоким уровнем развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам духовно-нравственной воспитанности (10%), который четко осознает свои предпочтения, обосновывает содержание своего ответа, умеет сопоставлять, анализировать значимость личностных качеств, отношения к нему разных лиц, он смог объяснить, что такое добро и зло; оценил себя положительно («Я помогаю маме, ухаживаю за сестренкой, а не просто играю в свои игры, это значит я хороший»); при этом понимает, что иногда может совершить поступок, который не нравится другим»).

Дети со средним уровнем развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам (60% - 6 чел.) осознают свои предпочтения, но не всегда могут объяснить причину своего выбора, осознают значимость личностных качеств, отношений других людей, но не всегда могут сформулировать суть этих явлений.

Дети с низким уровнем развития эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам (30% - 3 чел.) знают, какие ценности предпочитают, но их желания и выборы не обоснованы, значимость личностных качеств и оценок других людей в их представлениях развиты слабо. Например, один ребенок (6 лет.) затруднился назвать характеристики злого и доброго человека, считает себя хорошим, но аргументировать ответ не смог.

При помощи методики изучения взаимопомощи у дошкольников в ситуации выбора Г.М. Коджаспировой изучался поведенческий компонент, который включает в себя установление отношений, определение позиции в собственном поведении; способность самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью, устойчивость реального поведения.