Файл: 1. 1 Познавательные учебные действия как компонент требований фгос ооо 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общеучебные УУД, речь идет о формировании способности самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, а также методы решения возникающих задач. Сюда также относится умение искать необходимую информацию, которая отвечает критериям ясности, доступности, достоверности.

Логические УУД направлены на развитие у ребенка аналитических качеств: возможности сравнения исследуемых объектов, выявления закономерностей в однотипных явлениях.

Ребенок должен уметь объединять (синтезировать) разрозненные факты, которые являются частью целого.

Установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений, выделение проблем, а также доказательство общенаучных гипотез – ключевые навыки, которыми должен обладать обучающийся в рамках освоения логических приемов. Познавательные УУД у школьников позволяют им использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала.

Педагогу может быть поставлена задача: «укажите виды познавательных универсальных учебных действий». Они могут иметь различную направленность: относительно поиска информации для подготовки к занятию, с целью межличностного общения и установления контактов.

Преподаватель должен четко представлять, какие учебные действия относятся к логическим, а какие к другим разновидностям УУД. Например, навыки точного и ясного изложения собственных мыслей – это форма коммуникативного развития.

Возникновение конфликтных ситуаций должно научить ребенка рационально идентифицировать проблему, самостоятельно оценить свою роль в ухудшении взаимоотношений, а также принять меры, которые направлены на сглаживание ситуации. Логические универсальные учебные действия помогают школьнику сформировать свое представление о вещах, явлениях, событиях.

Педагог, осуществляющий общение с ребенком, должно иметь представление о том, что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что в рамках учебных мероприятий учитель должен сформировать у ребенка базовые навыки работы с академическим материалом.

Так, группы познавательных УУД не включают в себя действия, которые совершаются в рамках регулятивных, личностных и коммуникативных действий. Речь идет о нравственно-этической ориентации ребенка, формированию у него способности к саморегуляции для совершения волевых усилий в ситуации, когда необходимо преодолеть очередное препятствие.


Познавательные УУД по ФГОС, примеры которых могут иметь форму моделирования ситуаций для целей облегчения усвоения знаний, позволяют в кратчайшие сроки сформировать комплекс необходимых ребенку навыков.

В процессе освоения ребенок навыков, необходимых ему для успешного завершения учебной деятельности, могут использоваться следующие действия:

Моделирование. Оно предполагает сочетание знаковой и визуальной формы усвоения знания. Например, изучение внутреннего строения человека может сопровождаться иллюстрированием их в натуральной величине.

Игровые действия. Активное участие учеников в освоении материала формирует у них активную жизненную позицию. Это способствует улучшению отношений с одноклассниками, а также ускоренному освоению материала.

Использование фактических данных. В этом случае педагог преподносит тему изучаемого материала с такой точки зрения, которая способна заинтересовать ученика.

Отвечая на вопрос, какие действия входят в состав познавательных учебных действий, следует отметить, что их универсальный характер может быть использован для облегчения освоения учебного материала любой сложности.

Таким образом, виды познавательных УУД позволяют преподавателю выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учениками. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки в работе с большими объемами информации.

Учитель средней школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Цель - активизировать познавательную деятельность учащихся, поскольку она развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, в котором ему предстоит открыть много нового, отыскать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. В первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс познания являются следующие: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций успешности, самостоятельные работы, проблемные ситуации, нетрадиционные формы учебных занятий, проектно-исследовательская деятельность и информационные компьютерные технологии.



Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств, которыми располагает учитель [4].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современной педагогике нет единого взгляда на сущность ПУУД. Основываясь на выше изложенных определениях, мы можем констатировать, что ПУУД это деятельность ученика, в стремлении к эффективному овладению знаниями, проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. В результате исследования понятия ПУУД мы сделали вывод, что ПУУД учащихся классов это непрерывный процесс получения новых знаний, формирование интереса к учению, самостоятельную целенаправленную познавательную деятельность с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения. Формирование ПУУД школьников одно из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе.

1.2 Педагогический феномен понятия «познавательные УУД», структура



Одним из важнейших качеств современного человека является активная деятельность ПУУД, решение алгебраических задач, новый поиск, желание и способность самостоятельно приобретать знания.

Проблема активизации ПУУД всегда была для учителей. Сократ учил своих слушателей умению мыслить логически, искать истину, думать. Ж.-Ж. Руссо говорил так, что ученик хотел учиться и находить новые знания, создавая для него особые ситуации, которые приводят к познавательному поиску. Ученик не только получал, но и искал знания. Однако эта проблема была полностью развита в педагогике Д. Дьюи и ученых 20-го века.

Д. Дьюи критиковал словесную книжную школу, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способностью к труду и знаниям. Он предлагал обучение, когда учитель организует детские мероприятия, в ходе которых они решают свои проблемы и получают необходимые знания, учатся устанавливать задачи, находить решения, применять полученные знания [8].

Исследованию ПУУД учащихся посвящены труды многих ученых, среди которых Л.И. Божович, В.А. Крутецеий, А.Н. Леонтьев, А.К. Марков, Г.И.Щукина, П.М. Якобсон, Н.Ф Виноградова и др.

ПУУД – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. ПУУД необходима человеку, чтобы он смог раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни.

Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.

В своих исследованиях Г.И. Щукина, указывает на то, что основная активность школьников проявляется в ПУУД в школе, которая является необходимым этапом подготовки молодых поколений к жизни. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Исходя из мнения Г.И. Щукиной, активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Педагог указывает на тот факт, что активность не спонтанное проявление личности. Это целеустремленное социальное образование, в деятельности и в общении черпающее свои ресурсы [49].


Само слово «активность» в словаре русского языка С.И. Ожегова даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность».

Основы современного понимания природы активности человека заложены в работах Л.С. Выготского, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, и др.

ПУУД характеризуется стремлением субъекта выйти за пределы его собственных возможностей, возможностью расширить сферу его деятельности, действуя вне пределов требований ситуаций и ролевых предписаний, в то время как он подчеркнул, что деятельность обусловлена предметная цель.

Проблема формирования ПУУД школьников - одна из актуальных проблем, так как это качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Развитие ПУУД, благодаря ее практической значимости, постоянно привлекало внимание великих ученых. Поэтому история развития ПУУД восходит к далекому прошлому. Деятельность ученика проявляется в действиях, активном состоянии, которое характеризуется глубоким интересом к учению, усилением инициативы.

Для развития ПУУД на занятиях необходимо включить в работу учителя: игры, игровые упражнения, решения кроссвордов, загадок, ребусов, информационное лото, прохождение лабиринтов, виртуальные туры, поездки в страну сказки, тренинги для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Крайне важно обеспечить, чтобы дети росли не только сознательными и здоровыми членами общества, но также, обязательно способными к творческому подходу к делу. Поэтому в настоящее время одной из основных целей образовательной работы является формирование интеллекта.

В педагогической и психологической литературе, в культурной общечеловеческой традиции игра выступает как главный атрибут цивилизованного детства. Игра, писал Л.С. Выготский, содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития ребенка. Исторически сложившись, игра стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение, своеобразным образовательным пространством. Игра выполняет свою развивающую функцию даже в тех культурах,­ где она еще не осознана как мощное средство воспитания [6].

Согласно определению из педагогического словаря Коджаспировой Г. М., Коджаспировв А. Ю., «игра - один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» [13].