ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
предложения воспитателя, некоторые дети действовали самостоятельно, без всякой помощи взрослого, но так же были и дети, которые не смогли правильно составить описательный рассказ по данной картинке.
Детям, которые не смогли составить описательный рассказ по картинке, была оказана определенная помощь в этом исследовании.
На основании полученных данных, дети были сгруппированы по трем уров -
ням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе данного исследования, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении).
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе данного эксперимента, показал, что, высокий уровень составляет 30%. Дети этого уровня самостоятельно, без помощи педагога, описывали данную картинку.
Отмечаются развитые способности в составление описательного рассказа по картинке; творческий подход к придумыванию описания. Дети проявляют полную самостоятельность в достижении результата высокого качества, владеют элемента -ми структуры описании (начало, середина, конец). Результат оригинален, с элементами новизны.
К достаточномууровнюотнесено 20% детей. Эти дети проявляют самостоятельность в данном эксперименте, но испытывают некоторые трудности при подборе нужного слова или словосочетания,
при переходе от одной части расс - каза к другой. Качество результата высокое, но без элементов новизны.
К среднему уровню отнесено 30% детей. Лексический запас этих детей немного ниже нормы. Дети часто повторяют одни и те же слова, часто допускают грамматические ошибки, используют однотипные предложения.
Речь детей не выразительна. Могут проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия речевых умений. Качество результатов сред -
нее, без элементов новизны.
Книзкомууровню относятся 20% детей.
Такие дети проявляют беспомощность во всех компонентах речевой деятельности. Иногда отказываются от эксперимента. Результата от них не удалось получить. В процессе исследования часто отвлекаются, затрудняются в описании предметов на картинке. Качество результатов низкое.
Таким образом, данное исследование позволило выявить уровень развития связной речи детей. Эксперимент показал преобладание высокого и среднего уровня развития речевых умений детей.
Так же, хотелось бы привести следующую методику, по которой проводилось исследование.
Методика 2. «Обследование связной речи детей».
Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания.
Материал: три картинки «девочка», «корзинка», «лес».
Инструкция: назови картинки, и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех
трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной – двух картинок (например, «девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.
На основе данной методики была изучена проблема установления лексико – смысловых отношений между предметами. По результатам эксперимента был проведен уровневый анализ выявленных знаний по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
На основании критериев определены уровни развития связной речи детей (Таблица 3).
Таблица 3. Уровни развития связной речи детей.
На основании получены данных, дети были сгруппированы по трем уровням.
Основанием такой дифференциации послужила качественная и количествен-
ная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе данного эксперимента, представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении).
Проанализировав
анализ результатов данного эксперимента, было выявлено что, высокийуровеньсоставляет 30%. Дети этого уровня самостоятельно, без помощи взрослого и педагога, составляют полноценные предложения. У детей отмечаются развитые способности устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами.
К среднему уровню отнесено 50% детей. Дети этого уровня смогли справиться с данным заданием только с помощью педагога. Часто повторяют одни и те же слова. Лексико – смысловые отношения между предметами не выразительны.
Могут проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия определенных речевых умений.
К низкомууровнюотносятся 20% детей. Такие дети проявляют беспомощность во всех компонентах речевой деятельности. Иногда отказываются от эксперимента. В процессе исследования дети часто отвлекаются, затрудняются в рассказывании. Как правило, результата от них получить не удаётся.
Методика3. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
«Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», авторы Ушакова О. С., Струнина Е. М.
Цель: выявить особенности понимания логики изображенного на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок. Для выявления уровня связной речи по серии сюжетных картинок при их подборе необходимо учитывать особенности восприятия. Следует подобрать серии из трех картинок, где четко выражены
начало действия, его развертывание и конец; из четырех картинок, где 1-я — начало, 2 и 3-я — середина, 4-я — конец.
Обследование проводится индивидуально. Порядок предъявления картинок различный, в зависимости от цели.
Перед рассказыванием дается время для рассматривания всей серии.
Методика выполнения: детям предлагается серия из трех сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их в нужном порядке и составь рассказ, дай ему название». В протоколах фиксируется то, как ребенок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.
При анализе рассказов воспитатель ориентируется на показатели связности речи, понимания темы, на развитие сюжетной линии, структурную организацию текста, на разнообразие средств связи, плавность, выразительность.
При анализе результатов можно выделить три уровня, которые представлены в таблице 5.
Детям, которые не смогли составить описательный рассказ по картинке, была оказана определенная помощь в этом исследовании.
На основании полученных данных, дети были сгруппированы по трем уров -
ням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе данного исследования, представлены в таблице 2.
Группа | Уровни | |||
Высокий | Достаточный | Средний | Низкий | |
Экспериментальная «Мармеладки» | 30 | 20 | 30 | 20 |
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении).
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе данного эксперимента, показал, что, высокий уровень составляет 30%. Дети этого уровня самостоятельно, без помощи педагога, описывали данную картинку.
Отмечаются развитые способности в составление описательного рассказа по картинке; творческий подход к придумыванию описания. Дети проявляют полную самостоятельность в достижении результата высокого качества, владеют элемента -ми структуры описании (начало, середина, конец). Результат оригинален, с элементами новизны.
К достаточномууровнюотнесено 20% детей. Эти дети проявляют самостоятельность в данном эксперименте, но испытывают некоторые трудности при подборе нужного слова или словосочетания,
при переходе от одной части расс - каза к другой. Качество результата высокое, но без элементов новизны.
К среднему уровню отнесено 30% детей. Лексический запас этих детей немного ниже нормы. Дети часто повторяют одни и те же слова, часто допускают грамматические ошибки, используют однотипные предложения.
Речь детей не выразительна. Могут проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия речевых умений. Качество результатов сред -
нее, без элементов новизны.
Книзкомууровню относятся 20% детей.
Такие дети проявляют беспомощность во всех компонентах речевой деятельности. Иногда отказываются от эксперимента. Результата от них не удалось получить. В процессе исследования часто отвлекаются, затрудняются в описании предметов на картинке. Качество результатов низкое.
Таким образом, данное исследование позволило выявить уровень развития связной речи детей. Эксперимент показал преобладание высокого и среднего уровня развития речевых умений детей.
Так же, хотелось бы привести следующую методику, по которой проводилось исследование.
Методика 2. «Обследование связной речи детей».
Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания.
Материал: три картинки «девочка», «корзинка», «лес».
Инструкция: назови картинки, и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех
трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной – двух картинок (например, «девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.
На основе данной методики была изучена проблема установления лексико – смысловых отношений между предметами. По результатам эксперимента был проведен уровневый анализ выявленных знаний по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
На основании критериев определены уровни развития связной речи детей (Таблица 3).
Уровни | Характеристика |
Высокий уровень | Ребенок справился с заданием, используя фразы, адекват-ные предложенному заданию (3 балла). |
Средний уровень | Ребенок справился с заданием с помощью педагога (2 балла). |
Низкий уровень | Ребенок не смог составить предложения (1 балл). |
Таблица 3. Уровни развития связной речи детей.
На основании получены данных, дети были сгруппированы по трем уровням.
Основанием такой дифференциации послужила качественная и количествен-
ная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе данного эксперимента, представлены в таблице 4.
Группа | Уровни | ||
Высокий (3 балла) | Средний (2 балла) | Низкий (1 балл) | |
«Мармеладки» | 30 | 50 | 20 |
Таблица 4. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении).
Проанализировав
анализ результатов данного эксперимента, было выявлено что, высокийуровеньсоставляет 30%. Дети этого уровня самостоятельно, без помощи взрослого и педагога, составляют полноценные предложения. У детей отмечаются развитые способности устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами.
К среднему уровню отнесено 50% детей. Дети этого уровня смогли справиться с данным заданием только с помощью педагога. Часто повторяют одни и те же слова. Лексико – смысловые отношения между предметами не выразительны.
Могут проявлять негативные эмоциональные реакции на неудачу из-за отсутствия определенных речевых умений.
К низкомууровнюотносятся 20% детей. Такие дети проявляют беспомощность во всех компонентах речевой деятельности. Иногда отказываются от эксперимента. В процессе исследования дети часто отвлекаются, затрудняются в рассказывании. Как правило, результата от них получить не удаётся.
Методика3. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
«Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», авторы Ушакова О. С., Струнина Е. М.
Цель: выявить особенности понимания логики изображенного на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок. Для выявления уровня связной речи по серии сюжетных картинок при их подборе необходимо учитывать особенности восприятия. Следует подобрать серии из трех картинок, где четко выражены
начало действия, его развертывание и конец; из четырех картинок, где 1-я — начало, 2 и 3-я — середина, 4-я — конец.
Обследование проводится индивидуально. Порядок предъявления картинок различный, в зависимости от цели.
Перед рассказыванием дается время для рассматривания всей серии.
Методика выполнения: детям предлагается серия из трех сюжетных картинок, разложенных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребенку: «Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их в нужном порядке и составь рассказ, дай ему название». В протоколах фиксируется то, как ребенок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.
При анализе рассказов воспитатель ориентируется на показатели связности речи, понимания темы, на развитие сюжетной линии, структурную организацию текста, на разнообразие средств связи, плавность, выразительность.
При анализе результатов можно выделить три уровня, которые представлены в таблице 5.
Уровни | Характеристика |
Первый уровень | Богатство содержания, соответствие названия содержа - нию, композиция (четко выраженные структурные час-ти), выразительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правиль-ность речи, разнообразие лексических средств оцениваем в 3 балла. |
Второй уровень | Интересное содержание, соответствие названия содержанию, наличие нескольких способов связи предложений, грамматическая правильность, разнообразие лексичес-ких средств, использование средств выразительности - 2 балла. |
Третий уровень | Банальное содержание, неточное название рассказа, однообразные средства связей между предложениями, превалирование формально-сочинительных средств через союзы и, а, наречия потом, грамматическая правильность речи, словарь - 1 балл. |