ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретическое обоснование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста
1.2 Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы
Таблица 5. Анализ результатов.
Ответы детей:
-
Алёна Ж.: «Я назову рассказ «Щенок». Щенок был грустный, потому что шел дождь и ему было холодно, а потом пришли девочки и взяли щенка домой, он покушал и обрадовался, а потом пошел спать». (Средний уровень). -
Никита И. «Про щенка, называется рассказ. Он сидел на улице, а потом его забрали и он уснул». (Низкий уровень). -
Отказ от ответа — 0 баллов.
Таким образом, по результатам выполнения всех трех заданий определяется уровень развития связной речи дошкольников:
Высокий уровень - 21 - 19 балл;
Средний уровень - 18 - 13 баллов;
Низкий уровень - меньше 12 баллов.
Сводные результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 6.
Группа | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | 3 | 10 | 2 |
Контрольная группа | 4 | 8 | 3 |
Таблица 6. Уровень развития связной речи (на констатирующем этапе эксперимента).
Таким образом, анализ проведенного исследования уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста в двух группах испытуемых показывает, что преобладает средний уровень развития данного умения. Некоторые ребята не умеют составлять рассказы. Видно, что очень слабо дети владеют связной речью.
Однако у некоторых детей довольно хорошо развита связная речь: она отвечает программным задачам. Эти дети хорошо понимают структуру текста, замечают
ее недостающую часть, наполняют ее содержанием.
У остальных детей возникли сложности при определении нарушения целост -ности текста, им было сложно заметит отсутствие начала и предложить свой вари -
ант, но они умеют раскладывать сюжетные картинки - эти дети относятся к среднемууровню.
К низкому уровню связной речи относятся дети, у которых маленький словарный запас, плохо развитая память и разговорная речь. Очень многие дети не смогли правильно разложить сюжетные картинки.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на повышение эффективности развития связной речи данной группы.
Для повышения эффективности развития связной речи данной группы, были использованы игры-драматизации, о которых будет более подробно написано в следующем подразделе.
Ведь именно игра-драматизация помогает в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, игра-драматизация учит детей фантазировать, сочинять, помогает чувствовать, учит преодолевать застенчивость, замкнутость, робость, учит отстаивать свою точку зрения, самостоятельно и осмысленно находить оригинальные решения в любой ситуации, развивает словесное творчест -во, творческие способности.
2.2 Апробация комплекса игр-драматизаций, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников
Проблема развития связной речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. В условиях учреждения дошкольного образования используются разнообразные методы для развития связной речи воспитанников, при этом недостаточно внимания уделяется игре-драматизации.
В игре-драматизации формируется диалогическая, монологическая эмоцио -
нально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка.
С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных пред -
ставлений, инсценировок и освоение смысла происходящего в них, действий с игрушками и костюмами, от ознакомления с ними, примеривания к себе, выполне -
ния отдельных пластических этюдов, разыгрывания эпизодов, фрагментов сказки, сценок к разыгрыванию сказки со взрослым рядом с остальными участниками. Лишь после этапов восприятия и ориентировки, опробования, возникает легко и свободно сюжетно-ролевая игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов. И эта игра выливается естественно в театрализованное представление для зрителей.
Но особую ценность представляет игра-драматизация как подлинная самодеятель -
ность детей, как импровизация в самостоятельной деятельности [60].
В экспериментальной группе организована соответствующая предметно-пространственная среда:
1. Игры-драматизации:
а) игры-драматизации с куклами;
б) пальчиковый театр;
в) элементы костюмов: жилетки, накидки, юбки, платки, шарфы, кушаки, шляпы и шляпки, парики, очки, усы, короны, диадемы и др.;
г) перчаточный театр;
д) баночный театр;
е) театр на ложках;
2. Режиссёрские игры:
а) настольный театр картинок;
б) театр на фланелеграфе;
в) театр на кубиках.
Театрализованная деятельность становится особенно эффективным средством активизации связной речи в том случае, если выбор сюжета определяется запросами детей, а не дидактическими задачами взрослого.
Мною был составлен план работы по развитию связной речи детей посредст -
вом использования игр-драматизаций. Данная деятельность организовывалась на протяжении месяца. План представлен в таблице 7.
Срок | Название |
1 неделя | Игра-драматизация Сказка «Морозко» |
Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка» | |
2 неделя | Игра-инсценировка по сказке «Муха-Цокотуха» |
Игра-драматизация по рассказу «Живая шляпа». | |
3 неделя | Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазеры» |
Игра-драматизация по сказке «Колобок» | |
4-5 неделя | Игра-драматизация по рассказу «Под грибом» |
Разыгрывание отрывка из рассказа «Живая шляпа» |
Таблица 7. Развитие связной речи детей посредством игр-драматизаций.
С воспитанниками на протяжении пяти недель было проведено 8 игр-драмати-
заций. Подготовка и проведение шло по следующему плану:
Чтение сказки (рассказа).
Беседа про содержание.
Игра «Назови ласково».
Подбор признаков к персонажам сказки (рассказа) и их поступкам.
Повторное рассказывание сказки (рассказа).
Обсуждение ролей.
Чтение сказки (рассказа) по ролям.
Пересказ сказки (рассказа) по цепочке с опорой на предметные картинки.
Игра «Изобрази персонажа из сказки (рассказа)…».
Подбор костюмов, масок к сказке (рассказу).
Драматизация сказки (рассказа).
На первом этапе с воспитанниками играли по сказкам, уже давно им знакомым. Например, «Морозко» «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха». Детям нравились такие игры, так как для них подготовили красивые костюмы, маски, давали интересные атрибуты.
Далее развитие связной речи шло посредством использования рассказов Н.Н. Носова.
Обучая детей связной речи, я базировалась на следующих педагогических условиях:
- создание развивающей педагогической среды, пространств общения;
- организация деятельности вне занятий по чтению художественной литерату -
ры;
- использование недисциплинированных методов привлечения и удержания внимания;
- создание эмоционального комфорта, творческой атмосферы.
В первую очередь в группе была создана предметно-развивающая среда, призванная привлечь внимание детей к произведениям Н.Н. Носова. В целях воспитания у детей интереса к книге и выработке элементарных умений пользоваться ими. В группе был создан книжный уголок.
На предварительном этапе основной задачей являлось обогащение творческо-го речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, выделен -
ных из рассказов Н.Н. Носова. При этом опора шла на подражательные способности детей, заимствование речевых образцов.
На данном этапе детям читались произведения Н.Н. Носова: «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», произведения В. Сутеева «Под грибом». Знакомство с рассказами детей происходило на занятиях по развитию речи или по ознакомлению с художественной литературой.
При проведении работы по развитию связной речи детей были заранее проду-маны вопросы по рассказам Н.Н. Носова, предполагающие полный и содержатель -ный ответ со стороны детей. После знакомства с рассказом использовали беседы обсуждения. Например, после прочтения рассказа «Под грибом» детям были заданы следующие вопросы:
- Как Муравей оказался под грибом?
- Кто ещё спрятался от дождя под грибом?
- Почему сначала под грибом хватало места только Муравью, а потом там поместились и другие?
- Что произошло с грибом во время дождя?
При получении ответов на вопросы велась как коллективная, так и индивиду-альная работа, когда вопрос задавался конкретному ребенку.
После, детям было предложено разыграть анализируемую ситуацию (Приложения 4, 5, 6, 7, 8).
Ситуацию проигрывали 2-3 раза индивидуально с детьми. При этом добива -
лись от ребенка ответа полным предложением.
Также детей учили правильно задавать вопросы, задавать вопросы «другими словами». Для этого использовалась игра «Да-нетка». Особое внимание обращали на правильность построения детьми вопросов. Подобная форма работы проводилась на каждом занятии по развитию связной речи. Детям предлагались дидактические задания, где ребенку давалась роль взрослого и он должен был расспросить или сверстника или воспитателя о событиях в рассказе.