ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
Алфавитный подход к определению количества информации
Характеристики основных типов данных
Кодирование числовой информации в компьютере
Кодирование текстовой информации в компьютере
Кодирование графической информации в компьютере
Кодирование аудио информации в компьютере
ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА
Вопросы для самопроверки по теме 2
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Принципы работы электронной вычислительной
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Файловая структура ОС. Операции с файлами
Инструментальное программное обеспечение ЭВМ
Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.
Прикладное программное обеспечение ЭВМ
Вопросы для самопроверки по теме 4
МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Вопросы для самопроверки по теме 6
7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)
Этапы решения задач на компьютере
ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)
Классификация антивирусных программ
Вопросы для самопроверки по теме 8
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ
ИНСТИТУТ ХОЛОДА И БИОТЕХНОЛОГИЙ
Е.Б. Петрунина
ЛЕКЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
2014
УДК 681.3
Петрунина Е.Б. Лекции по информатике: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ, 2014. – 105 с.
Излагается теоретический материал по дисциплине «Информатика». В конце каждого раздела приведены вопросы для самопроверки.
Предназначено для студентов всех направлений (бакалавриат) очной и заочной форм обучения.
Рецензент: кандидат техн. наук, проф. А.В. Зайцев
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом Института холода и биотехнологий
В 2009 году Университет стал победителем многоэтапного конкурса, в результате которого определены 12 ведущих университетов России, которым присвоена категория «Национальный исследовательский университет». Министерством образования и науки Российской Федерации была утверждена программа его развития на 2009–2018 годы. В 2011 году Университет получил наименование «Санкт-Петербургский
национальный исследовательский университет информационных техно- логий, механики и оптики».
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2014
Петрунина Е.Б., 2014
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи дисциплины
Целями учебной дисциплины «Информатика» являются фор- мирование представлений о сущности информации и информацион- ных процессов, развитие алгоритмического мышления, представ- ляющего собой необходимую часть научного взгляда на мир, изуче- ние современных информационных технологий, демонстрация воз- можности использования полученных знаний в различных сферах деятельности человека.
Знание основных разделов дисциплины способствует повыше- нию эффективности учебной деятельности студентов и их будущей профессиональной деятельности, а также положительному воспри- ятию процесса информатизации общества.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:
-
основные понятия и определения информатики; -
основные принципы работы современного компьютера; -
технические средства обработки информации; -
программные средства обработки информации; -
основные понятия и способы моделирования;
уметь:
-
использовать основные программные средства и информаци- онные системы; -
моделировать различные процессы на компьютере;
владеть:
-
способами и методами представления информации; -
технологиями решения задач с использованием компьютера.
-
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИИ
-
Основные определения
-
Информатика – это дисциплина, изучающая структуру и об- щие свойства информации, закономерности и методы еѐ создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различ- ных сферах человеческой деятельности.
В настоящее время большинство операций с информацией со- вершается с помощью ЭВМ. Поэтому сведения о компьютерах и компьютерные технологии обработки информации являются важ- ной составной частью дисциплины «информатика».
Понятие информацияточно и однозначно не определяется, хотя используется повсеместно. Оно вводится путѐм объяснения, ко- торое опирается на интуицию, здравый смысл или бытовое примене- ние этого термина.
В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-
dok.html) дается следующее определение этого термина: «информа- ция — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их пред- ставления».
Толковый словарь русского языка Ожегова приводит 2 опре- деления слова «информация»:
-
Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройст- вом. -
Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоя- нии чего-нибудь. (Научно-техническая и газетная информация, сред- ства массовой информации — печать, радио, телевидение, кино).
Для количественного определения имеющейся информации самым удобным оказалось такое: это сведения, которые уменьшают неопределенность об окружающем мире и являются объектом хране- ния, преобразования, передачи и использования.
Энтропия – это мера неопределѐнности наших знаний об объ- екте или явлении. Энтропию иногда называют антиинформацией. Например.Если мы интересуемся сведениями о полностью засекре- ченном объекте или явлении, или получили зашифрованное сообще-
ние, а ключа к расшифровке не знаем, то для нас информация о нѐм равна нулю, а энтропия – максимальна.
Знания – это осознанные и запомненные людьми свойства предметов, явлений и связей между ними, а также способов выполне- ния тех или иных действий для достижения нужных результатов.
Сигнал (сообщение) – информационный поток, который в процессе передачи информации поступает к приѐмнику.
Данные – это зарегистрированные на материальном носителе сигналы.
Одна и та же информация может передаваться с помощью раз-
ных сообщений. Например, сведения о выпуске книги могут быть пе- реданы с помощью телевидения, устного разговора, рекламных щи- тов и т. д. И, наоборот, одно и то же сообщение может нести различ- ную информацию. Пример: сообщение на китайском языке несѐт ка- кую-то информацию только для тех, кто этот язык знает.
Сведения, факты, данные – это знания, выраженные в сигна- лах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.
Информационные процессы – это хранение, передача и обра- ботка данных.
Информационнаяреволюция – это преобразование общест- венных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Другими словами информационная революция означает скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов ин- формационного взаимодействия в обществе, что создает основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.
В настоящее время выделяется шесть основных информацион- ных революций в истории развития человеческого общества. Они связываются со следующими событиями:
появление человеческой речи; изобретение письменности; изобретение книгопечатания;
изобретение радио, телефона, телевидения;
изобретение микропроцессорных технологий и появление персональных компьютеров.
Создание компьютерных сетей и, в частности, глобальной компьютерной сети Интернет.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 45