Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 497

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие

Вопросы для самопроверки по теме 6


Задание 1. Перечислите основные свойства алгоритма.

Задание № 2. Приведѐн алгоритм процедуры «ABCD» в псевдокоде: Начать

Писать ("Введите "A,B,C,D") Читать(A,B,C,D)

Если A=B то Если С<В то Х:=1

Иначе Х:=2

Иначе Х:=3

Конец

Запишите этот алгоритм математическим языком на бумаге.

Задание 3. Определите, какими будут значения Х и Y на выходе из этого алгоритма:

X=0


Задание 4. Определите значение переменной D после выполнения алгоритма (mod(х,у) целый остаток от деления):

k=70

Выбор

при mod(k,12)=7: D:=k при mod(k,12)<5: D:=2 при mod(k,12)>9: D:=3 иначе D:=1

Всѐ

Задание 5. При какой организации цикла может случиться, что те- ло цикла не выполнится ни разу.

Задание № 6. Представлен фрагмент программы: Y:=X+5; X:=Y; Y:=X+Y; вывод Y

Определите значение переменной Х перед входом в этот фрагмент, если известно, что после выполнения этого фрагмента пе- ременная Y приняла значение 14.

Задание 6. Укажите вариант описания, соответствующий циклу с постусловием:

  1. пока условие истинно, выполнять оператор;

  2. выполнять оператор, пока условие ложно;

  3. выполнять оператор заданное число раз;

  4. если условие истинно, выполнять оператор, иначе остано- виться.

Задание 8. Определите, сколько раз тело цикла выполняется в представленном фрагменте:

B
:= 10; D := 40

Начало цикла: пока D >= B D := D B

Конец цикла.

Задание 9. Определите вид вывода результатов в предложенном фрагменте программы:

X:=5 Z:=7

вывод ("X=",X," X=",Z,Z+X) 1. X=5 X=712

2. "X=",5," X=",7,12

3. X=5 X=7 12

4. "X=",X," X=",Z,Z+X

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ


    1. Основные технологии программирования

При разработке компьютерных моделей для задач, решаемых по сложным и громоздким алгоритмам, получаются длинные про- граммы, которые очень сложно отлаживать и тестировать. Для облег- чения этих работ были разработаны разные технологии программи- рования, которые упрощают структуру программы и ее отладку. Ос- новные из них:
  • модульное программирование;


программирование «снизу вверх» (восходящее программи-рование);

– программирование «сверху вниз» (нисходящее программи- рование).


Согласно этим технологиям в алгоритме задачи выделяются модули. Модуль – это либо логически законченный фрагмент общей задачи, либо часто повторяющийся блок расчѐтов.

Каждый модуль оформляется по определѐнным правилам в виде подпрограммы, и в текст основного алгоритма вместо него вставляется короткая инструкция вызова подпрограммы. Когда вы- полнение программы доходит до этой инструкции, выполняется фрагмент, заложенный в тело подпрограммы, после чего управление передаѐтся на команду, следующую за инструкцией вызова подпро- граммы.

Различают подпрограммыфункции(используются как опе- ранды в выражениях) и процедуры (используются как операторы). Общую структуру подпрограмм можно

представить следующим об-





разом:

Телоподпрограммы это операторы, которые программируют

ту часть алгоритма, которая выделена в данный модуль. Формальныепараметры – это те переменные в теле подпрограммы, значения ко- торых надо будет перед началом работы этого модуля получить из основной программы.

В инструкции по вызову указывается имя подпрограммы и фактические параметры, то есть значения формальных параметров, с которыми следует выполнить тело подпрограммы в данном месте.

Пример. Дан массив целых чисел {ai},i=1, 2, ..., 15. Программа должна вычислять произведение двух сумм некоторых элементов массива {ai}. Так как операции, которые следует выполнить для сум- мирования, не зависят от конкретных значений используемых чисел, алгоритм суммирования, чтобы не повторять его дважды, можно оформить в виде подпрограммы. Поскольку по условию задачи ко- нечным результатом должно быть произведение сумм, а не каждая из них по отдельности, подпрограмму можно оформить по типу подпро- граммы-функции. Алгоритм, по которому будет составляться про- грамма, представляем в псевдокоде:

Функция СУММА(i1,i2) начало: s= 0

начало цикла для i = i1 до i2 s= s+ a(i)

конец цикла СУММА = s

Конец функции

Начало программы

вывести на экран("введите значения массива А") начало цикла для j= 1 до 15

ввести с клавиатуры а(j) конец цикла

вывести на экран ("введите границы индексов первой

суммы") суммы")
ввести с клавиатуры g,w

вывести на экран ("введите границы индексов второй
ввести с клавиатуры t,l

р:= СУММА(g,w) * СУММА(t,l)

вывести на экран ("произведение равно", р)

Конец программы


В программу введены константы: g= 1; w= 12; t= 8; l= 15. Это фактические параметры, которые надо использовать вместо формальных параметров i1 и i2 при вычислении значения p. В ре- зультате переменная p примет значение произведения сумм элемен- тов с 1 по 12 и с 8 по 15 из массива {ai}.

При использовании технологии «сверху вниз» разработка про- граммы начинается с последовательной детализации алгоритма на

всѐ более мелкие части до тех пор, пока получатся такие модули, для которых можно написать конкретные команды. Затем составляется текст основной программы, в которой вместо фрагментов, выделен- ных в подпрограммы, ставят «заглушки». Это подпрограммы, в кото- рых вместо реально нужных операторов ставят сигнальные печати или ввод результатов, которые должна была сосчитать эта подпро- грамма. Таким образом проверяют и отлаживают последовательность действий в основном алгоритме. Затем подпрограммы-заглушки по очереди заменяют на соответствующие алгоритму подпрограммы, отлаживают и тестируют их. Такая технология облегчает создание программы, уменьшает количество ошибок и облегчает нахождение допущенных ошибок. Считается, что программа оптимального по размерам модуля целиком должна помещаться на экране дисплея.

При использовании технологии «снизу вверх» в первую оче- редь определяются и разрабатываются вспомогательные модули, ко- торые потребуются для проектируемой программы. После того, как все модули отлажены, из них, как из кубиков, в соответствии с на-
чальным алгоритмом собирается основная программа.
    1. 1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   45