Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)


Структурное программирование – методология и технология разработки программных комплексов, основанная на принципах мо- дульного программирования и программирования "сверху-вниз".

Алгоритм задачи представляется как композиция только трѐхбазовых типов алгоритмов: линейных, ветвлений и циклов. Эти кон- струкции могут быть соединены или вложены друг в друга произ- вольным образом, но никаких других способов управления последо- вательностью выполнения операций не используется.

Основные языки программирования, использующие структур- ную технологию:

  • Ада, Си языки общего назначения;

  • Бейсик (до Visual Basic);

  • КОБОЛ – для экономических задач (много операторов, об- легчающих манипуляции с файлами);

  • Фортран, Паскаль, ПЛ/1 – для вычислительных задач (удоб- ные средства для записи формул).
    1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования


Объектно-ориентированное программирование (ООП) при- меняют при программировании разных манипуляций над объектами. Например, при составлении программ управления размерами и поло- жением окон Windows, листами книги Excel, файлами и т. п.

Основныетерминыипонятияобъектно-ориентированногопрограммирования:

  • моделируемая система состоит из объектов. Объекты могут быть вложены друг в друга, например, объект «лист Excel» – это часть объекта «книга Excel»;

  • объекты каким-то образом взаимодействуют между собой;

  • каждый объект характеризуется своим состоянием и поведе- нием. Состояние объекта задаѐтся значением некоторых его свойств. Например, объекты типа «книга Excel» имеют свойства: имя, размер, открыта/закрыта и т. п. Действия, которые можно выполнять над объектом или которые он сам может выполнять, называются мето-дами. Например, объект типа «книга Excel» можно открыть, закрыть, переименовать, перенести в другую папку и т. п. После каждого дей- ствия изменяются какие-то свойства объекта.


Класс объектов – шаблон, определяющий основные свойства, методы и события группы объектов, объединяемых в класс. Это же можно сформулировать другими словами: это множество объектов, имеющих общее поведение и общую структуру.

События – ситуации, в которых надо программировать какой- то отклик объекта. Например, что делать, когда над гиперссылкой или кнопкой расположен курсор, когда щѐлкает курсор, когда проис- ходит двойной щелчок.

Наследование порождает иерархию объектов. Оно может быть смоделировано с помощью таксонометрической классификаци- онной схемы (иерархии). В основном классе (родителе) можно вы- делять подклассы (потомки). Они состоят из объектов, входящих в класс родителя и обладают наряду со всеми его характеристиками дополнительной группой свойств, которых у других объектов класса- родителя нет. Пример: класс-родитель – окна Windows, подклассы – диалоговые окна, окна документов, окна папок. Подклассы окон до- кументов – окна документов Word, окна документов Excel, окна до- кументов PowerPoint и т. п.

Инкапсуляция сокрытие деталей программ, создающих и манипулирующих объектами. Создание объектов, манипулирование ими осуществляется программами языка ООП. Программист указы- вает в своей программе только то, что и с каким объектом нужно сде- лать, или какой результат нужно получить. То есть объекты рассмат- риваются как «чѐрные ящики». Такой способ упрощает разработку программы и еѐ модификацию.

Полиморфизм –.для выполнения одного и того же типа дейст- вий в разных подклассах одного класса можно использовать одно и то же имя, хотя это действие реализуется разными внутренними ме- тодами (программами). Например, действие «трансформация объек- та», которое программист обозначает этим термином для фигур

, вхо- дящих в разные подклассы класса «геометрические фигуры», выпол- няется по разным формулам, следовательно, его выполняют разные программы (методы). Другими словами это означает способность объектов выбирать внутренний метод самостоятельно, исходя из типа их данных.

Основные языки ООП:

  • С++ для системного программирования;

  • Java, JavaScript, PHP, Perl – для разработки сценариев в ди- намических Veb-страницах;

  • Simula первый язык, построенный по принципам ООП;

  • Delphi (Object Pascal) – удобен для программирования баз данных.



    1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   45

Этапы решения задач на компьютере


  1. Постановказадачи:

  • сбор информации о задаче;

  • описание исходных данных и конечных целей;

  • определение формы выдачи результатов.

  1. Анализиисследованиемоделизадачи:

  • анализ существующих аналогов;

  • анализ технических и программных средств;

  • разработка математической модели;

  • разработка структур данных.

  1. Разработкаалгоритма:

  • выбор метода проектирования алгоритма;


т. п.

  • выбор формы записи алгоритма (блок-схема, псевдокод и




  • выбор тестов и метода тестирования;

  • проектирование алгоритма.

  1. Программирование:

  • выбор языка программирования;

  • уточнение способа организации данных;

  • запись алгоритма на выбранном языке.

  1. Отладкаитестирование:

  • синтаксическаяотладка: исправление ошибок в форме за-

писи конструкций;

    • отладка семантики и логической структуры: семантика система правил истолкования отдельных конструкций языка, напри- мер проверка правильности организации циклов, ветвлений и т. п., соответствия типов переменных в выражениях, логическая структу-ра правильная последовательность обработки данных;

    • тестовые расчѐты и анализ результатов тестирования;

    • совершенствование программы.

Деятельность, направленная на исправление ошибок в программной системе, называется отладкой. Тестирование – прогон отлаженной программы на эталонных вариантах исходных данных, для которых заранее известны результаты (см. п.5.3.).

  1. Анализ результатов тестирования и, если нужно, уточне- ние модели и повторение п. п. 2 – 5.

  2. Сопровождение программы: составление документации по математической модели, алгоритму, программе, набору тестов, ис- пользованию готовой программы и т. п.
    1. Вопросы для самопроверки по теме 7


Задание 1. Выберите правильные варианты: при проектировании программного обеспечения используют подходы:

  1. сверху-вниз

  2. снизу-вверх

  3. слева-направо

  4. справа-налево

Задание 2. Ошибка в форме записи программы – этоошибка.


Задание № 3. Ошибка в последовательности обработки данных, орга- низации циклов, ветвлений, соответствий типов переменных, исполь- зуемых в выражениях, этоошибка.

Задание № 4. Укажите типовые алгоритмические структуры, исполь- зуемые при структурном программировании.

Задание № 5. Укажите различие между формальными и фактически- ми параметрами подпрограмм.

Задание № 6. Укажите, какие из приведенных терминов являются ба- зовыми понятиями в объектно-ориентированном подходе к програм- мированию:

  1. объект

  2. свойство

  3. метод обработки

  4. инструкции

  5. данные

  6. модель

  7. событие

  8. класс объектов

Задание 7. Какой методологии программирования присуще поня- тие "Иерархия классов?

Задание 8. . Набор операторов, выполняющих заданное действие и не зависящих от других частей исходного кода, это.

Задание 9. Выделите принципы, которые можно использовать при разработке программ методом структурного программирования:

  1. принцип модульной разработки сложных программ;

  2. использование композиции трѐх базовых структур при запи- си алгоритма - линейных, ветвлений и циклов;

  3. использование композиции двух базовых структур при запи- си алгоритма - ветвлений и циклов;

  4. использование большого количества подпрограмм.

Задание № 10. Объясните смысл понятий, используемых в методоло- гии объектно-ориентированного программирования: объект, класс, ме- тод, наследование, полиморфизм, инкапсуляция.
    1. 1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   45