Файл: Лекции по информатике учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Основные свойства информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний

Алфавитный подход к определению количества информации

Единицы измерения информации

Характеристики основных типов данных

Кодирование числовой информации в компьютере

Кодирование текстовой информации в компьютере

Кодирование графической информации в компьютере

Кодирование аудио информации в компьютере

ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА

Логические основы ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 2

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Принципы работы электронной вычислительной

Виды внутренней памяти

Виды внешней памяти (ВЗУ)

Процессор

Системный блок

Устройства ввода

Устройства вывода

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Файловая структура ОС. Операции с файлами

Инструментальное программное обеспечение ЭВМ

Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.

Прикладное программное обеспечение ЭВМ

Вопросы для самопроверки по теме 4

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Базы данных и базы знаний

Этапы моделирования

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Примеры блок-схем алгоритмов

Вопросы для самопроверки по теме 6

7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)

Этапы решения задач на компьютере

ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Протоколы электронной почты

Основные понятия криптографии

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)

Классификация антивирусных программ

Вопросы для самопроверки по теме 8

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программные средства реализации информационных процессов

Технологии программирования

Петрунина Елена Борисовна

Учебно-методическое пособие


    • по форме представления.

Классификациямоделейпообластииспользования

Учебные используются при обучении.

Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проек- тируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик (аэродинамическая труба).

Научно-технические для исследования процессов и явле-

ний. ях.
Игровые репетиция поведения объекта в различных услови-
Имитационные отражение реальности в той или иной сте-

пени (это метод проб и ошибок).

Классификациямоделейпофакторувремени

Статические – описывают состояние системы в определен- ный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры: классификация животных, строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов и т. д.

Динамические – описывают процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: моделирование движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.

Классификация моделей по отрасли знаний – это классифика- ция по отрасли деятельности человека (математические, биологиче- ские, химические, социальные, экономические, исторические и т. д.).

Классификациямоделейпоформепредставления

  • материальные (предметные, физические) – это модели, ко- торые имеют реальное воплощение и отражают внешние свойства или внутреннее устройство моделируемых сущностей, суть процес- сов и явлений в объекте-оригинале. Материальное моделирование – это экспериментальный метод познания окружающей среды. Приме- ры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной сис- темы, школьные пособия, физические и химические опыты, авиамо- дель истребителя, полоса препятствий.

  • информационные это целенаправленно отобранная ин- формация о моделируемой сущности, которая отражает ее свойства, наиболее существенные для исследователя. В информационных мо-


делях реальный объект или процесс заменяется его формальным опи- санием. Такая процедура называется формализацией.

Например, информационной моделью движения поездов явля- ется расписание их движения, а материальной – макет железной до- роги с движущимися паровозиками.

Поуровнюформализацииразличают:

  • хорошо формализованные модели. Их можно решить средст- вами, принятыми в данной предметной области, не используя субъек- тивные мнения экспертов;

  • плохо формализованные модели. Их нельзя решить без при- влечения эксперта в данной предметной области.

Типыинформационныхмоделей

Абстрактные (мысленные) – при построении модели исполь- зуются понятия, не существующие в реальной жизни. Примеры: мо- дель идеального газа. Она представляет каждую молекулу как мате- риальную точку, т. е. объект, который имеет массу, но не имеет раз- меров. В модели движения планет вокруг солнца каждая планета то- же представляется как материальная точка.

Вербальные – мысленные модели, выраженные в разговорной форме с помощью естественных языков. Пример: инструкция пилоту самолѐта – это вербальная неформализованная модель, так как она пишется на естественном языке.

знаковые(формализованные) выражены специальными символами, применяемыми в изучаемой предметной области. Напри- мер, компьютерная модель реализована средствами программной среды, математическая формулами, которые описывают изучаемую сущность. Знаковая формализованная модель музыкального произве- дения – запись с помощью нот и т. д.

В знаковых информационных моделях выделяют класс образ-но-знаковыхмоделей. Например, к таким моделям относятся:

  • Геометрические рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение;

  • Структурные таблица, граф, схема, диаграмма;

  • Алгоритмические нумерованный список действий, поша- говое перечисление, блок-схема.


Поспособуорганизацииданныхинформационные модели де- лятся на:

  • реляционные (табличные): перечень объектов и их свойств оформляется в виде связанных между собою таблиц. Каждая строка таблицы содержит информацию об одном экземпляре (сущности) предметной области, каждый столбец – значения одной и той же ха- рактеристики (атрибута) для разных сущностей. Пример: расписа- ние движения поездов – это табличная информационная модель ре- ального перемещения поездов по железной дороге;

  • иерархические: объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного эле- мента более высокого уровня.

Такие модели представляются ориентированным графом («де- ревом»), у которого начальная вершина не подчинена никакой дру- гой, а все остальные подчинены только одной, но могут иметь в сво- ѐм подчинении сколько угодно объектов нижнего уровня. Если из каждого узла выходит только два потомка, то такая структура назы- вается бинарным деревом.

Примеры: файловая структура в компьютере (система катало- гов), система доменных имѐн в Интернете, структура почтовых адре- сов, классификации животных, растений. В иерархической модели две любые вершины могут быть соединены только одним путѐм. Пример: относительный путь к файлу имеет только один вариант.

  • Сетевые: между объектами моделируемой системы сущест- вуют множественные связи. Такие модели представляются графом, в котором имеются связи между вершинами, позволяющие создать разные пути перехода между ними.

Примеры: модель функционирования Интернет, где каждый сервер может связаться с любым другим сервером через цепочку
промежуточных узлов, и эти цепочки могут быть разными; модель взаимодействия пациентов и врачей в больнице, где каждого больно- го обследует несколько врачей и в то же время каждый врач следит за здоровьем нескольких больных; модель взаимодействия студентов и преподавателей в процессе обучения.
    1. 1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   45

Базы данных и базы знаний


В наше время любой специалист независимо от сферы дея- тельности в той или иной мере занимается сбором, накоплением, сор- тировкой разнообразных данных и прочими операциями их обработ-

ки. При структурировании данных по реляционному типу в состав базы обычно входят следующие средства: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.

Таблицы – в них накапливается информация, которая вводится с клавиатуры.

Запросы программы, которые манипулируют данными из таблиц и в черновом виде подготавливают ответы на типовые вопро- сы пользователей.

Формы – программы, размещающие на экране нужную поль- зователю информацию. Формы используются для вывода тех сведе- ний, которые достаточно просмотреть с экрана и на принтер выво- дить не нужно.

Отчеты программы, подготавливающие информацию для вывода на принтер.

Макросы и модули – программы, в которых производится такая обработка информации, которая недоступна каждому из перечислен- ных выше средств по отдельности.

Наряду с базами данных в настоящее время при моделирова- нии плохо формализованных задач используют базы знаний. Базы знаний в отличие от баз данных содержат в себе не только фактиче- скую информацию, которая является постоянной для данной пред- метной области, но и правила вывода, допускающие автоматические умозаключения о вновь вводимых фактах, то есть моделируют

«осмысленную» обработку информации с помощью правил логики. Компьютерные модели таких задач называются интеллектуальны-ми системами. Математические методы, по которым работают ин- теллектуальные системы, называются методамиискусственногоинтеллекта. В их основе лежат