ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний
Алфавитный подход к определению количества информации
Характеристики основных типов данных
Кодирование числовой информации в компьютере
Кодирование текстовой информации в компьютере
Кодирование графической информации в компьютере
Кодирование аудио информации в компьютере
ОСНОВЫ ЛОГИКИ И ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРА
Вопросы для самопроверки по теме 2
3. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Принципы работы электронной вычислительной
ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Файловая структура ОС. Операции с файлами
Инструментальное программное обеспечение ЭВМ
Основные понятия алгоритмических языков. Алфавит.
Прикладное программное обеспечение ЭВМ
Вопросы для самопроверки по теме 4
МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Вопросы для самопроверки по теме 6
7. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Основные принципы структурного программирования (программирование без GO TO)
Этапы решения задач на компьютере
ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ ЭВМ МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП)
Классификация антивирусных программ
Вопросы для самопроверки по теме 8
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
-
по форме представления.
Классификациямоделейпообластииспользования
Учебные– используются при обучении.
Опытные – это уменьшенные или увеличенные копии проек- тируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик (аэродинамическая труба).
Научно-технические– для исследования процессов и явле-
ний. ях.
Игровые– репетиция поведения объекта в различных услови-
Имитационные– отражение реальности в той или иной сте-
пени (это метод проб и ошибок).
Классификациямоделейпофакторувремени
Статические – описывают состояние системы в определен- ный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту). Примеры: классификация животных, строение молекул, список посаженных деревьев, отчет об обследовании состояния зубов и т. д.
Динамические – описывают процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: моделирование движения тел, развития организмов, процесс химических реакций.
Классификация моделей по отрасли знаний – это классифика- ция по отрасли деятельности человека (математические, биологиче- ские, химические, социальные, экономические, исторические и т. д.).
Классификациямоделейпоформепредставления
-
материальные (предметные, физические) – это модели, ко- торые имеют реальное воплощение и отражают внешние свойства или внутреннее устройство моделируемых сущностей, суть процес- сов и явлений в объекте-оригинале. Материальное моделирование – это экспериментальный метод познания окружающей среды. Приме- ры: детские игрушки, скелет человека, чучело, макет солнечной сис- темы, школьные пособия, физические и химические опыты, авиамо- дель истребителя, полоса препятствий. -
информационные– это целенаправленно отобранная ин- формация о моделируемой сущности, которая отражает ее свойства, наиболее существенные для исследователя. В информационных мо-
делях реальный объект или процесс заменяется его формальным опи- санием. Такая процедура называется формализацией.
Например, информационной моделью движения поездов явля- ется расписание их движения, а материальной – макет железной до- роги с движущимися паровозиками.
Поуровнюформализацииразличают:
-
хорошо формализованные модели. Их можно решить средст- вами, принятыми в данной предметной области, не используя субъек- тивные мнения экспертов; -
плохо формализованные модели. Их нельзя решить без при- влечения эксперта в данной предметной области.
Типыинформационныхмоделей
Абстрактные (мысленные) – при построении модели исполь- зуются понятия, не существующие в реальной жизни. Примеры: мо- дель идеального газа. Она представляет каждую молекулу как мате- риальную точку, т. е. объект, который имеет массу, но не имеет раз- меров. В модели движения планет вокруг солнца каждая планета то- же представляется как материальная точка.
Вербальные – мысленные модели, выраженные в разговорной форме с помощью естественных языков. Пример: инструкция пилоту самолѐта – это вербальная неформализованная модель, так как она пишется на естественном языке.
знаковые(формализованные) – выражены специальными символами, применяемыми в изучаемой предметной области. Напри- мер, компьютерная модель реализована средствами программной среды, математическая – формулами, которые описывают изучаемую сущность. Знаковая формализованная модель музыкального произве- дения – запись с помощью нот и т. д.
В знаковых информационных моделях выделяют класс образ-но-знаковыхмоделей. Например, к таким моделям относятся:
-
Геометрические– рисунок, пиктограмма, чертеж, карта, план, объемное изображение; -
Структурные– таблица, граф, схема, диаграмма; -
Алгоритмические– нумерованный список действий, поша- говое перечисление, блок-схема.
Поспособуорганизацииданныхинформационные модели де- лятся на:
-
реляционные (табличные): перечень объектов и их свойств оформляется в виде связанных между собою таблиц. Каждая строка таблицы содержит информацию об одном экземпляре (сущности) предметной области, каждый столбец – значения одной и той же ха- рактеристики (атрибута) для разных сущностей. Пример: расписа- ние движения поездов – это табличная информационная модель ре- ального перемещения поездов по железной дороге; -
иерархические: объекты распределены по уровням. Каждый элемент высокого уровня состоит из элементов нижнего уровня, а элемент нижнего уровня может входить в состав только одного эле- мента более высокого уровня.
Такие модели представляются ориентированным графом («де- ревом»), у которого начальная вершина не подчинена никакой дру- гой, а все остальные подчинены только одной, но могут иметь в сво- ѐм подчинении сколько угодно объектов нижнего уровня. Если из каждого узла выходит только два потомка, то такая структура назы- вается бинарным деревом.
Примеры: файловая структура в компьютере (система катало- гов), система доменных имѐн в Интернете, структура почтовых адре- сов, классификации животных, растений. В иерархической модели две любые вершины могут быть соединены только одним путѐм. Пример: относительный путь к файлу имеет только один вариант.
-
Сетевые: между объектами моделируемой системы сущест- вуют множественные связи. Такие модели представляются графом, в котором имеются связи между вершинами, позволяющие создать разные пути перехода между ними.
Примеры: модель функционирования Интернет, где каждый сервер может связаться с любым другим сервером через цепочку
промежуточных узлов, и эти цепочки могут быть разными; модель взаимодействия пациентов и врачей в больнице, где каждого больно- го обследует несколько врачей и в то же время каждый врач следит за здоровьем нескольких больных; модель взаимодействия студентов и преподавателей в процессе обучения.
- 1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 45
Базы данных и базы знаний
В наше время любой специалист независимо от сферы дея- тельности в той или иной мере занимается сбором, накоплением, сор- тировкой разнообразных данных и прочими операциями их обработ-
ки. При структурировании данных по реляционному типу в состав базы обычно входят следующие средства: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
Таблицы – в них накапливается информация, которая вводится с клавиатуры.
Запросы – программы, которые манипулируют данными из таблиц и в черновом виде подготавливают ответы на типовые вопро- сы пользователей.
Формы – программы, размещающие на экране нужную поль- зователю информацию. Формы используются для вывода тех сведе- ний, которые достаточно просмотреть с экрана и на принтер выво- дить не нужно.
Отчеты – программы, подготавливающие информацию для вывода на принтер.
Макросы и модули – программы, в которых производится такая обработка информации, которая недоступна каждому из перечислен- ных выше средств по отдельности.
Наряду с базами данных в настоящее время при моделирова- нии плохо формализованных задач используют базы знаний. Базы знаний в отличие от баз данных содержат в себе не только фактиче- скую информацию, которая является постоянной для данной пред- метной области, но и правила вывода, допускающие автоматические умозаключения о вновь вводимых фактах, то есть моделируют
«осмысленную» обработку информации с помощью правил логики. Компьютерные модели таких задач называются интеллектуальны-ми системами. Математические методы, по которым работают ин- теллектуальные системы, называются методамиискусственногоинтеллекта. В их основе лежат