ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 2073
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Объект исследования. методология
Общенаучное и социальное значение этнографии
Основные составные этнографического исследования
Этноэкология на примере природопользования северных народов
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ
Типы учреждений в СССР и за рубежом
Место этнографии в системе университетского образования
Основные периодические издания и типы монографий
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА
Выделение хозяйственно-культурных типов
Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа
Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа
Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм
Отечественная этнография (советская школа в этнографии)
-43-
а сейчас - в монастыре Святого Августина
под Зигбургом в ФРГ), имеющее международный
Институт Антропос (Anthropos Institut) и специальный
журнал «Антропос» («Anthropos»), а также
Ассоциация при журнале «Current anthropology»,
откровенно претендующем на роль
международного органа, направляющего
исследования в области наук о человеке.
Членами Ассоциации при «Current anthropology»
являются как отдельные ученые из разных
стран мира, так и этнографические
институты, музеи, вузовские центры.
Членство в такой ассоциации при внесении
ежегодного взноса в 39 американских
долларов дает право на получение самого
журнала, а также ряда изданий
Веннер-Греновского фонда антропологических
исследований. Для стран «третьего мира»
взнос составляет 20 долларов. Ассоциация
при «Current anthropology», будучи по своим целям
международной, возглавляется учеными
США; сам журнал долгое время является
органом Чикагского университета.
Своеобразным
общественным и журнальным центром
является Ассоциация первобытной истории
Дальнего Востока, базирующаяся на
отделении антропологии Гавайского
университета, но имеющая международное
членство и издающая также международный
(по составу редакции и авторов) журнал
«Asian perspective», который выходит два раза
в год. Инициатором создания этого
общества и его журнала является видный
археолог, специалист по Юго-Восточной
Азии и Океании Вильгельм Солхэйм II.
Общество и журнал занимаются изучением
древнейшей истории и этнографии Восточной
и Юго-Восточной Азии, Австралии и
Океании.
Рассмотрим несколько
подробнее задачи и состав ведущих
обществ: американского, берлинского и
парижского. Американская антропологическая
ассоциация с центром в Вашингтоне
возникла в 1902 г. как общество, координирующее
научные исследования в США по этнологии,
лингвистике, физической антропологии,
социальной антропологии и археологии
(общей и теоретической). Цели ассоциации
- содействовать американским антропологам
в изданиях, ежегодных встречах для
обмена мнениями, отстаивать их
профессиональные интересы. Членство в
ассоциации открыто для каждого, кто
интересуется проблемами антропологии.
Профессиональные антропологи, имеющие
ученую степень доктора философии или
примечательные публикации по антропологии,
могут быть избраны членами ассоциации
по представлению какого-нибудь члена
ассоциации или решению ее исполнительного
секретаря. Раз в год в каком-либо городе
США собирается съезд ассоциации, который
избирает нового президента и исполнительного
секретаря. С момента создания ассоциации
в нее вошла редколлегия журнала «American
anthropologist» (издается с 1888 г.), и этот журнал,
выходящий теперь 5-б раз в год (иногда
раз в месяц, иногда раз
-44-
в 3 месяца), стал основным печатным
органом ассоциации. За последние годы
число членов ассоциации достигло
нескольких тысяч; все они являются как
индивидуальными, так и институтскими
(вузовскими) подписчиками.
Повышение
роли собственно этнографии в антропологии
США привело к созданию в 70-е годы особого
журнала «Американский этнолог» («American
ethnologist»), который издается раз в квартал
Американским этнологическим обществом
- подразделением Американской
антропологической ассоциации
(ААА).
Берлинское общество антропологии,
этнологии и первобытной истории
(сокращенно - Берлинское антропологическое
общество) созданное более ста лет тому
назад, ставит своей задачей координацию
исследований в области культурной
антропологии, а также распространение
этнографических знаний и новых достижений
как среди своих членов, так и широкой
публики. Общество материально поддерживает
издание западноберлинских этнографических
журналов и материалов этнографических
симпозиумов. Число членов общества в
последние годы не превышает 400-500 человек;
собрания общества, открытые для публики,
проводятся раз в месяц.
Самым старым
в мире, после этнографического отделения
Русского географического общества,
является Парижское антропологическое
общество (создано в 1859 г.). Общество
координирует исследования в области
этнографии, физической антропологии и
первобытной истории (археологии). Его
цель - способствовать развитию
отечественной антропологии путем
организации представительных научных
собраний и конференций, а также публикаций
работ. Членство открыто для всех
интересующихся антропологией в пределах
Франции; есть в нем и почетные члены и
члены-корреспонденты, выбираемые из
числа видных иностранных ученых. Собрания
общества устраиваются раз в месяц в
период с ноября по июнь. Общество издает
Бюллетень и Записки Парижского
антропологического общества и активно
сотрудничает в журнале «L'Anthropologie»,
являющемся крупным журнальным центром
французской этнографии.
В завершение
раздела об этнографических центрах
необходимо особо подчеркнуть важную
роль как традиционных этнографических
музеев, так и создаваемых достаточно
активно, особенно в последние десятилетия,
этнографических парков-музеев на
открытом воздухе, которые иногда называют
«скансенами» 5 . Хотя музей под
открытым небом Хацелиуса не был
5 Это название произошло от шведского слова skansen (окоп), которым обозначалась некая возвышенность с фортификационными сооружениями XVII в. на о. Дьюгарден рядом с Северным музеем, основанным в 1880 г. Артуром Хацелиусом. На возвышенности Хацелиус организовал показ не только отдельных жилищ, но и целых усадеб.
-45-
первым, так как такие музеи уже были в
Норвегии и нечто подобное создавалось
на этнографических выставках в Москве
в 1867 г., в Вене в 1873 г. и на Всемирной
выставке в Париже в 1878 г., все же именно
шведский скансен стал нарицательным
именем для обозначения западноевропейских
музеев под открытым небом.
Так как
принципом собирания коллекций является
извлечение из быта предмета, созданного
данным этносом и бытовавшего у него, то
этнографические собрания становятся
ценнейшим источником для решения
различных научных проблем. В музейных
фондах и экспозициях, за исключением
манекенов и муляжей, изготовляемых в
специальных мастерских с использованием
всех антропологических данных по
конкретному типу и всех качеств оригинала,
или моделирования фона, физико-географической
среды, не допускается хранение или показ
любых, даже прекрасно выполненных
имитаций, уменьшенных моделей, если они
не были изготовлены в той этнической
среде, где бытуют сами прототипы.
Необходимость
такого рода моделей для закрытых музеев
объяснялась невозможностью выставить
в здании в натуральном размере жилище
или средство передвижения. Современные
же этнопарки - музеи на открытом воздухе
- располагают такой возможностью и
обходятся без моделей, что повышает
научную ценность их экспонатов.
В
начале 80-х годов XX в. в 30 странах мира
было создано уже 600 этнопарков, из них
почти 50 в СССР, включая самый старый -
латышский музей Бривдабас, основанный
в 1924 г.
Основные периодические издания и типы монографий
Помимо различных научных исследований, статей и заметок, касающихся проблем этнической истории, материальной и духовной культур, семьи, публикуемых в общеисторических, философских и социлогических журналах как в нашей стране 6 , так и за рубежом, в мире издается много десятков специальных этнографических (антропологических) журналов и периодических сборников. Большинство изданий носит региональный характер; в них рассматриваются этнографические проблемы отдельной страны или региона Земли. Кроме них, в свет выходят и периодические издания, посвященные как глобальным,
6 Журналы АН СССР: «Вестник древней истории», «Вопросы истории», «История СССР», «Новая и новейшая история», «Народы Азии и Африки», «Проблемы Дальнего Востока», «Вопросы философии» и периодический сборник Института антропологии при МГУ им. М. В. Ломоносова «Вопросы антропологии».
-46-
так и общенаучным теоретическим проблемам
этнографии. К такого типа изданиям
относятся журналы СССР, Франции, Англии,
ГДР, ФРГ, США и Японии.
В СССР первым
(после сборников МАЭ и трудов ГМЭ)
периодическим изданием стал журнал
«Народное творчество и этнография» (на
украинском языке), который начал выходить
с 1925 г. в Харькове и сейчас выходит в
Киеве шесть раз в год. Журнал освещает
проблемы как украинской, так и славянской
этнографии в целом.
В 1926 г. было начато
издание общесоюзного журнала «Этнография»,
а с 1931 г.- «Советская этнография», который
в период с 1938 по 1947 г. выходил как сборник
статей; издание журнала возобновилось
в 1946 г. с периодичностью сначала четыре
раза в год, затем - шесть раз в год. Журнал
«Советская этнография» является
центральным журналом советских
этнографов, публикующим этнографические
и антропологические статьи и материалы
по всем народам мира, теоретические
исследования, информацию о научной
жизни в стране и за рубежом, обширную
библиографию. На страницах журнала
постоянно выступают зарубежные ученые.
Распределение материала в нем традиционно
для подобного типа изданий: открывает
журнал общий отдел, где публикуются
исследовательские статьи, затем -
материалы дискуссий и обсуждений, раздел
сообщений (публикация кратких итогов
научных изысканий), сравнительно недавно
введенный отдел «Поиски. Факты. Гипотезы»,
где допускается научно-художественная
форма изложения этнической истории
мира. Завершает номер отдел критики и
библиографии с подотделами - критические
статьи и обзоры, общая этнография,
литература по народам СССР, Европы,
зарубежной Азии, Австралии и Океании,
Америки и Африки. Журнал «Советская
этнография», как и непериодические
издания Института этнографии им. Н. Н.
Миклухо-Маклая АН СССР, широко представлен
в крупнейших библиотеках мира и зарубежных
этнографических центрах.
К такого
же типа изданиям, т. е. журналам, освещающим
проблемы этнографии всех стран мира и
дающим место для публикации теоретических,
дискуссионных и библиографических
материалов, относятся следующие: один
из старейших в мире журналов Королевского
антропологического института
Великобритании и Ирландии «The Journal of the
Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland»,
выходящий в Лондоне с 1872 г. ежеквартально;
французский журнал «L'Anthropologie», возникший
в 1890 г. путем слияния трех существовавших
до этого изданий (сборники «Материалы
по естественной истории», «Антропологическое
обозрение» и «Этнографическое обозрение»)
и выходящий три раза в год в Париже;
немецкий журнал «Anthropos», издаваемый с
1906 г. Институтом Антропос сначала в
Вене, затем в Берлине, а сейчас в монастыре
Святого
-47-
Августина под Зигбургом в ФРГ, «Антропос»
также выходит три раза в год, но в отличие
от советского, английского и французского
журналов, с которыми его структура
совпадает, он является (как указано в
подзаголовке) «международным этнологическим
и лингвистическим обозрением» и публикует
(особенно в последние годы) статьи на
немецком, французском и английском
языках. То обстоятельство, что «Антропос»
является печатным органом Института
Антропос, представляющего международное
Общество божественного слова, определяет
его клерикальную направленность.
На
страницах указанных журналов были
сформулированы основные теоретические
положения советской этнографической
школы, эволюционного и функционального
(английский), социологического и
структуралистского (французский),
культурно-исторического («Антропос»)
направлений в мировой этнографии. Многие
материалы, содержащие результаты полевых
исследований в различных уголках мира,
появившиеся на страницах журналов за
весь период их существования, представляют
несомненную ценность для лиц, занимающихся
этнографией. В качестве оперативного
приложения к «толстому» журналу
Королевский антропологический институт
Великобритании и Ирландии с 1901 по 1964 г.
издавал ежемесячный небольшой («тонкий»)
богато иллюстрированный этнографический
журнал «Man» («Человек»). С 1964 по 1966 г. этот
журнал выходил шесть раз в год, а с марта
1966 г. по настоящее время в новой серии
- четыре раза в год. Журнал «Man» - один из
самых распространенных англоязычных
журналов; на его страницах достаточно
широко представлена информация о научных
открытиях и новых изданиях по этнографии
всего мира.
Приближается по своей
тематике и построению к упомянутым
журналам журнал этнографов США, издаваемый
с момента создания Ассоциации американских
антропологов под ее эгидой «American
anthropologist». «Американский антрополог»
начал выходить в 1888 г. в Вашингтоне.
Первоначально его тематика касалась
этнографии американских индейцев и
стран зоны экспансии США, а также методики
полевых исследований. В последние
десятилетия (особенно после второй
мировой войны) круг проблем, освещаемых
журналом, расширяется, публикуются
теоретические статьи. Именно на страницах
«Американского антрополога» излагались
как психологические (психорасистские)
концепции в этнографии, так и теории
ценностей, неоэволюционизма и
неоморганизма. Журнал этнографов США
наряду с журналом «Man» - самый
распространенный англоязычный
этнографический журнал мира, выходит
шесть раз в год, тираж его превышает 6
тыс. экз. В качестве приложения к журналу
иногда издаются полевые материалы и
монографии. С 70-х годов в США начал
издаваться новый журнал «American ethnologist»
(«Американский этнолог»), отличаю-
-48-
щийся от «Антрополога» большей
краеведностью и этнографической
описательностью.
Музейные этнографические
материалы, также посвященные всем
народам мира, публикует на трех языках
(немецком, английском и французском)
выходящий с 1910 г. в Лейпциге и Берлине,
а в настоящее время в Западном Берлине
«Baessler Archiv». Это периодическое издание,
выходящее два раза в год,- орган знаменитого
Музея этнографии в Берлине и его отделения
в Лейпциге. Так как главная экспозиция
музея находится в Берлине, в Лейпциге
был организован самостоятельный Музей
этнографии ГДР, издающий, как говорилось
выше, свои периодические сообщения и
ученые записки. Поскольку «Baessler Archiv» -
музейное издание, он значительно больше
насыщен иллюстративным материалом, чем
упомянутые выше журналы. Одним из первых
журналов по этнографии и антропологии,
однако носящим преимущественно
региональный характер, является журнал
Японского антропологического общества
при Токийском университете «Journal of the
Anthropological Society of Japan» («Дзинруи-гаку-дзасси»),
выходящий с 1865 г. раз в квартал на японском
языке. В последнее время журнал начал
публиковать на своих страницах материалы
не только по Японии, но и по соседним
странам бассейна Тихого океана (издание
снабжено резюме на английском языке).
Вместе с тем с появлением в начале 40-х
годов нового японского издания -
ежеквартального журнала Японской
этнологической ассоциации «The Journal of
Japanese Ethnology» («Миндзоку-гаку-кенкю»)
этнографическая тематика стала
представляться в основном в новом
журнале, а в университетском издании
начали печатать преимущественно статьи
по археологии и физической антропологии.
С
1961 г. один, раз в четыре месяца издается
новый журнал французских этнографов
«Человек» («L'Homme»). Он является обозрением
французской антропологии и выпускает
его Высшая практическая школа Сорбонны
в Париже. Это теоретический и методический
журнал французских этнографов, на
страницах которого освещаются общие и
региональные проблемы этнографии. В
состав редколлегии очень долго входил
один из основоположников структурализма
Клод Леви-Стросс.
Начиная с 1960 г. в
Дрездене и Берлине Институтом немецкой
этнографии Академии наук ГДР издавался
два раза в год на немецком языке
международный информационный орган по
этнографии и фольклору - журнал «Demos».
«Демос» имел международную редколлегию,
в которую входили представители
социалистических стран Европы, включая
СССР. Журнал ставил своей задачей
доведение оперативной информации о
достижениях этнографии и фольклористики
в этих странах, прежде всего по
общетеоретическим и региональным
европей-
-49-
ским проблемам, до специалистов, а также
и широкого круга читателей.
На особое
место среди всех этнографических
журналов мира претендует издаваемый
Чикагским университетом уже упоминавшийся
журнал «Current anthropology». Он выпускается на
средства Веннер-Греновского фонда для
антропологических исследований. «Current
anthropology» - не просто журнал, а своеобразная
ассоциация этнографов мира - авторов и
читателей, призванная направлять
развитие этнографической науки и вообще
наук о человеке и его обществе.
В
одном из официальных документов
относительно «Current anthropology» заместитель
редактора писал: «„Current anthropology" -
всемирный журнал наук о человеке...
Редактируемый Солом Таксом и субсидируемый
фондом Веннер-Грена для антропологических
исследований, он представляет важнейший
эксперимент. Строго говоря, „Current
anthropology" - это не журнал, скорее всего
это публикация относительно участия
значительного числа ученых, известных
как ассоциация, которые объединяются
друг с другом различными путями и чьим
решением является создание содружества».
Не менее определенно о «Current anthropology»
говорит его основатель Сол Такс: «„Current
anthropology" объединяет две идеи - мирового
журнала и мирового содружества ученых»
7 . Общий тираж журнала, который начал
выходить в сентябре 1959 г., а с 1960 г. выходил
раз в два месяца на английском языке,
достигает сегодня 8 тыс. экземпляров.
Он рассылается на средства Веннер-Греновского
фонда и членские взносы ассоциации
«Current anthropology» практически во все страны
мира не только членам ассоциации, но и
отдельным ученым, не входящим в нее.
Претендуя на мировое представительство,
журнал предоставляет страницы ученым
из стран Восточной Европы, оставаясь
по существу американским изданием.
Журнал
имеет три раздела: статьи, в которых
публикуются исследования по теоретическим
проблемам общей и региональной этнографии;
рекомендательные материалы - статьи по
методическим вопросам, обзоры и новости
научной жизни и этнографических
достижений. Удачной представляется
подача дискуссионных материалов. Прежде
чем дискуссионная статья будет
опубликована в журнале, ее текст
размножают и рассылают на отзыв ведущим
специалистам разных стран. Редакция
получает письменные отзывы-отклики на
статью и знакомит с ними автора. Автор
готовит ответ на замечания оппонентов.
В самом журнале материалы по дискуссионной
теме появляются в таком порядке: текст
дискуссионной статьи, замечания
многочисленных оппонентов по ней и
ответ на них автора статьи. Все появляется
в одном и том же номере, и это, несомненно,
7 Current anthropology. Chicago. № 1, 1959. P. 3.
-50-
удобно для читателя. Такой метод не раз
применялся и «Советской этнографией».
Редакция американского журнала не
высказывает никаких суждений, оставаясь
бесстрастной. В «Current anthropology» публиковались
интересные статьи по конкретным проблемам
этнической истории, а также оперативные
информационные материалы о деятельности
этнографов во всех странах мира. В
последнем своем качестве журнал весьма
полезен.
Как выработался за многие
десятилетия тип этнографического
журнала, так за такое же время сложился
и тип отдельного этнографического
издания. Большинство отдельных публикаций
по этнографическим проблемам можно
Подразделить на два распространенных
типа - монографические, описательные и
аналитические, или сравнительные, труды.
Тип монографии, дающей описание
конкретного этноса или его подразделений,
широко распространен как в СССР, так и
за рубежом. Такая монография может'брать
за исходное сам этнос или поселение,
страну, регион. К подобным трудам
относятся многотомная серия «Народы
мира», изданная Институтом этнографии
им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, монографии
Е. А. Алексеенко «Кеты», Ч. Ч. Таксами
«Нивхи», А. В. Хомич «Ненцы» и многих
других советских этнографов. Среди
работ зарубежных исследователей можно
отметить, например, монографии Б. Спенсера
и Ф. Гиллена «Арунда», Рашми Десаи
«Индийцы-эмигранты в Британии», Р.
Реттрея «Ашанти», А. Дэя «Гавайи и их
население» и т. п. Обычно изложение в
подобных описаниях строится так:
географическая характеристика,
численность и расселение этноса, род
занятий, материальная и духовная
культура, социальные и семейные
отношения.
В этом виде трудов могут
быть монографии по определенной теме,
например, одежда, жилище, семья и брак
и т. п. у конкретного этноса.
Аналитический,
или сравнительный, тип этнографической
публикации предполагает анализ
определенного этнографического сюжета
или этнической истории этноса в
соотношении с аналогичными явлениями
другого или других народов. Подобного
типа исследования известны, еще со
второй половины XIX в. и широко распространены
в наши дни. К ним относятся труды Э.
Тэйлора «Первобытная культура», Л.
Моргана «Древнее общество», Д. Фрэзера
«Золотая ветвь», М. О. Кос-вена «Матриархат»,
С. А. Токарева «Религия в истории народов
мира», Ю. В. Арутюняна «Социальная
структура сельского населения СССР»,
А. Хэддона «Охотники за головами. Черные,
белые и коричневые» и многие другие
исследования советских и зарубежных
авторов.
Среди трудов по этнографии
особую группу составляют учебные,
методические и, конечно, теоретические
публикации. К последним относятся те
исследования, которые
-51-
касаются самой методологии этнографии и ее предмета (например, труды К. Леви-Стросса «Структурная антропология», Ю. В. Бромлея «Этнос и этнография» и т. п.). Учитывая обилие печатной информации по различным отраслям знаний, в том числе и по этнографии, следует постоянно обращаться ко всякого рода реферативным, справочным и особенно библиографическим изданиям, которые помогут ориентироваться в журнальных и книжных фондах. Ценным пособием являются библиографические экспресс-информации библиотеки им. В. И. Ленина и Фундаментальной библиотеки общественных наук Академии наук СССР, публикации ВИНИТИ, а также издаваемая ежегодно в Париже «Международная библиография по социальной и культурной антропологии», внутри которой выходит "Основная советская литература по этнографии, народному искусству и фольклору".
-52-
Главa III
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
В журналах и изданиях по этнографии
читатель встретится с такими словами
и понятиями, которые толкуются иначе,
чем в обыденной речи. Эти термины,
применяемые в этнографии, позволяют
специалистам достаточно точно выразить
свою мысль. В век дифференциации и
интеграции наук проблема терминологии
становится достаточно серьезной, так
как термин, перенесенный в иную научную
область, может толковаться в ней
совершенно иначе, чем прежде. Повышение
общей культуры людей, их глубокое или
поверхностное знакомство с .различными
специальными дисциплинами создают
иллюзию всезнайства, что также может
привести к неправильному пониманию или
использованию при характеристике
этнографических проблем того или иного
термина. Сказанное делает необходимым
обзор терминов — понятийного аппарата,
применяемого советскими этнографами
1 . Большинство их используется в
том же толковании и зарубежными
этнографами.
Понятийный аппарат
этнографии касается всех сфер жизни
человеческого общества — социальной
организации, семейно-брачных отношений,
материальной и духовной культуры. Часть
терминов имеет общенаучное значение и
их следует рассмотреть отдельно и прежде
всего.
1 Советскими и немецкими (ГДР) этнографами начата в 1986 г. публикация предварительных материалов подготавливаемого совместными усилиями “Свода этнографических понятий и терминов”. В 1986 г. в издательстве “Наука” в Москве вышел первый том — “Социально-экономические отношения и соционормативная культура”, в 1988 г.— второй том — “Этнография и смежные дисциплины; этнографические субдисциплины; школы и направления”. Эти издания следует использовать в дополнение к настоящему пособию.
-53-
Общенаучные термины
Этнографы широко пользуются терминологией,
заимствованной из истории, антропологии,
лингвистики, философии, географии, а
также понятиями, пришедшими от древних
античных авторов и из современной
политической прессы. К таким понятиям
относится выделяемая особо группа
общенаучных терминов. Вот некоторые из
них, употребляемые наиболее часто.
Раса
— в антропологии группа людей, выделяемая
на основании их родства по происхождению,
которая имеет внешние проявления во
многом сходных физических признаков и
общность древних и современных территорий.
Хотя в антропологии распределение по
расам имеет своеобразный иерархический
порядок, т. е. различаются расы первого
и производные от них второго порядка,
а также промежуточные или контактные
звенья, справедливо отделение основных
рас (или рас первого порядка). В формировании
этих рас, которое закончилось в эпоху
верхнего палеолита (40—16 тыс. лет тому
назад), решающую роль сыграла адаптация
живого организма к окружающей
физико-географической среде.
Основные
расы в результате приспособления
выработали те ведущие внешние признаки,
по которым прежде делили все народы
мира на “белых”, “черных” и “желтых”,
или на три основные расы: европеоидную,
экваториальную (негро-австралоидную)
и монголоидную. В последнее время
некоторые советские антропологи считают
необходимым из указанных трех рас
выделить на одном с ними уровне еще две
расы — американоидную (из монголоидной)
и австралоидную (отделив ее от
негро-австралоидной или выделив из
экваториальной). Есть также предложения
считать исходными две расы —
афро-европейскую и афро-азиатскую.
Таким образом, образование основных
рас и разграничительных признаков между
ними можно рассматривать прежде всего
как результат биологического, естественного
развития (социально-исторический аспект,
конечно, не отвергается, но в то же время
не играет такой роли, как в последующем),
обусловленного расселением человечества
по Земле.
Собственно расообразование,
т. е. изменение физических признаков
групп людей, которые передаются по
наследству. продолжается и в наши дни,
но уже в этот период решающую роль играют
не адаптивные, а социально-исторические
процессы, выражающиеся в изменении
хозяйственной деятельности усилении
этнических контактов, приводящих к
смешению, т. е метисации. Этнография
преимущественно имеет дело не с самими
расами как таковыми, а с группами людей,
чьи физические особенности являются
результатом исторических контактов
раз-