ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 2070
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Объект исследования. методология
Общенаучное и социальное значение этнографии
Основные составные этнографического исследования
Этноэкология на примере природопользования северных народов
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ
Типы учреждений в СССР и за рубежом
Место этнографии в системе университетского образования
Основные периодические издания и типы монографий
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА
Выделение хозяйственно-культурных типов
Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа
Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа
Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм
Отечественная этнография (советская школа в этнографии)
-33-
в общенаучном плане изменилось к лучшему,
а ее общественная значимость возросла,
то до сего времени на университетском
уровне ее роль еще сильно занижена.
Никого, например, не удивляет то
обстоятельство, что студенты-историки
Тюлейнского университета США, Университета
им. Гумбольдта ГДР или Томского
государственного университета СССР
изучают историю Древней Греции и Древнего
Рима. Никого не удивляет и то, что будущие
математики или биологи в нашей стране,
в Голландии, Франции, Польше, Корее и
других странах изучают как обязательный
общеобразовательный предмет физику.
Этнографы же пока не смогли добиться
того, чтобы изучение этнографии народов
мира стало бы обязательной общеобразовательной
дисциплиной. Как изучение античности
или физики - это фундамент познания
истории европейской культуры или законов
живой и неживой природы, так и изучение
этнографии всех народов мира - фундамент
познания истории человеческого общества
и мировой цивилизации.
Именно введение
общеобразовательного курса по этнографии
на исторических и философских факультетах
университетов СССР вооружило бы студентов
знаниями о многообразии этнической
картины мира, об основных этапах
этнической истории народов, об их вкладе
в общечеловеческую культуру. Теперь
можно считать общепризнанным, что объем
общих гуманитарных сведений для
современного студента, специализирующегося
в области истории, философии, социологии,
филологии, а также в некоторых отраслях
географии и экономики, должен обязательно
содержать и сведения по общей этнографии
(с включением в этот курс основных
сведений по истории доклассового
общества - стартовой площадки мировой
цивилизации).
В связи с тем, что речь
идет о подготовке научных кадров,
способных в будущем обеспечить высокий
уровень развития науки, следует более
подробно рассмотреть принципиальные
методические рекомендации, определяющие
объем знаний, излагаемых в курсах по
этнографии. Настоящее учебное пособие
основывается на анализе опыта, накопленного
в Ленинградском университете, и на
знакомстве с программами соответствующих
подразделений университетов Венгрии,
ГДР, Югославии, США, Польши и ряда других
стран. Предлагаемые рекомендации даются,
естественно, лишь в порядке постановки
вопроса.
Университетская подготовка
специалиста-этнографа рассчитана на
пятилетний срок обучения, который
признается сейчас наиболее продуктивным.
В период обучения студентом должны быть
освоены курсы, соответствующие трем
основным параметрам: этнографическому
общенаучному (общеобразовательному),
общетеоретическому и
методико-инструментальному.
Общенаучный
курс обучения обязательно включает в
себя
-34-
первичное ознакомление студента с
местом этнографии в системе общественных
наук, с ее основными учреждениями и
изданиями на глобальном уровне, ее
специфической терминологией и принципами
классификации этносов, с общей
этнографической характеристикой мира.
В дальнейшем общенаучные курсы дополняются
материалами по двум ведущим тематическим
направлениям: изучение истории этнографии
как науки (с возможно более полным
освещением истории ее региональных
звеньев), последовательное и детальное
раскрытие общего и специфического в
хозяйстве, материальной и духовной
культуре, в социально-семейных отношениях
большинства этносов. В последнем случае
для удобства изложения лекционный курс
может распределяться по крупным
географическим регионам: народы Австралии
и Океании, Африки, Северной и Южной
Америки, Азии, Европы. При этом целесообразно
выделить изучение этнографии своего
(или своих) народа в особый раздел
курса.
Общетеоретический курс включает
всесторонний анализ основного объекта
этнографической науки - этноса,
характеристику ее предметной области
и соотношения со смежными дисциплинами.
Вместе с тем этот курс содержит
рассмотрение основных исторических и
современных школ и направлений в
этнографии, раскрывает гносеологические
корни этнографических исследований.
Значительное место в общетеоретическом
образовании должно быть отведено
характеристике конкретных и общих
аспектов первобытной культуры с
выявлением проблем генезиса хозяйства,
социальной и духовной жизни, искусства
и верований.
Методико-инструментальный
курс ставит своей целью научить студента
пользоваться основными методами
непосредственного наблюдения над
жизнью, бытом и культурой этносов и их
групп (опрос, наблюдение и эксперимент)
во время полевого экспедиционного сбора
материала для исследований. Следует
отметить, что эксперимент в этнографии
отличается от эксперимента в естественных
науках и рассматривается как соучастие
исследователя в основных обрядовых
действах (типа свадьбы, похорон и т.
п.).
Методико-инструментальные курсы
включают собственно методику полевых
этнографических исследований при сборе
сведений о материальной культуре и
данных по социально-семейным отношениям
и духовной культуре (вычерчивание планов
поселений, жилищ, зарисовка предметов
быта, объектов, составление анкет,
графическая и цифровая фиксация систем
родства, кино- и фотосъемка, магнитофонные
записи и т. д.); вводный курс по
этнолингвистике (в частности, обучение
правилам употребления международной
фонетической транскрипции); общие
методические занятия по инструментарию
конкретно-социологических исследований
и принципам фиксации фольклора.
-35-
Таковы в общих чертах принципиальные
положения, которые, на наш взгляд,
обеспечат на достаточно высоком научном
уровне подготовку кадров исследователей
для этнографии как науки, а также
специалистов для ее прикладных
целей.
Каковы пути совершенствования
преподавания этнографии для неспециалистов?
В содержание этого общеобразовательного
курса обязательно должны войти три
главные темы: сведения об основных путях
этнической истории мира; обобщенная
характеристика этнического состава
населения Земли (с анализом общих и
специфических особенностей, дающих в
сочетании с анализом современного
периода этнической истории базу для
понимания и прогнозирования межнациональных
и межэтнических процессов как в отставших
в своем развитии, так и в развитых странах
мира); общий и поэтапный анализ развития
культурно-хозяйственных комплексов
или типов во всех регионах (с обязательным
конкретным моделированием их
направленности, исходя из той предпосылки,
что именно развитие этих культурно-хозяйственных
типов от доклассовой структуры к
раннеклассовой обеспечило формирование
мировой цивилизации).
Очевидно, что
введение общеобразовательного курса
этнографии дает возможность обучающимся
более правильно и объективно познать
весь комплекс проблем истории человеческой
культуры, которая не могла развиваться
и не развивалась вне этнических границ,
вне пределов этносов, а всегда питалась
достижениями разных народов, умевших
сознательно и целенаправленно воспринимать
идеи и технологию, порожденные другими
народами. Великие географические
открытия в прошлом не только дали простор
первоначальному накоплению капитала,
но и привели к величайшему открытию
единства человечества. Там, где народы
имели возможность общаться друг с
другом, воспринимать и перерабатывать
чужой опыт, их культура получала
дополнительные импульсы, в результате
чего они уходили в своем развитии
значительно дальше, нежели народы,
оказавшиеся в естественной или
искусственной (например, колониальной)
изоляции.
Музейные центры
Оформление этнографии как науки в середине XIX в. способствовало формированию в Европе и Америке специальных этнографических музеев, которые в ряде случаев, как это было с Музеем антропологии и этнографии Академии наук в России, становились самостоятельными центрами пропаганды этнографических знаний и проведения этнографических исследований. Этнографический музей Петербургской Академии наук, выделившийся из Петровской Кунсткамеры, был одним из первых
-36-
музейных центров. В 1852 г. открылся
Германский музей в Нюрнберге,
демонстрировавший коллекции по культуре
немецкого народа, в 1855 г. был основан
Новый музей в Берлине, получивший
впоследствии название Музея народоведения
или этнографии. В те же годы открывается
Национальный музей в Вашингтоне с
большим этнографическим отделом, в 60-х
годах создается этнографический отдел
Британского музея, в 70-х годах XIX в. в США
уже работает Бостонский музей, а в Париже
- Этнографический музей Трокадеро. В
последующие годы и десятилетия музеи
этнографического или этнографо-краеведческого
профиля возникали практически повсюду.
В 70-х годах XX в. их уже можно встретить
в самых отдаленных районах
Земли.
Этнографические музеи
чрезвычайно различны по составу своих
коллекций, их показу, по целям и задачам,
которые они ставят и решают в области
этнографии. Многие из них - своего рода
коммерческие предприятия, рассчитанные
на туристов, и никак не могут претендовать
на роль музейных центров в этнографических
изысканиях. Часть музеев, возникших сто
и более лет назад, была преобразована
и либо влилась в более мощные собрания
этнографических коллекций, либо стала
научно-учебной базой этнографических
отделений университетов.
Рассмотрим
те музеи, которые по составу своих
коллекций и своей роли в этнографии
могут считаться центральными.
Об
академическом Музее антропологии и
этнографии им. Петра Великого (МАЭ)
говорилось в разделе об академических
центрах и особо будет сказано в главе
об отечественной этнографии. Здесь
следует лишь отметить, что этот музей
ведет свое начало с первых этнографических
коллекций Петра Первого, которые были
выставлены в 1717 г. в Петербурге в Кикиных
палатах. В настоящее время музей занимает
в Ленинграде историческое здание
Кунсткамеры и располагает самыми
большими в мире коллекциями по этнографии
всех населенных материков Земли, по
антропологии и археологии. В музее
хранится почти 300 тыс. этнографических,
около 200 тыс. антропологических и более
500 тыс. археологических экспонатов.
Начиная с 1900 г. издается специальный
«Сборник Музея антропологии и этнографии»,
который сейчас выходит один раз в год.
В становлении русской и советской
этнографии роль МАЭ огромна; в его стенах
работали практически все выдающиеся
русские и советские ученые, а в пополнении
коллекций участвовали многие знаменитые
русские и зарубежные мореплаватели и
путешественники XIX и XX вв.
В 1897 г. в
Петербурге создается Русский музей,
задачей которого было показать быт и
культуру народов России. В нем организуется
этнографический отдел, имеющий цель
«представить картину этнографического
протяжения нашего отечества, картину
-37-
быта народов, обитающих в России и в
непосредственном соседстве с нею» 4
.
Появление нового этнографического
музея привело к достаточно четкому
разделению функций между ним и МАЭ.
Этнографический отдел Русского музея
должен был показывать преимущественно
славянское население, дополняя картину
материалами по коренным народам Кавказа,
Средней Азии, Сибири и Прибалтики, а МАЭ
- эволюцию культуры народов Земли и быт
населения зарубежных стран. В
послереволюционный период, когда Русский
музей превратился исключительно в Музей
русской скульптуры, графики и живописи,
его этнографический отдел в 1934 г. стал
самостоятельным Государственным музеем
этнографии народов СССР (сокращенно -
ГМЭ). В 20-х годах, еще будучи отделом, он
издавал свои труды (такое издание после
более чем пятидесятилетнего перерыва
восстановлено после 1984 г.), а исследовательская
работа как в полевых условиях, так и над
музейными собраниями велась постоянно
и продолжается по сей день весьма
активно. ГМЭ - единственный в стране
этнографический музей, представляющий
культуру и быт народов нашей
многонациональной Родины. Вот почему
ему выпала честь стать общесоюзным
методическим центром по этнографии
всех краеведческих и региональных
музеев. В 30-х годах в Москве существовал
Музей народоведения, который был
расформирован, а его коллекции поступили
как в ГМЭ, так и в МАЭ.
Среди других
крупных центров нашей страны необходимо
выделить бывший академический ныне
Государственный эстонский этнографический
музей в г. Тарту, который ведет большую
работу по этнографии эстонцев и вообще
финно-угров, издает труды, проводит как
всесоюзные, так и международные
конференции и симпозиумы по данной
тематике. Активную исследовательскую
и экспозиционную работу ведут также
этнографические музеи на открытом
воздухе (этнопарки) под Ригой и Таллинном,
Львовский и Киевский музеи народного
искусства и этнографии и многие
другие.
Что же касается развития
музеев за пределами СССР, то значительное
влияние на развитие этнографии в
Великобритании, например, как
академического, так и университетского
профиля сыграли два музейных центра -
этнографический отдел знаменитого
Британского музея и Музей Питта Риверса
при Оксфордском университете. В Британском
музее сосредоточены многочисленные
коллекции, послужившие основой крупных
исследований в области этнографии.
Особенно примечательными являются
коллекции Кристи, Маудслея по маякской
культуре, Пласса по африканскому
искусству, Тордэя по этнографии
4 Ленинградское отделение архива АН СССР. Ф. 1. Oп. I a (1903). № 150. ОС. § 161.
-38-
Конго, собрание Лондонского миссионерского
общества, коллекции Дж. Кука, предметы
по Полинезии и Северо-Западной Америке.
Британский музей издает «Ежеквартальный
журнал Британского музея» («British Museum
quarterly»).
История создания Музея Питта
Риверса связана с именем английского
полковника Лэн-Фокса, ревностного
собирателя изделий «дикарей и варваров»,
который поставил перед собой задачу
проследить историю эволюции орудий
труда и оружия от первобытных времен
до современного ему периода и в
соответствии с этой задачей вел сбор
коллекций. Научным советчиком и другом
Лэн-Фокса (после получения наследства
от баронета Риверса, ставшего Питтом
Риверсом) был знаменитый Эд. Тэйлор.
Великолепно подобранную коллекцию
Лэн-Фокс - Питт Риверс под влиянием
Тэйлора пожертвовал
Оксфордскому
университету. Эта коллекция стала
основой организованного в 1880 г.
этнографического музея (Музей Питта
Риверса) при Оксфордском университете.
Первым его хранителем был Тэйлор,
организовавший лекционную и научную
работу энтузиастов. Из научно-исследовательской
группы музея вышел всемирно известный
этнограф-религиовед Дж. Фрэзер. Сейчас
Музей Питта Риверса - научно-учебная
база кафедры антропологии Оксфордского
университета, одно из ценных мировых
собраний экспонатов, рассказывающих о
жизни и быте народов Бирмы, Тасмании,
Ассама, Океании, Японии и других стран.
В этом музее хранится часть коллекций,
собранных Дж. Куком во время второго
кругосветного плавания. Музей издает
монографии и каталоги.
Самостоятельную
роль в развитии этнографии играют
этнографические музеи Голландии, Франции
и Швеции. Голландия, славящаяся
этнопарками, имеет один из крупнейших
в Европе Национальный этнологический
музей, расположенный в Лейдене. Основу
коллекций составляют предметы культуры
и быта бывших голландских колоний -
Индонезии, Новой Гвинеи, - а также
памятники африканского города-государства
Бенин, народов майя (в том числе маякский
манускрипт), японской культуры периода
до революции Мэйдзи. Собранные коллекции
лежат в основе многочисленных публикаций
по важнейшим этнографическим проблемам.
Музей в Лейдене вместе с Музеем географии
и этнологии в Роттердаме (в нем представлены
коллекции по культуре и быту народов
Индонезии, Новой Гвинеи, Африки, Америки,
Азии) - важные центры этнографической
науки в Голландии.
Не умаляя значения
университетских кафедр или деятельности
Королевской академии Густава Адольфа,
следует отметить, что и в Швеции весьма
значительно влияние музеев на состояние
этнографической науки. Среди них
выделяются два - Государственный
этнографический музей в Стокгольме и
Гетеборгский этнографический музей.
Государственный этнографический музей
-39-
хранит ценнейшие коллекции из самых
различных стран. Здесь есть предметы
из двух первых путешествий Дж. Кука,
материалы XVII в. по делаварским индейцам,
XVIII в. по Китаю, Японии и Африке. Фонд
музея насчитывает 200 тыс. экспонатов,
представляющих культуру и быт всех
народов мира. Музей издает, помимо
монографий, журнал «Этнос» («Ethnos»),
выходящий четыре раза в год и
распространяемый более чем в 50 странах.
Гетеборгский этнографический музей
имеет коллекции по народам Америки,
Азии, Океании, Африки и Лапландии. Особой
достопримечательностью являются
археологические коллекции по Латинской
Америке и богатая библиотека по
латиноамериканской этнографии. Музей
издает монографии, ежегодники и
каталоги.
Традиционно, что еще до
того, как развились вузовские центры,
музеи Германии были центрами этнографической
науки, этнографических исследований.
Сегодня многие из них как в ГДР, так и в
ФРГ являются скорее научно-просветительскими
(пропагандирующими свои коллекции в
специальных изданиях и аннотированных
каталогах), чем научно-исследовательскими
учреждениями. Однако такое замечание
меньше всего относится к Государственному
этнографическому музею в Дрездене
(основу его собраний составляют коллекции
по народам большинства районов Земли),
который только в 80-е годы XX в. организовал
экспозиции, но более справедливо по
отношению к западногерманским
этнографическим музеям во Фрайбурге,
Гамбурге, Штутгарте, Франкфурте-на-Майне
и Мюнхене. Последний из всех перечисленных
музеев ФРГ по своим собраниям больше
представляет прикладное искусство
Ирана, Индии, Бирмы, Сиама, Японии,
Австралии, Китая, Перу, Мексики и других
стран, чем быт их народов. Музей в
Штутгарте называется Линденским
этнографическим музеем, он издает
нерегулярный сборник под названием
«Трибус» («Tribus»).
Особое место занимает
Гамбургский музей народоведения, в
коллекциях которого хранятся весьма
ценные экспонаты и фотоматериалы,
характеризующие народы России и СССР
(сибирские народы из районов Оби, Енисея,
народы из Якутии, Туркмении и т. д.).
Интересной была здесь долговременная
экспозиция «Народы СССР до и после
Октябрьской революции», которая
создавалась при активном участии
ленинградских этнографов. Примечательно,
что музей учитывал интернациональный
характер портового города, а также
особое место в современной жизни ФРГ
турецкой иммиграции (музей имеет
постоянную экспозицию по ее культуре
и быту).
Положение крупнейшего научного
центра сохраняет один из старейших и
ведущих этнографических музеев мира -
Музей этнографии в Берлине (Museum fur
Volkerkunde). Основанный в 1855 г. музей сейчас
имеет 330 тыс. экспонатов из всех обитаемых
районов мира. В нем ведется
научно-исследователь-
-40-
ская работа по этнологии и археологии
в восьми отделах: археология Америки,
индейцы Америки, народы Африки, Океании,
Южной Азии, Восточной Азии, Европы и
этномузыковедение. Музей издает два
раза в год периодический сборник
«Baessler Archiv» (подзаголовок «Вклад в
этнографию») и приложения к нему в виде
монографий, а также музейные
сборники.
Выдающееся место в этнографии
ГДР занимает также один из старейших
музеев мира - Музей этнографии в Лейпциге.
В нем ведутся исследования по этнологии,
этнографии и археологии в следующих
отделах: Восточно- и Западноафриканском,
Центрально-, Южно- и Западноазиатском,
Индонезийском, Океаническом, Американском,
Китая и Кореи, Японии, Австралии и Новой
Гвинеи. Музей в Лейпциге издает ежегодники
и четыре раза в год сборник научных
сообщений, а также путеводители для
посетителей. Музей активно сотрудничает
с этнографами Лейпцигского университета,
предоставляя свои фонды студентам.
Чрезвычайно
значительна роль в развитии мировой
этнографической науки всемирно известного
Музея Человека (Musee de l'Homme) в Париже. Во
Франции это один из крупнейших научных
центров, в котором ведутся исследования
по этнологии, археологии и антропологии.
Музей Человека был организован в 1930 г.
на базе Этнографического музея Трокадеро,
основанного в 1878 г. Коллекции музея
освещают культуру и быт народов бывших
французских колоний, а также других
стран мира. В исследованиях, проводимых
музеем, принимали участие крупные
французские этнографы, антропологи и
археологи. В качестве своих научных
подразделений музей имеет следующие
отделы: Центр по подготовке к
антропологическим исследованиям, долгое
время возглавлявшийся секретарем VI
МКАЭН профессором А. Леруа-Гураном (он
же возглавлял и другой научный центр
музея - по исследованию предыстории и
протоистории); Общество океанистов
(издает ежегодник - журнал Общества
океанистов); Группу по изучению этнографии
села. Под эгидой музея был создан
Международный союз антропологических
и этнологических наук, президентом
которого являлся президент VI МКАЭН,
выдающийся французский антрополог А.
В. Валлуа. В числе вице-президентов союза
был и ученый из СССР - член-корреспондент
АН СССР С. П. Толстов, в последние годы
нашу страну представлял академик Ю. В.
Бромлей.
Важную роль в хранении и
обработке ценнейших коллекций, посвященных
американским индейцам и этнографии
других народов мира, играют крупнейшие
музеи США. Большинство американских
музеев издает свои труды, где широко
освещены коллекционные собрания. К ним
относятся: отдел антропологии Американского
музея естественной истории в Нью-Йорке,
который проводит исследования по
этнологии, археологии и физи-
-41-
ческой антропологии и издает
«Антропологические записки» (в фондах
отдела находится уникальная коллекция
по арктическим народам России, собранная
экспедицией Джезупа в 1900 - 1901 гг.); отдел
первобытного искусства и культуры
Нового Света Бруклинского музея
(коллекция по племенам и народам юга
США, Центральной Америке, Перу, Африке
и Океании); отдел антропологии Музея
полевых исследований по естественной
истории в Чикаго (коллекции па культуре
и быту народов Нового Света, Океании,
Китая, Африки, первобытной Европы);
Пеабоди - музей археологии и антропологии
при Гарвардском университете, имеющий
самостоятельное значение в этнографических
и антропологических исследованиях,
регулярно издающий «Записки Пеабоди
музея», «Мемуары Пеабоди музея»,
«Бюллетень Американской школы
предысторических исследований» и
специальную «Серию переводов с русского»,
где публикуются переводы трудов советских
этнографов.
Но, пожалуй, центральную
роль все же играет отдел антропологии
Национального музея естественной
истории в Вашингтоне, входящий в систему
Смитсоновского института (Smithsonian
Institute). Этот музей ведет широкие научные
исследования на средства Веннер-Греновского
фонда по этнологии, археологии и
физической антропологии. В музее в
основном представлены коллекции по
народам Северной Америки, а также других
стран. Под общим названием «Смитсоновский
вклад в антропологию» музей издает
различные монографии и сборники.
Из
других этнографических собраний интерес
представляют коллекции Напртскова
музея в Праге по славянским и другим
народам, Национального музея Канады в
Оттаве по канадским индейцам и эскимосам,
Музея Человека им. Хрдлички в Праге по
народам северной и тропической Африки,
Фиджийского музея в Суве по фиджийцам,
народам Соломоновых островов, Новой
Гвинеи и Микронезии, Этнографического
музея в Швейцарии по народам Африки (40
тыс. экспонатов), Музея королевы Виктории,
где представлены редчайшие изделия
тасманийцев из камня, кости, дерева
(всего 15 тыс. экспонатов).
Журнальные центры и общества
В ряде стран, где этнография была представлена независимыми музейными или вузовскими центрами при отсутствии какого-либо единого центра, координирующим органом деятельности этнографов становились различного типа ассоциации или общества и издаваемые под их эгидой журналы. В этих случаях журнал, объединявший этнографов одной страны через неправительственную ассоциацию и имевший редколлегию, выбиравшуюся ассоциацией и субсидировавшуюся средствами ас-
-42-
социации, становился активным проводником
определенных научных идей и в значительной
степени оказывал влияние на методику
и проблематику этнографических
исследований. Некоторые национальные
ассоциации или общества допускали
участие в работе представителей других
стран, и тогда их периодические издания
имели международный характер. Когда мы
говорили, что в США можно выделить по
крайней мере три крупных этнографических
центра, то имели в виду, что одни
американские этнографы (из ведущих
университетов и музеев) объединяются
антропологическим отделом Национальной
академии, другие (преимущественно из
университетов Востока) - Американской
антропологической ассоциацией, а третьи
(из университетов и музеев Запада,
особенно Чикаго) - организациями
Веннер-Греновского фонда, и в том числе
вокруг журнала «Current anthropology».
Обращаясь
к отечественной истории, необходимо
отметить, что в развитии русской и
советской этнографии велика была роль
Русского географического общества
(РГО), имевшего этнографическое отделение
и издававшего в 1853-1864 гг. «Этнографические
сборники», а также «Записки императорского
РГО по отделению этнографии», наследниками
которых являются издаваемые по сей день
«Этнографические сборники отделения
этнографии Географического общества
СССР». Географическое общество уже к
концу XIX в. имело филиалы во всех крупнейших
центрах Сибири, Поволжья и Урала, что
способствовало накоплению ценных
сведений о народах нашей страны. В
сибирских филиалах Географического
общества трудились видные революционеры
России - борцы с царизмом, чьим трудам
русская наука была обязана распространению
прогрессивных гуманистических взглядов.
В наши дни этнографические отделения
и комиссии Географического общества
СССР продолжают свою работу в Ленинграде
и в его московском филиале.
За рубежом
этнографические общества и ассоциации
создавались с середины и конца XIX в.,
некоторые - в первой половине XX в. Многие
из них функционируют по сей день. К ним
относятся Этнографическое общество
Австрии, основанное в 1894 г. в Вене;
Аргентинское антропологическое общество
в Буэнос-Айресе (1936 г.); Венгерское
этнографическое общество в Будапеште
(1889 г.); Берлинское общество антропологии,
этнологии и первобытной истории (1869
г.); Общество итальянской этнографии в
Риме (1911 г.); Полинезийское общество в
Веллингтоне (1892 г.); Польское этнографическое
общество во Вроцлаве (1895 г.); Американская
антропологическая ассоциация в Вашингтоне
(1902 г.); Парижское антропологическое
общество (1859 г.), Японская этнологическая
ассоциация (1942 г.) и др. Особое место
занимают Общество божественного слова
(миссионерская международная организация,
прежде имевшая центр в Вене и отделение
в Берлине,