ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 2071

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Итс Р.Ф. И92 Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1991. -168 с. ISBN 5-288-00440-4

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОГРАФИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I

ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Определение науки

Объект исследования. методология

Общенаучное и социальное значение этнографии

Основные составные этнографического исследования

Этноэкология на примере природопользования северных народов

Глава II

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ

Типы учреждений в СССР и за рубежом

Академические центры

Вузовские центры

Место этнографии в системе университетского образования

Музейные центры

Журнальные центры и общества

Основные периодические издания и типы монографий

Главa III

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

Общенаучные термины

Глава IV

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

Глава V

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА

Выделение хозяйственно-культурных типов

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа

Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип

Глава VI

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)

Глава VII

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)

Эволюционная школа

Антиэволюционисты в Западной Европе и США: культурно-историческая, социологическая и историческая школы

Функциональная школа

Психологическая школа, психорасизм в этнографии США

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм

Отечественная этнография (советская школа в этнографии)

Главa VIII

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО АН СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглавление

-104-

для перевозки людей или грузов на нартах, а также на охоте.
Очень близок и территориально и по своему общему характеру к описанному подтипу - подтип охотников лесотундры и тундры. Когда речь идет о сохранении хозяйственных и культурных особенностей этого подтипа, следует иметь в виду, что в современных условиях у охотников тундры Старого Света распространено оленеводство, которое существенно изменяет их традиционный быт. К такому подтипу первого хозяйственно-культурного типа относятся часть упомянутых уже саамов (лопарей) и юкагиров, а также долгане, нганасаны и материковые эскимосы Северной Америки. Объектом охоты этих народов, помимо дикого оленя, были песцы, мелкие грызуны, а также птица. До появления огнестрельного оружия охотились при помощи лука и стрелы, ставили силки, капканы. Эскимосы охотились на птиц с дротиками, а живущие на севере Старого Света - с обыкновенной палкой.
Главные черты материальной культуры вышеназванных народов подобны материальной культуре «пеших охотников тайги», изменение претерпела только одежда. У охотников лесотундры и тундры более утепленная зимняя одежда. Широко распространена длинная до пят глухая с пришивным капюшоном меховая кухлянка и высокие до бедра сапоги из оленьих камусов (бокари).
В сходных с описанным подтипом климатических условиях обитают охотники и рыболовы побережья холодных приполярных морей, которые сочетают ловлю лососевых с охотой на сухопутных животных в районе арктических морей или охоту на морского зверя с собирательством даров моря в антарктических морях. К первой группе данного подтипа могут быть отнесены сохранившиеся части некогда крупных этносов северозападного побережья Северной Америки - тлинкиты, хайда, а также алеуты, ко второй группе - аборигены Огненной Земли ямана (или ягана).
Особенности длительного пребывания в поисках пищи в бурных водах делали быт ямана кочевым или полукочевым. На берегу каждая семья имела полукруглую хижину из ветвей, крытую корой, на море семьи плавали в корьевых лодках (специально обработанная кора деревьев плотно сшивалась жилами животных и натягивалась на планочный каркас лодки). Здесь же в лодке на специальной земляной площадке постоянно горел костер. Для изготовления одежды широко использовали шкуры сухопутных и морских животных (ямана охотились на тюленей, других ластоногих и китов). Тюлени и киты были наряду с лососевыми основным объектом рыбной ловли у тлинкитов, хайда и алеутов.
У всех народов этой группы имелись постоянные поселения на берегу, они строили корьевые или кожаные лодки для морских плаваний, на изготовление орудий лова и охоты - гарпунов,

-105-

острог, стрел шла моржовая кость и кости других морских животных, кроме того, тлинкиты, алеуты и хайда были прекрасными резчиками по дереву. Эти народы пользовались специальными приспособлениями для защиты глаз от солнечного блеска, отраженного водой - деревянными очками-прорезами, козырь-ковыми шляпами, козырьками и т. п. Все они утилизировали тюлений и китовый жир. Сочетание рыболовства с охотой на сухопутных животных у тлинкитов, ведущих оседлый образ жизни, способствовало значительному экономическому прогрессу, появлению прибавочного продукта и даже домашнего рабства.
С культурой и бытом тлинкитов и алеутов чрезвычайно близко соприкасаются культура и быт арктических охотников. Этот подтип сложился в своеобразных условиях полярных районов Северной Азии у береговых чукчей и коряков и у эскимосов Северной Америки и Гренландии. Отсутствие леса, длительность зимы, обилие морских животных - тюленей, моржей, китов, котиков и др. способствовали формированию такой культуры, которая, базируясь на охоте за морским зверем, должна была полностью утилизировать охотничью добычу для удовлетворения всех жизненных потребностей.
Арктические охотники вели оседлый образ жизни и главным их жилищем была землянка или дом, сложенный из брусков утрамбованного снега, так называемая эскимосская иглу. На каркас снежного дома шли кости кита или кашалота. Шкуру добытых животных использовали при изготовлении лодок, как открытых, так и типа байдарок, и изготовлении одежды, в том числе и своеобразной промысловой водонепроницаемой одежды из плавательных пузырей и кишок. Мясо шло в пищу, его умели заготавливать впрок. Обилие мяса и рыбы давало возможность держать значительное число собак, что и способствовало развитию упряжного собаководства. Жир добытых животных был, пожалуй, самой ценной частью, так как созданные на его основе каменные жировые лампы позволяли отопить и осветить жилище и таким образом выжить в суровых условиях Арктики.
Из костей животных изготовляли орудия лова и охоты - гарпуны, крючки, копья, стрелы. Арктические охотники всегда были прекрасными косторезами, и традиция эта сохраняется по сей день, хотя их быт меняется из-за катастрофического оскудения фауны арктических морей. Они же изобрели своеобразный поворотный гарпун, дававший возможность надежно поражать морских гигантов.
Как уже говорилось, собирательство привело через многотысячелетние наблюдения человека от сбора дикорастущих злаков и корнеплодов к их искусственному выращиванию, а приручение осиротевших животных, подраненных птиц или травоядных - к специальному содержанию, а затем и выращиванию.
В этнографии есть крылатое выражение: «Австралийцы стояли


-106-

накануне земледелия!» Такое заключение было сделано после сбора данных о способах хранения тех клубнеплодовых и корне-плодовых (в частности, дикого ямса), которые собирали женщины и для сохранения закапывали в землю. На самом деле оставалось совсем немного - закопать, забыть об этом, увидеть появившиеся ростки и затем в конце вегетативного периода обнаружить увеличенное число клубней. Этого, однако, у австралийских аборигенов не произошло, но зато так или почти так случилось во многих районах ойкумены, где на смену первому хозяйственно-культурному типу пришел второй.

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа

Обе составные части второго хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих эндемичных культур - кукурузы, картофеля, таро, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки - майякской, ацтекской, инкской и др.
Как собирательство, явившееся отправной точкой для открытия земледелия, было древнейшим занятием, так и ручное земледелие возникло много раньше, чем животноводство. Как отмечают Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, в рационе ручных земледельцев преобладает растительная пища в сочетании с рыбной, и небольшое место занимают мясные продукты, что может свидетельствовать о переходе к земледелию прежде всего рыболовов и собирателей, а не охотников и собирателей.
Основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали ручные земледельцы, были для тропического и субтропического пояса корнеплодные и клубнеплодные - ямс, таро, батат, картофель, маниока, а также суходольный рис, банан, сахарный тростник, хлебное дерево, для жаркого пояса - заливной рис, для районов степей и полупустынь - пшеница, просо, кукуруза. В Европе выращивали ячмень, рожь, овес, технические культуры - коноплю, лен, в Америке - кукурузу, картофель, из технических - хлопок. Для всех ручных земледельцев характерен оседлый образ жизни, который может быть, однако, нарушен в тех местах, где продолжает культивироваться подсечно-огневой способ обработки земли, ведущий к быстрому истощению почвы и необходимости через несколько

-107-

лет искать новые участки. Практически все народы, вступив на путь земледельческого хозяйства, знали керамику, употребляли сажальный кол - модернизированную палку или мотыгу, изготовляли ткани из растительных волокон технических культур или особых пород дерева.
Следует также иметь в виду, что животноводство развивалось внутри уже возникшего земледелия и многие локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа являлись сочетанием ручного земледелия как преобладающего вида занятий со скотоводством как подсобным, и наоборот.
Среди ручных земледельцев выделяются несколько локальных вариантов. Ручные земледельцы тропиков и субтропиков, изобретатели тропического земледелия, основанного на выращивании корнеплодовых, сахарного тростника, бананов, хлебного дерева и т. п., представлены большим числом народов Южной, Юго-Восточной Азии, Океании, Америки и Африки. Ручными земледельцами являются индейцы бассейнов Амазонки и Ориноко в Америке, пигмеи, банту и другие народы тропической Африки, папуасы и меланезийцы Океании, некоторые этнические группы южной Индии, Индонезии и Филиппин. Для них характерно применение как подсечно-огневого метода (используются ножи и топоры - тесла для корчевания деревьев, кустарников и последующего рыхления почвы), так и постоянной обработки земли с помощью сажального кола, мотыги или буйволов (животных прогоняют по влажному полю для рыхления почвы), в земледельческих работах велика роль женского труда. В Азии и Африке у земледельцев этой группы помимо собаки есть домашние свиньи и птицы. Жилище - каркасно-столбовое, часто свайное, в плане - прямоугольное, реже круглое. Керамику они выделывают вручную без гончарного круга, одежда только поясная - набедреная повязка или передник. В хозяйстве широко используется бамбук.
Ручные земледельцы жаркого пояса представлены двумя подгруппами - океанической, к которой относятся микронезийцы и полинезийцы, и предгорной, распространенной у народов в возвышенных субтропических районах Азии.
Океанические ручные земледельцы применяют палку-копалку (в Новой Зеландии со специальной ступенькой),- выращивают таро, хлебное дерево, кокосовую пальму, на некоторых островах - суходольный рис, но очень тесно связаны с мореходством; из-за отсутствия глины не имеют керамики и используют как утварь колена бамбука, тыквы-колебасы, на изготовление одежды идут перья птиц. Указанные особенности отличают океаническую подгруппу от предгорной. К последней относят малайеязычных гаошань Тайваня, мон-кхмероязычных кава в Юго-Восточной Азии и Южном Китае, хайнаньских ли и отдельные группы яо, а также цзинпо в Китае и Бирме, ифугао и другие горные народы Филиппин. Основными сельскохозяйственными культура-


-108-

ми являются заливной рис и таро, обработка поля ведется либо мотыгой, либо палкой-копалкой. Значительное место продолжает занимать в хозяйстве охота, у гаошань и кава она продолжает носить ритуальный характер и является в последние годы своеобразной трансформацией прежней охоты за черепами. Бамбук - самый распространенный материал при изготовлении жилищ, орудий труда и лова, деталей одежды - защитных плащей и шляп. Жилища, как правило, свайные.
В той же географической зоне, но отличающейся в связи с подъемом местности более холодным климатом, выделяется вариант ручных земледельцев высокогорной зоны жарко-умеренного пояса. Среди них наиболее яркими представителями являются группы тибетцев - земледельцев долины Цангпо, близкие им дулун и ну, а также народы группы ицзу на юге Восточной Азии и прежде всего собственно ицзу Ляншаня. Для этих народов характерно выращивание холодоустойчивых сельскохозяйственных культур - ячменя, овса, гречихи, кукурузы, а также таро, ямса, технических - конопли, сурепки. Существенно также значение животноводства - разведение овец, коз, яков, сарлыков, буйволов и лошадей. Несмотря на появление в этих районах в последние десятилетия плуга, обработка земли ведется преимущественно мотыгой, а имеющийся скот выращивается на мясо, шерсть и кожу.
Холодный климат высокогорий, наличие хвойных лесов предопределили тип постройки жилища на высоком фундаменте, чаще всего двухэтажного (где низ используется для загона скота, а верх - для жилья), сложенного преимущественно из камня с использованием деревянных столбов для поддержания всей конструкции, крыши и для перекрытий. Очаг устроен в жилой части дома. Одежда из шерсти, кож и шкур диких зверей и домашних животных. В рационе наряду с растительной пищей есть и мясо-молочная. К этому варианту относятся народы Андского нагорья, припамирские таджики, кафиры, кашмирцы, буриши, жители Северного Кавказа (Дагестана), Альп, горных районов Тироля и Швейцарии, пиренейские баски.
Самым распространенным являлся тип мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий умеренного пояса Старого и Нового Света. В Новом Свете он был представлен хозяйством доколумбовых ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, которое основывалось на кукурузе. В Старом Свете он некогда охватывал обширные районы Северной Африки, Передней Азии и Средней Азии, Северо-Западной Индии и Китая, где были очаги пшеничного и просяного (Китай) земледелия и где довольно рано на смену ручному земледелию пришло пашенное.
С мотыжными земледельцами степей и сухих предгорий были неразрывно связаны ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса Старого и Нового Света. В Америке к ним относились

-109-

индейцы ирокезских, атапаских и алгонкинских этнических групп, заимствовавшие земледелие у южных юто-ацтекских племен, в Евразии - древние славянские, финно-угорские и тунгусо-маньчжурские народы, которые выращивали ячмень, овес, рожь, просо, технические - лен, коноплю. Этот вариант длительное время сосуществовал с различными охотничье-рыболовными вариантами первого типа и отличался большим заимствованием культурных достижений древнейших охотников и рыболовов лесной зоны. Для обоих последних вариантов ручных земледельцев характерно использование в одежде тканей из растительных волокон, а в сооружении жилищ - глины, камыша, дерева.
Животноводство развивалось либо в связи с ручным земледелием (и у многих народов при переходе к пашенному оно так и осталось подсобным занятием - выращиванием тяглового скота), либо при сохранении видов хозяйства первого типа (например, северные норвежцы и шотландцы, а еще больше фарерцы и исландцы преимущественно заняты овцеводством в сочетании с рыболовством и охотой на морского зверя). Обособление животноводства от земледелия и превращение его в основную отрасль хозяйства, т. е. выделение на этнической карте мира пастушеских племен, стало возможным при одомашнивании не только крупного рогатого скота, но и лошади, верблюда и оленя. Такое событие, положившее начало первому крупному разделению труда, могло произойти лишь в тех зонах, где первоначально обитали дикие предки этих животных и где были условия для содержания значительного по поголовью стада.
Пастбища являлись главным условием содержания скота, и скотоводческие народы расселялись в зоне степей и полупустынь Евразии, а также в полупустынных и пустынных районах Африки и тундре Старого Света. Содержание скота на подножном корму приводило к постепенному выбиванию пастбищ и к необходимости передвижения на новые места. Кочевой образ жизни отличал все скотоводческие народы. Их быт, материальная культура были приспособлены к постоянным передвижениям по открытым пространствам.
Продукты скотоводства полностью утилизируются в хозяйстве кочевников, основу питания которых составляла мясомолочная пища. Шкура и кожа животных, а также шерсть шли на изготовление одежды, упряжи, переносных жилищ, утвари. Кочевание как хозяйственная потребность немыслимо без лошади, верблюда, оленя или яка - животных, приспособленных человеком для верховой езды и транспортировки груза. В районах Центральной Азии человек приручил лошадь, и под влиянием коневодства тюрко-монголов тунгусо-маньчжурские народы одомашнили оленя, который в таежной зоне был преимущественно транспортным животным, облегчившим условия быта охот-


-110-

ника и рыболова, а в тундре у самодийцев оленеводство стало ведущей отраслью хозяйства.
Как справедливо пишут Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «можно говорить о существовании нескольких локальных вариантов типа кочевников-скотоводов степей и полупустынь - центрально-азиатском, среднеазиатском, аравийско-африканском, южноафриканском и т. д. Для центрально- и среднеазиатских кочевников, например, характерно преобладание в поголовье домашних животных лошадей и овец, а также распространение войлочных юрт в качестве основных жилищ. В Передней Азии, Аравии и Северной Африке большую хозяйственную роль играют верблюды и козы, человеку жилищами служат преимущественно шатры и палатки. На юге Африки лошадей и верблюдов нет, стада состоят почти исключительно из крупного рогатого скота; жилища представляют собой круглые легкие хижины с жердевым остовом, располагаемые на стойбищах по кругу с загоном для скота в центре (так называемый «крааль») .
Вариант южноафриканских скотоводов-полукочевников засушливых степей и полупустынь представлен у аборигенов африканского юга готтентотов и некоторых групп банту. К афри-канско-аравийским скотоводам-кочевникам полупустынных и пустынных районов относятся многие арабские племена, в том числе знаменитые кочевники Аравии - бедуины, а также скотоводы-кочевники передне- и среднеазиатских степей и полупустынь, в основном в эту группу входят тюркоязычные народы (казахи, узбеки, киргизы и др.), а также индоиранские (белуджи, пуштуны и др.). К центральноазиатским скотоводам-кочевникам степей и полупустынь относят тюркоязычных уйгуров, алтайцев, тувинцев и других, а также монголоязычных монголов, калмыков, бурят и т. д.
Сколь бы значительна ни была роль скотоводства в жизни пастушеских племен вышеуказанных географических зон, следует всегда иметь в виду, что часть скотоводов, как показали археологические раскопки последних лет (в частности, гуннского Иволгинского городища), внутри скотоводческих общностей занималась земледелием. Иными словами, скотоводы нуждались в продуктах земледелия и получали их либо путем обмена, либо путем захвата, либо развитием самостоятельной земледельческой отрасли, хотя и в ограниченном масштабе. В настоящее время подавляющее большинство бывших скотоводов-кочевников перешло к оседлости, к отгонному и стойловому содержанию скота, к развитию зерновых и технических культур.
Сочетание внутри одного этноса ручного земледелия и кочевого скотоводства наиболее ярко выражено у тибетцев, у которых, помимо ручных земледельцев, в долинах Цангпо есть скотоводы-кочевники высокогорий. Тибетцы-скотоводы разводят

-111-

яков, сарлыков и меняют свою продукцию на земледельческую. Ячья и сарлычья шерсть идет на изготовление одежды, переносной шатрового типа палатки, кошм. Для шитья обуви и деталей костюма употребляют кожу; помет животных служит топливом. Распространена меховая шуба (по-тибетски чуба, не исключено заимствование этого типа одежды и ее названия русскими у тибетцев, через монголов или тюрков). Тибетцы-скотоводы, небольшие тибетоязычные этносы в Притибетье, алтайская этнографическая группа теленгиты - представители уникального типа высокогорных скотоводов-кочевников.
Оленеводы тундры Старого Света - самый поздний по времени образования вариант скотоводов-кочевников, который распространен у сухопутных чукчей и коряков, ненцев, иганасан и других народов севера Сибири. Оленеводство дает все необходимое для существования и проживания человека в районах Приполярья и Заполярья (из оленьих шкур шьют одежду, мясо . оленя - основа питания; оленей используют как средство передвижения).


Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип

Пашенное земледелие было, вне всякого сомнения, гигантским шагом вперед, который способствовал резкому повышению продуктивности сельского хозяйства и позволил ввести в хозяйственный оборот новые площади. Как уже говорилось, пашенное земледелие явилось логическим сочетанием прогрессивных методов ручного земледелия со скотоводством. Зона его распространения даже сегодня ограничена, так как есть достаточно обширные горные или предгорные районы, где применение плуга просто невозможно. Она была еще меньше в пору возникновения третьего хозяйственно-культурного типа, поскольку для его появления требовалось благоприятное сочетание достаточно обширных просторов, искусственного орошения, тяглового скота и изобретения хотя бы примитивного рала.
В науке, кроме указания на то, что до европейской колонизации ни Новый Свет, ни Австралия и Океания, ни Африка к югу от Сахары не знали пашенного земледелия, нет однозначного решения проблемы - в одном или нескольких центрах появились пахотные орудия, в одном или нескольких (как и ручное земледелие) центрах возник такой тип обработки земли?
Археологические данные дают достаточно оснований, чтобы считать долины рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Амударьи и Сырдарьи. Амура и Зеи, Хуанхэ и Янцзы, т. е. засушливую умеренную и субтропическую климатическую зону, районами самого раннего пашенного земледелия для Афро-

-112-

Евразийского континента. Однако, анализируя те же археологические материалы, нетрудно заметить, что пашенное земледелие более чем на два тысячелетия раньше появилось в крайне западных областях континентов - Нильская долина и Двуречье - чем в восточных (Приморье и Приамурье, Лёссовое плато и Центральная равнина Китая). Можно допустить, что именно от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья пашенное земледелие начало свое распространение на восток и к середине 1 тыс. до н. э. достигло крайне восточных пределов - побережья Тихого океана.
Пашенное земледелие, революционизировавшее само производство, не принесло существенных изменений в материальную культуру, которую создали ручные земледельцы, хотя и несколько модернизировало или разнообразило ее, особенно в одежде и пище, где стали более широко применяться ткани из льна, хлопка, конопли, расширился в рационе ассортимент изделий из масличных и зерновых культур. С пашенным земледелием в хозяйствах различных этносов успешнее стали внедряться бахчевые культуры, виноград, плодовые деревья.
Следует отметить, что создатели хозяйственно-культурной типологии выделяют внутри ХКТ следующие локальные варианты: а) пашенные земледельцы засушливой зоны - самый распространенный вариант, который представлен у народов Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северного Китая, Маньчжурии и Кореи; б) пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков - вариант, который возник в Южной и Юго-Восточной Азии, на юге Восточной Азии (к югу от Янцзы) в колониальную эпоху под влиянием европейцев; в) пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса - вариант, представленный сегодня у народов Европы, Южной Сибири и Дальнего Востока, а также в Северной Америке. Причем в Северной Америке этот вариант пашенных земледельцев в результате европейской колонизации возник совсем недавно, тогда как в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке он появился еще во II-I тыс. до н. э. в связи с распространением из исторически ранних очагов земледелия пахотных орудий.
Рассмотренные хозяйственно-культурные типы достаточно ясно показывают взаимосвязь и взаимозависимость прогресса мировой цивилизации и производственной, хозяйственной деятельности людей, равно как и пути тысячелетних культурных контактов между этническими общностями Старого и Нового Света, т. е. всего земного шара.