ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 2050
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Объект исследования. методология
Общенаучное и социальное значение этнографии
Основные составные этнографического исследования
Этноэкология на примере природопользования северных народов
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ
Типы учреждений в СССР и за рубежом
Место этнографии в системе университетского образования
Основные периодические издания и типы монографий
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА
Выделение хозяйственно-культурных типов
Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа
Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа
Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм
Отечественная этнография (советская школа в этнографии)
-113-
Глава VI
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
Исследование этногенеза справедливо
относится к сложнейшим проблемам
этнической истории народов. Думается,
сегодня уже есть все основания признать,
что значительные успехи советских
этнографов в этой области прямо связаны,
с освоением ими метода комплексного
подхода к решению вопросов этногенеза.
Формирование новых научных принципов
в этногенетических исследованиях
советских этнографов приходится на
конец 40-х - начало 50-х годов. Особо следует
отметить известную статью С. А. Токарева
«К постановке проблем этногенеза».
Автор дал верную оценку методики и
методологии этногенетических исследований
в советской и мировой науке, подчеркнув
те принципы комплексного подхода к
этногенетическим проблемам, которые
были одобрены на всесоюзном совещании
этнографов в 1951 г.
Подводя итоги
прошлых исследований этногенетических
проблем, С. А. Токарев писал: «Изучение
этногенеза отдельных народов составляет
чрезвычайно сложную проблему. Полное
решение ее невозможно без учета всех
сторон этногенетического процесса и
без привлечения всех видов источников.
К сожалению, этого в большинстве случаев
не делается, и проблема происхождения
того или иного народа чаще всего решается
на каком-нибудь одном материале -
антропологическом, языковом, археологическом
и пр. В результате получается одностороннее
решение проблемы». 1 С. А. Токарев
кратко, но точно охарактеризовал ценность
письменных, антропологических,
археологических и языковых источников.
«Народ характеризуется всегда множеством
признаков, он представляет собой
1 Токарев С. А. К постановке проблем этногенеза // Советская этнография. 1949. № 3. С. 12-36.
-114-
сложный комплекс исторически сложившихся
особенностей, бытовых черт, материальной
и духовной культуры. Понять происхождение
народа - это значит разъяснить все эти
особенности, установить их генезис и
развитие.
Вот почему именно этнография
и только этнография как наука, изучающая
этнические особенности отдельных
народов, способна дать наиболее полное
и исчерпывающее решение проблемы
этногенеза каждого данного народа. Но
она может дать такое решение не в отрыве
от других упомянутых выше наук... а
непременно в тесном сотрудничестве с
ними» 2 .
Необходимо отметить,
что принцип, предложенный С. А. Токаревым,
явился естественным продолжением
методики, реализованной Ф. Энгельсом в
двух его историко-этнографических
рукописях. Речь идет о работах «К истории
древних германцев» и «Франкский период»,
задуманных как единое сочинение по
истории Германии и германского народа.
В них Энгельс привлек имевшиеся тогда
данные археологии, антропологии,
письменной истории, лингвистики. Такой
подход позволил объективно оценить
письменные источники и доказательно
представить ранние этапы этнической
истории германцев. По сути дела, это был
первый опыт комплексного решения
этногенетических проблем. Исследуя
историю древних германцев, сведения,
которые имелись у античных авторов, Ф.
Энгельс заметил: «С Тацитом и Птолемеем
прекращаются письменные источники о
событиях и условиях внутренней жизни
Германии. Но зато перед нами открывается
ряд других гораздо более наглядных
источников - находки памятников древности,
поскольку их можно отнести к эпохе,
подлежащей нашему рассмотрению»; к
таким же важным источникам он относил
и данные языка, так блестяще им
использованные в рукописи «Франкский
период» в разделе «Франкский диалект»
3 .
Идея комплексного подхода
в этногенетических исследованиях
заключается в широком и методически
верном использовании данных этнографии
в сочетании с материалами исторических
и смежных наук, включая и разделы
некоторых естественно-научных дисциплин
(этноботаника, этнозоология и некоторые
другие). Комплексный метод прежде всего
учитывает все многообразие факторов:
антропологических, археологических,
данные фольклористики, истории,
лингвистики, этнографии, а также иных
дисциплин: ономастики, глоттохронологии
и др.
Период, пройденный за три с
половиной десятилетия, Дозволяет сделать
определенные обобщения, необходимые
еще потому, что, несмотря на серьезные
публикации по этнической истории, в
смежных науках еще продолжает
осуществляться метод частного, так
сказать, подхода к этногене-
2 Там же. С. 36.
3 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 468-469; 518-546.
-115-
тическим проблемам. Это свойственно
антропологам и археологам, но главным
образом языковедам. Нередко еще
сохраняется позиция игнорирования
этнографических данных при изучении
этногенеза.
Одним из итогов этого
периода можно считать то, что определились
хронологические рамки этногенетических
исследований, а также пространственно-объективная
методика. Проблема хронологии занимает
важное место при исследовании этногенеза
как процесса. Являясь историческим
процессом, этногенез начинается со
становления первой формы этнической
общности - племени.
Советские
антропологи считают, что образование
антропологических типов связано с
неолитом, советские археологи связывают
с эпохой неолита окончательное оформление
племенной организации. По мнению видного
советского лингвиста С. Е. Яхонтова,
время сложения основных языковых семей
по лексико-статистическому методу тоже
может соответствовать неолиту, поэтому
правомерно относить начало этногенеза
народов именно к неолиту. Конечно, далеко
не у всех народов мира изучение этногенеза
возможно вести со столь отдаленной
эпохи, но у всех народов его нужно
начинать с доклассового периода.
Методически
этногенетическое исследование можно
вести относительно определенного
этноса, а также населения конкретной
территории. В первом случае особую
значимость приобретают полевые
исследования современного этноса и
выстраивание линии научного поиска от
современного состояния в прошлое к
этногоническим источникам. Во втором
случае мы начинаем разработку проблемы
от древнейших памятников культуры на
изучаемом пространстве и их создателей
и приходим к современному этническому
составу исследуемого района. Второй
путь предпочтительнее, ибо он
последовательно, на вещественном
материале восстанавливает картину
этнических и культурных
преобразований.
Рассмотрим методические
принципы использования данных каждой
отдельной отрасли знаний. Начнем с
науки, способной дать наиболее древние
этнодифференцирующие факты,- антропологии,
и с той именно ее части, которая известна
как историческая, или этническая,
антропология. В данных антропологии
нас прежде всего привлекают материалы
этноразличительного характера, которые
дает не просто расовая дифференциация,
носящая преимущественно обобщающий
характер, а классификация народов мира
по антропологическим типам, сложившимся
в результате социально-исторического
развития уже сформировавшихся рас в
процессе культурных, исторических,
межрасовых контактов, вызванных
миграционными и консолидационными
процессами.
Определяя антропологический
тип как классификационную
-116-
единицу, Н. Н. Чебоксаров писал: «В группы
антропологических типов объединяются
те, которые связаны историей происхождения,
которые сложились в силу сходных или
однородных причин из элементов одинакового
происхождения, смешавшихся в разных
пропорциях, которые морфологически
напоминают друг друга» 4 . Именно
антропологические типы выступают как
первичные категории этнического
многообразия мира, выраженного
антропологически. Следует, однако,
помнить, что и классификация по
антропологическим типам носит обобщенный
характер, т. е. иногда под одним типом
(например, таи-малайский) может выступать
множество этносов, а иногда один этнос
может быть представлен несколькими
типами (например, русский).
Уместно
было бы вспомнить, что такой установленный
антропологический тип неолитических
яншаосцев, как северо-китайский, полностью
соответствует антропологическому типу
современных северных китайцев, что
свидетельствует о хронологической
стабильности, малой изменчивости
телесных характеристик, дающих возможность
заглянуть в далекое прошлое этноса,
практически к его истокам. Присутствие
различных антропологических типов у
населения изучаемого района или
исследуемого этноса говорит о существенных
этнокультурных событиях, установление
которых станет вехами в этнической
истории края или народа.
Советские
антропологи Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин и Т.
А. Трофимова выдвинули важный тезис,
согласно которому «язык и культура
могут распространяться и независимо
от распространения антропологических
типов, но антропологические типы никогда
не распространяются без культуры и
языка. Поэтому в тех случаях, когда
антропологические данные указывают на
распространение того или иного
антропологического типа... встает задача
выяснения исторических условий, вызвавших
это распространение, а также тех
историко-культурных и языковых явлений,
которые были с этим распространением
связаны» 5 .
По мере увеличения
древности рассматриваемых этногенетических
процессов значение антропологических
данных в общем комплексе возрастает.
Это положение по-своему определил
выдающийся советский антрополог В. В.
Бунак, который писал: «Если, несмотря
на тесную зависимость антропологических
группировок от этнических объединений,
та и другая части не совпадают, то должна
существовать причина такого несоответствия.
Она заключается в том, что перестройка
антрополо-
4 Чебоксаров Н. Н. Основные принципы антропологических классификаций. Тр. Ин-та этнографии. Нов. сер. М., 1951. Т. 16. С. 306.
5 Дебец Г. Ф., Левин М. Г., Трофимова Т. А. Антропологический материал как источник изучения вопросов этногенеза//Советская этнография. 1952. № 1. С. 4.
-117-
гических признаков происходит несравненно
медленнее, чем изменение этнических
общностей» 6 .
Различия в
антропологическом типе не адекватны
различиям сравниваемых групп в этническом
и языковом отношении. «Значительная
разнородность антропологических типов,
входящих в состав народов, лингвистически
более или менее близких, при отсутствии
переходных между ними типов свидетельствует
о формировании языковой общности в
результате ассимиляции» 7 . Вместе
с тем антропологическая близость не
дает оснований отрицать процесс
ассимиляции. Антропологическая общность
при большой языковой разнородности
свидетельствует о существовании в
прошлом тех или иных форм языковой
общности (например, антропологическая
общность народов Дагестана).
При
соотнесении антропологических данных
с хозяйственно-культурными типами или
историко-этнографическими общностями
необходимо помнить, что в первом случае
речь идет о возникновении сходных
хозяйственно-культурных типов,
развивающихся независимо друг от друга,
и тогда общность не объясняется
историческими связями; во втором случае
общность возникает на определенной
территории в результате длительных
связей, общности исторических судеб
населяющих данную область народов.
Следовательно, в классификации народов
по хозяйственно-культурным типам нет
оснований предполагать близость или
особые генетические связи антропологических
типов; напротив, классификация по
историко-этнографическим областям
имеет особое значение для решения
этногенетических проблем, так как
формирование антропологических типов
связано с возникновением самой такой
общности.
Чем дальше в глубь веков,
тем больше совпадений в этнической и
антропологической общности. Однако
социально-исторические события приводят
к изменению состава этнических общностей,
увеличению их численности, дроблению
или слиянию отдельных частей, изменению
круга брачных связей; все это обусловливает
перестройку антропологических типов.
Во
избежание ошибок в определении
таксономического значения признаков
при сравнении антропологических данных
этнических общностей рекомендуется
контролировать признаки, путем «а)
возможно более широкого использования
палеоантропологических данных, дающих
прямые указания на последовательность
смены типов;
б) всестороннего
биологического анализа признаков, их
функциональной сущности и путей развития;
6 Бунак В. В. Этнические группы и антропологические типы, их взаимоотношение в процессе формирования в связи с проблемами этногенеза. М., 1951. С. 3-4.
7 Дебец Г. Ф., Левин М. Г., Трофимова Т. А. Антропологический материал... С. 5.
-118-
в) учета этнического и географического
распределения полученных комбинаций
признаков». 8
В настоящее время
этнически значимые антропологические
данные добываются не только
палеоантропологией, но и успешно
развивающимися в последние десятилетия
отраслями популяционной генетики:
серологией, одонтологией, дерматоглификой,
фотометрией.
Обратимся, например, к
антропологическим данным по мунда
Индии. Сравнение санталов и мунда с их
дравидоязычными соседями показывает,
что у первых чаще встречаются некоторые
морфологические особенности, характерные
для южных тихоокеанских монголоидов.
Возможно, в состав мундоязычных народов
вошли какие-то монголоидные компоненты,
по происхождению связанные с народами
Юго-Восточной Азии, тем более что еще
более монголоидными выглядят
мон-кхмероязычные кхаси Ассама - района,
пограничного с Бирмой и Индокитаем. На
следующем месте по древности источника
стоят данные археологии. Археология
(которую справедливо называют еще
«палеоэтнографией», если она занимается
не только формальным описанием памятников,
а пытается восстановить жизнь и быт
носителей определенной культуры) дает
возможность проникнуть в ранние этапы
этнической истории. Вместе с тем
исследователь ощущает сложность
разграничения этнических общностей по
данным археологии из-за их фрагментарности.
В
использовании археологического материала
следует методически верно ориентироваться
в его возможностях. Они, как правило,
относятся к двум сферам жизни этносов:
1) производство (орудия труда) и материальная
культура (прежде всего жилище, утварь)
и 2) некоторые аспекты духовной культуры
(прикладное искусство, верования).
Утверждения о способности археологического
материала даже на уровне неолита, не
говоря уже о более ранних периодах,
демонстрировать социальные и
семейно-брачные отношения не могут
считаться безусловными.
Наиболее
представительный материал по этим двум
сферам дает именно эпоха неолита.
Неолитические данные многочисленны и
отличаются большим культурным
разнообразием, обусловленным теми
локальными различиями, которые
сформировались в предшествующую эпоху
и которые с глубоким знанием дела
проанализировал выдающийся советский
археолог-палеоэтнограф С. Н. Замятин.
Ему принадлежит первенство в представленной
далее методологической оценке данных
археологии для этногенетических
исследований.
Производство и
материальная культура в наибольшей
степени зависят от физико-географической
среды, когда на формирование орудий
труда и устройство быта древнего человека
8 Там же. С. 10.
-119-
влияют и фауна, и петрография, и климат,
и флора, и даже наличие или отсутствие
естественных укрытий. Там, где человек
в наибольшей степени должен адаптироваться
к природе, в сходных экологических нишах
могут возникнуть сходные формы
производства и материальной
культуры.
Разграничивать этнические
общности по данным археологии весьма
трудно из-за фрагментарности археологических
объектов. Как считает С. Н. Замятин, можно
выделить локальные различия в культуре
палеолитического периода, непосредственно
предшествующего периоду, с которого
начинается положительное решение
этногенетических проблем. Они становятся
отчетливее по мере распространения
человека по ойкумене; их выявление
зависит также от способности человеческих
коллективов приспосабливаться к жизни
в различных географических сферах.
Локальные различия, устанавливаемые
по археологическим данным, дают
возможность показать автохтонность,
или пришлость, народа, интенсивность
культурных контактов, приспособленность
к местным физико-географическим условиям.
«Лишь в результате длительного процесса,
составляющего основное содержание
культурного развития палеолитического
человека, у него возникает способность
варьировать формы своего хозяйства и
быта в зависимости от характера окружающей
природной среды». 9
Культура,
о локальных различиях в которой идет
речь, обусловлена не столько различиями
природной среды, сколько общественным
бытием. При этом природные условия не
являются основанием для разделения
этносов, ибо физико-географическая
среда оказывается изначально данной.
Таким образом «локальные различия
возникают в процессе исторического
развития и определяются не внешней
средой, взятой самой по себе, а характером
приспособления общества к данной среде.
Интенсивность этого приспособления
непрерывно возрастает, и на определенном
историческом этапе оно начинает играть
решающую роль в жизни отдельных
первобытных племен». 10 Время
такого критического нарастания
интенсивности - мезолит, и особенно
неолит:
Вместе с тем опыт использования
археологического материала свидетельствует,
что в памятниках материальной культуры
можно выделить этническую специфику,
которая не обусловлена ни технологической
необходимостью, ни природным материалом.
В качестве примера можно сослаться на
примечательное событие, отмеченное
археологическими данными по юго-восточной
этнокультурной провинции Китая и
относящееся к середине I тыс. до н. э. В
тот период на данной территории
9 Замятин С. Н. О возникновении локальных различий в культуре палеолитического периода. Тр. ин-та этнографии. Нов. сер. М., 1951. Т. 16. С, 97.
10 Там же.
-120-
обнаруживается в качестве основного
орудия труда ступенчатое тесло (мотыжка),
сменившее плечиковый топор-тесло и, в
свою очередь, уступившее место тоже
плечиковому топору-теслу, но уже не из
камня, а из металла. Ни материалом, ни
технологическим нововведением появление
ступенчатого тесла нельзя объяснить;
единственным разумным объяснением,
подтвержденным к тому же письменным
китайским источником, явилось мнение,
что ступенчатый тип орудия труда связан
с племенем юэ (относящимся к
протополинезийской общности и
осуществившим сравнительно кратковременное
вторжение в пределы мон-кхмероязычного
населения юго-восточного Китая).
Наиболее
же этнически обусловленными, а
следовательно, и доказательными для
этногенеза и этнической истории выступают
археологические памятники, возникновение
которых не связано ни с внешней природной
средой, ни с техническим или хозяйственным
приспособлением к ней, а определяется
непосредственно жизнью общества,
отношениями внутри него.
«Речь идет
о таких памятниках как предметы личного
убора и украшения, орнамент, произведения
изобразительного искусства, позволяющие,
в свою очередь, подойти к выяснению
связанных с ними религиозно-магических
представлений, погребения с различными
обрядами захоронения. Различия этого
рода, если можно так выразиться, наиболее
этнографичны, позволяют установить
гораздо более дробные локальные группы»
11 .
Сходство памятников такого
рода - результат исторически сложившейся
культурной общности. Здесь уместно
вспомнить раскопки памятников I тыс. до
н. э. из области Дунтин-Поянху в Южном
Китае, когда набор сопроводительного
погребального инвентаря более чем в
ста случаях (а вскрыто захоронений чуть
больше ста) свидетельствовал о
преемственности культурной традиции,
уходящей своими корнями в докитайскую
этническую общность указанного района
(неолитическая эпоха). При этом
археологические данные хорошо увязывались
с уже существовавшими письменными
источниками.
Значительное место в
комплексе научных источников для решения
этногенетических проблем занимают
языковые данные. Языкознание нередко
предоставляет возможность заглянуть
в очень ранние этапы этногенеза,
этнической истории народа. Одним из
основных достижений лингвистов-компаративистов
является генеалогическая классификация
языков мира по принципу родства в
языковых семьях и их ветвях и группах.
Именно генеалогическая классификация
языков принимается этнографами для
исследования историко-культурных связей
этносов, да и самой классификации
этносов. Вслед за языковедами этнографы
исходят из того, что родство языков, как
правило, означает родство носителей
этих языков. (Случаи формирова-