ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.05.2021
Просмотров: 2055
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Объект исследования. методология
Общенаучное и социальное значение этнографии
Основные составные этнографического исследования
Этноэкология на примере природопользования северных народов
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ
Типы учреждений в СССР и за рубежом
Место этнографии в системе университетского образования
Основные периодические издания и типы монографий
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА
Выделение хозяйственно-культурных типов
Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа
Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа
Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип
ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)
Психологическая школа, психорасизм в этнографии США
Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии
Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм
Отечественная этнография (советская школа в этнографии)
-131-
ведение Чарльза Дарвина о происхождении
видов, способствовавшее рождению особой
научной дисциплины - антропологии. Обе
науки избрали объектом изучения народ
и народы. Причем русская традиция,
воспринятая учеными ряда соседних
стран, базировалась на географической
основе, а английская, повлиявшая на
другие научные центры мира,- на
биологической.
Предпочтительно
описательный характер русской этнографии
как науки о населении вновь открытых
земель не способствовал формированию
какой-либо оригинальной школы или
направления в науке. До 1933 г. - года
создания академического
научно-исследовательского этнографического
центра, отечественная этнография
находилась под большим влиянием тех
школ и направлений, которые развивались
в других странах. Важным периодом в
становлении отечественной этнографии
стало начало 40-х годов XX в., когда
сформировалась своеобразная советская
школа, утверждавшая принцип
материалистического понимания истории.
Несомненно, что больший исторический
период отечественной этнографии проходил
под воздействием тех школ и направлений,
которые были выработаны почти за столетие
в зарубежной науке.
В совместном
издании советских и немецких этнографов
«Этнография, смежные дисциплины,
этнографические субдисциплины, школы
и направления, методы», вышедшем в 1988
г., уже подвергнуты современному анализу
школы и направления зарубежной этнографии.
В этой ситуации нам остается ограничиться
только основными сведениями.
Эволюционная школа
Эволюционистские идеи, исходившие из
зависимости развитых цивилизаций от
первобытной культуры как количественное
изменение последней, получили широкое
распространение во второй половине XIX
в. во всех странах, где этнография
становилась самостоятельной научной
дисциплиной. В России, однако, взгляды
эволюционистов не были господствующими,
так как на русскую этнографию большое
влияние оказывали идеи К. Маркса и Ф.
Энгельса, чьи основополагающие труды
переводились в России раньше, чем в
других странах, и получали распроосстранение
среди широкой научной
общественности.
Основоположником
эволюционной школы справедливо считается
выдающийся английский ученый Эдуард
Тэйлор (1832 - 1917), которому, кстати,
принадлежит введение в англо-американскую
этнографию понятия «антропология».
Тэйлор во время своего путешествия на
Кубу (1855 г.) встретился с меценатом-банкиром,
субсидировавшим археологические
раскопки в Центральной Америке и
пробудившим в нем интерес к неизвестным
цивилизациям, к необычной для европейца
культуре других народов. Поездка в
Мексику окончательно
-132-
определила жизненный путь Тэйлора,
который отдает все свои силы и время
изучению обширных к тому времени
этнографических собраний в музеях
Европы, этнографических публикаций. В
1865 г. выходит книга, ставшая своеобразным
научным кредо Тэйлора: «Исследования
в области древней истории человечества».
В этом труде Тэйлор делает следующие
выводы: а) культура развивается по линии
прогресса от первобытного состояния к
современному; б) существующие различия
между народами не имеют отношения к
расовым различиям, а отражают лишь
достигнутый уровень культурного
развития; в) все конкретные элементы
культуры у каждого народа либо изобретены
самостоятельно, либо заимствованы у
соседей, либо унаследованы от прошлых
эпох.
Наиболее отчетливо позиции
Тэйлора как эволюциониста и как
буржуазного идеолога, верящего в
общественный прогресс (правда, лишь в
рамках эволюционного развития
капитализма), были изложены в его основном
исследовании «Первобытная культура».
Этот труд, грандиозный по представленному
и проанализированному в нем материалу,
был завершен в 1869 г., вышел в свет в 1871
г., а уже в 1872 г. его перевели на русский
язык и позднее на другие языки мира.
Тэйлор стал самым признанным авторитетом
в этнографии: в 1871 г. он избирается в
Королевское общество, а с 1896 г. после
организации первой кафедры антропологии
при Оксфордском университете становится
ее профессором. В 1881 г. вышел второй
капитальный труд Тэйлора «Антропология
(Введение в изучение человека и
цивилизации)», являющийся итогом новых
исследований ученого и своеобразным
продолжением «Первобытной культуры».
Всего Тэйлор написал более 250 работ,
оказавших влияние на утверждение в
конце XIX начале XX в. эволюционистского
направления в этнографии.
В числе
представителей эволюционизма следует
назвать также Джона Леббока (1843-1913),
Герберта Спенсера (1820- 1903), Джона-Фергюссона
Мак-Леннана (1881 1927), ученика Тэйлора
видного рели г повода Джеймса Джонса
Фрэзера и выдающегося американского
ученого, сделавшего решительный шаг от
эволюционизма к материалистическому
пониманию первобытной истории, Льюиса
Моргана (1818 - 1881).
Эволюционная школа
в этнографии представвляла собой первую
довольно стройную концепцию развития
человека и его культуры и исходила из
признания прогресса в общественном
развитии. Основные идеи эволюционистов
состояли в следующем: 1) явления
общественной и культурной жизни отмечают
эволюционным процесс непрерывного,
постепенного изменения, количественных
увеличений или уменьшений, свойственный
и всем народам на пути от дикости к
цивилизации: 2) общественное развитие
идет по законам эволюции, характерным
для живой природы и, в частности, животного
мира, где
-133-
присутствует также межвидовая борьба
за существование, выражающаяся в
наслоении одного элемента культуры на
другой или оттеснении новым старого;
3) общая теория дает основания считать
моногамную семью, государство, частную
собственность явлениями присущими
человечеству изначально. Относительно
последнего положения Тэйлор писал:
"Родительская и патриархальная власть
являются самыми примитивными учреждениями.
Как семья представляет собой единицу
первобытного общества, так отцовская
власть есть зародыш права и власти
государственной».1
Самостоятельное
открытие Л. Морганом материалистического
понимания первобытной истории, на
которое сразу же обратили внимание К.
Маркс и Ф. Энгельс, разрушало эволюционистскую
прямолинейную схему и подрывало
уверенность в незыблемости капитализма,
считавшегося у эволюционистов вершиной
цивилизации. На родине, в Соединенных
Штатах капитальный труд Моргана «Древнее
общество» был предан забвению, как,
впрочем, и его научная деятельность.
Лишь почти столетие спустя имя и труды
Моргана вернулись в американскую
науку.
Представители эволюционной
школы исходили только из количественных
изменений, а поэтому не могли, да и не
стремились, объяснить историю зарождения
культуры и ее составных частей, предполагая
существование всех будущих явлений,
хотя бы в зародышевой форме, с самого
начала человеческой истории. Эволюционисты,
и прежде всего сам Тэйлор, помимо
добротного обобщения собранного к XX в.
этнографического материала, разработали
анимистическую теорию происхождения
религии и методику изучения пережитков
для реконструкции прошлой социальной
и культурной истории, которые надолго
пережили основные концепции этой школы
и сыграли заметную роль в науке,
Понимая
под анимизмом духо- или душеверие, Тэйлор
определил его как изначальный «минимум
религии», который уже свойственен
первобытному человеку и его верованиям.
Связывая анимистические представления
со сновидениями, смертью, тенью, эхом,
Тэйлор не мог объяснить, как и почему у
дикаря возникали неверные толкования
природных явлений, не видя материльной
зависимости первобытного человека от
природы, что и обуславливало рождение
фантастических, иррациональных
представний. Рассматривая анимизм как
веру в душу, даже бестелесную, Тэйлор
явно грешил против фактов в угоду
собственной схеме; вместе с тем он не
нашел в первобытных верованиях единого
бога (монотеизм), а в массе олицетворенных
сил природы видел политеизм, который
трансформировал с развитием цивилизации
в единого бога. Подобное, хотя
1 Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. XX-XXI.
-134-
и очень осторожное суждение подрывало
монотеистическую концепцию клерикалов
и вызывало резкое осуждение анимистической
теории со стороны церкви. В тэйлоровском
толковании анимистическая теория
сегодня неприемлема, но она была и
остается вершиной религиоведения XIX
в., способствовавшего в новых условиях
рождению верных историко-материалистических
взглядов на проблему происхождения
религии.
Выдающееся значение для
науки имела тэйлоровская теория
пережитков, согласно которой в современной
жизни от прошлого сохраняются отдельные
элементы культуры, социальной организации,
хозяйственной деятельности, по которым
можно восстановить (как по рудиментам
живого организма) эти давно умершие
явления. Подобная теория давала этнографии
возможность реконструкций как культурных,
так и социальных. Однако Тэйлор предлагал
рассматривать сохранение того или иного
пережитка обособленно, вне всяких
очевидных социально-культурных связей,
а следовательно, и без возможности
объяснить причины сохранения самих
пережитков на данной стадии культурного
развития.
Оценивая эволюционную
школу в целом, следует подчеркнуть:
эволюционисты XIX в., утверждавшие единство
человеческой культуры и прогресс
общественного развития, были
представи-телями наиболее передового
направления в зарубежной, да и в
отечественной, этнографии. Особую славу
эволюционистам принес Л. Морган. Ф.
Энгельс писал: «...Морган в Америке
по-своему вновь открыл материалистическое
понимание истории, открытое Марксом
сорок лет тому назад, и, руководствуясь
им, пришел, при сопоставлении варварства
и цивилизации, в главных пунктах к тем
же результатам, что и Маркс». 2 Многие
положения и схема периодизации Моргана
были использованы Ф. Энгельсом при
создании классического труда «Происхождение
семьи, частной собственности и
государства», который положил начало
особому, историко-материалистическому
направлению в этнографии.
Характеризуя
деятельность Моргана, Ю. В. Бромлей
замечает: «Среди ученых эволюционистского
направления особое место занимает Л.
Г. Морган. Восприняв сильные стороны
эволюционизма положение о единстве
человечества и идею прогрессивного
развития, Морган освободился от ряда
его слабостей. Биологизация общественных
явлений, непонимание значения качественного
своеобразия отдельных этапов
историко-эволюционного пути, а главное,
непонимание роли материального фактора
в общественно-историческом процессе -
эти черты ограниченности эволюционизма
были в основном преодолены Морганом. В
результате многолетней работы ученый
стихийно, неосознанно подошел к
историческому материализму». 3
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 25.
3 Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 184.
-135-
Антиэволюционисты в Западной Европе и США: культурно-историческая, социологическая и историческая школы
Неспособность представителей классической
эволюционной школы объяснить качественные
изменения в культуре и общественной
жизни, с одной стороны, и открытое
неприятие историко-материалистических
идей - с другой, породили в зарубежной
этнографии идеалистические направления
неокантианского и агностицистского
толков, отрицавшие наличие объективных
закономерностей в истории человечества,
саму возможность познания этапов и
причин общественного развития.
Перед
первой мировой войной в Западной Европе,
и прежде всего в Германии и Австрии,
возникли две школы - Фрейбургская (или
Баденская) и Марбургская, которые
опирались на «антропогеографический»
метод Ф. Ратцеля, признававшего только
пространственное распространение
культур и их исключительную связь с
географической средой.
Первая школа
в лице видного ученого Г. Риккерта
противопоставляла историю природы
истории общества, объявляя последнюю
скопищем единичных и неповторимых
явлений, и тем самым выдвигала в качестве
основной задачи выделение в истории
общества независимых друг от друга
культурных ценностей. Вторая отрицала
возможность познания начала и конца
исторических явлений, т. е. само познание
процесса развития, видя главную цель
научного исследования в изучении
действия отдельных функций явления. В
недрах Баденской школы достаточно
отчетливо проявились концепции
диффузионизма, сторонники которого
сводили историю культуры к ее
пространственному распространению и
постоянным заимствованиям, миграциям
самой культуры, выступающей некоей
постоянной доминантой. Следует отметить,
что Марбургская школа проявила себя в
особой функциональной школе зарубежной
этнографии, оформившейся после первой
мировой войны.
Внутри диффузионистской
концепции Баденской школы выделяются:
культурно-историческое направление
(Ф. Гребнер и представитель венской
культурно-исторической ветви патер В.
Шмидт) и направление культурных кругов
(Л. Фробсниус). Согласно концепции
Гребнера, в которой развивается
риккертианская идея об уникальности,
неповторимости явлений, этнография
должна изучать в явлениях культуры лишь
уникальные признаки. С этой целью
Гребнером были предложены критерии
формы, присущие предмету культуры, но
не обусловленные ни материалом,
использованным для его изготовления,
ни функциональным назначением. Именно
эти признаки, по Гребнеру, следует
считать уникальными. На практике же
оказалось, что, во-первых, невозможно
четко выделить уникальное, во-вторых,
это уникальное обнаружилось у разных
народов. В данной связи предста-
-136-
вителям школы культурных кругов пришлось
ввести понятие «миграция культуры»,
дополнить критерий формы еще и критерием
количества, образовать круг его
распространения, т. е. принять теорию
культурных кругов Л. Фробениуса. Следует
заметить, что до Фробениуса те же идеи
проповедовал патер Шмидт, представлявший
историю цивилизации как последовательный
ряд культурных кругов, в основании
которого лежит первоначальный круг
культуры пигмеев, якобы обитавших по
всей ойкумене. Идеализм диффузионистов
и теоретические основы их школ в
определенной мере способствовали
зарождению крайне реакционных политических
концепций, включая геополитические и
расистские.
До, во время и после
первой мировой воины особое место во
Франции занимает социологическая школа
Э. Дюркгейма. В противоположность
эволюционистам Дюркгейм понимал общество
людей не как последовательные стадии
вживания человека в среду обитания, а
как систему закрытых статичных организмов.
Устойчивость организмам такого рода
придает «социальная солидарность».
Любое радикальное изменение может
привести к тотальным последствиям, к
катастрофам для социума. Вторым важным
положением Дюркгейма выступает идея
сосуществования с индивидуальным
сознанием «коллективных представлений»,
к которым относятся религиозные поверья,
мифы, нормы морали и права. Прямыми
последователями Дюркгейма явились М.
Мосс, М. Гране, Л. Леви-Брюль и другие.
Конец XIX в. отмечен в зарубежной
этнографии утратой лидирующего положения
эволюционной школы, что было характерно
для Западной Европы, России и США. На
смену эволюционизму, как уже говорилось,
в Германии и Австрии приходят различные
варианты диффузионистского толка, во
Франции - социологическая школа, а в США
возникает и утверждается на три
десятилетия американская историческая
школа, или историческая школа Франса
Боаса. Хотя Боас видел конечную цель
этнографического изыскания в построении
единой истории всех народов, основанной
на конкретном материале культуры и
языка народа как уникального явления,
он не мог не оценить теорию прогресса
эволюционистов, допуская подобный
прогресс в сферах науки и техники.
Блестящий исследователь, талантливый
лингвист выдающийся этнограф-полевик,
Боас сыграл важную роль в формировании
американской этнографии, уступившей,
однако, после 1930 г. свои позиции разного
толка психологическим направлениям в
науке, а также в формировании русской
этнографии, привлекая к своим работам
ученых России - В. Г. Богораза и Л. Я.
Штернберга. Из школы Боаса вышли в
основном все американские этнографы
(антропологи) первой половины XX в.
Учениками Боаса считаются А. Кребер, А.
Гольденвейзер, Р. Лоун, Л. Уайт.
О
своем учителе Гольденвейзер писал:
«Неоценимым вкладом
-137-
Боаса была историческая точка зрения,
согласно которой туземные культуры
должны быть исследованы на их ограниченной
историко-географической родине и в
перспективе их отношений к физическому
окружению, примыкающим культурам и
многим и часто запутанным психологическим
ассоциациям, образовавшимся между
различными видами культуры». 4
Представители исторической школы
изучали культурные элементы и их диффузии
в пределах конкретного ареала культуры.
Как справедливо подчеркивала Ю. П.
Аверкиева, это был период краеведческого
изучения коренного населения Америки,
результатом которого явилась публикация
многих полевых материалов (правда,
позднее оказалось, что ряд из них
сознательно фальсифицирован в
антиморгановском духе).
5 В
работах исторической школы культура
народа или племени представлялась
механическим соединением черт, собранных
воедино спонтанным действием диффузии.
Если в период между двумя войнами
историческая школа еще продолжала
существовать в США наряду с новым
направлением - психологическим, то в
Западной Европе возникло иное направление,
имевшее очевидные корни в философских
построениях прежних школ - функциональное.
Функциональная школа
Идеи функциональной школы получили достаточно широкое распространение в науке, но наиболее ярко они были отражены в английской этнографии. Основоположником функиональной школы принято считать Б. Малиновского, а также А. Рэдклифф-Брауна. А. Рэдклифф-Браун, президент Королевского антропологического общества Великобритании в конце 30-х - начале 40-х годов, последние годы своей деятельности провел в США, но это не способствовало распространению концепций функционализма в Новом Свете, что объясняется колониалистской практикой функционализма. Время для появления функционалистской школы весьма знаменательно: под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции пробудились к борьбе за освобождение народы колоний. Хотя идеи функциональной зависимости общественных явлений затронул еще Э. Дюркгейм, соотношению целого и его функциональных частей серьезное политическое значение придали именно в 20 - 30-х годах XX в., когда под угрозу ставилась колониальная система, рассматривавшаяся как нечто целое, опирающееся на сохранение и консервацию родо-племенных отношений - функций целого.
4 Goldenweiser A. A. Early civilization. New York, 1922. P. 126.
5 Аверкиева Ю. П. Неоэволюционизм, релятивизм и расизм // Расы и народы. Т. 1. М., 1971. С. 39 41.
-138-
Как уже отмечалось, основоположниками
функциональной школы в этнографии,
имевшей много последователей, и прежде
всего в Англии, были А. Рэдклифф-Браун
и Б. Малиновский. Последний являлся
наиболее ярким представителм
функционализма.
Бронислав Малиновский,
поляк, родился в 1884 г. в г. Кракове,
входившем тогда в состав Австро-Венгрии.
В 1908 г. он окончил Краковский университет
и получил степень магистра но разряду
физико-математических наук. Увлекшись
этнографией, Малиновский выехал в
Германию для получения специального
образования. Два года он провел в
Лейппигском университете, где познакомился
с принципами культурно-исторической
школы, затем переехал в Англию и работал
с учениками Тэйлора. В начале 1914 г.,
будучи лектором Лондонской экономической
школы, Малиновский в составе этнографической
экспедиции выехал в Океанию. Он побывал
на Новой Гвинее (район Маилу), а затем
более двух лет провел на Тробриандскнх
островах, где его застала первая мировая
война. Как подданного вражеской страны,
Малиновского должны были интернировать,
но по ходатайству австралийского
правительства и видных английских
ученых-этнографов он получил разрешение
заниматься исследованиями на Новой
Гвинее и Тробриандах. Всю войну Малиновский
провел в Океании. В 1915 г. вышла его работа
«Туземцы Маилу», а в 1922 г. - книга о
тробриандцах («Аргонавты западной части
Тихого океана»). Последняя работа своим
содержанием, необычным для академических
описаний свободным стилем, глубиной
проведенного анализа привлекла к автору
внимание других исследователей. Труд
о тробриандцах оказался заметным
явлением в этнографической науке. В
1924 г. Малиновского пригласили в Лондонский
университет читать лекции по социальной
антропологии, а в 1927 г. он возглавил
специально созданную в университете
кафедру. Лондонский период жизни и
деятельности Малиновского ознаменовался
окончательным оформлением функционализма
как этнографической теории. Общая
концепция функционализма базируется
на той же основе сочетания целого и его
функций, т. е. идеи «холизма» - культура
есть единое, гармонически функционирующее
целое, каждая часть которого выполняет
какую-то функцию, жизненно важную для
целого. Любой обычай имеет значение в
настоящем, пережитков в культуре нет,
а прошлое ее непознаваемо. Все стороны
жизни и культуры всякого отдельного
народа - неразрывно связанные между
собой части целого. Подчеркиванием
особого значения функции как «удовлетворения
потребности деятельностью, в процессе
которой объединяются люди», или
«удовлетворения органического импульса
соответствующим актом» Малиновский
несомненно привносит в социальную жизнь
биологическую окраску. Общество
превращается в функционалистов, в сумму
индивидов, имеющих