ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2021

Просмотров: 2047

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Итс Р.Ф. И92 Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л.:Изд-во Ленинградского университета, 1991. -168 с. ISBN 5-288-00440-4

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОГРАФИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I

ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Определение науки

Объект исследования. методология

Общенаучное и социальное значение этнографии

Основные составные этнографического исследования

Этноэкология на примере природопользования северных народов

Глава II

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ИЗДАНИЯ

Типы учреждений в СССР и за рубежом

Академические центры

Вузовские центры

Место этнографии в системе университетского образования

Музейные центры

Журнальные центры и общества

Основные периодические издания и типы монографий

Главa III

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ

Общенаучные термины

Глава IV

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНОСОВ

Глава V

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА

Выделение хозяйственно-культурных типов

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа

Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип

Глава VI

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (о значении различных источников в рамках комплексного подхода)

Глава VII

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЭТНОГРАФИЯ (основные школы и направления)

Эволюционная школа

Антиэволюционисты в Западной Европе и США: культурно-историческая, социологическая и историческая школы

Функциональная школа

Психологическая школа, психорасизм в этнографии США

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Современные тенденции в теории зарубежной этнографии- неоэволюционизм (морганизм) и структурализм

Отечественная этнография (советская школа в этнографии)

Главa VIII

МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО АН СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оглавление

3 Токарев С. А. Введение... С. 91.

-94-

хотя и воспринимается в советском языкознании скептически, может дать материалы для этнической истории народов.
Из 3 тыс. языков мира описано 2 796. В ряде случаев в число языков попадают и диалекты (так, лингвисты считают, что у австралийских аборигенов или папуасов Новой Гвинеи несколько сот языков). Весь многообразный языковый материал на основе генеалогической классификации сводится в родственные группы и ветви, объединенные в высшей классификационной форме — языковой семье. Те языки, которые не обнаруживают никаких генетических связей, выделены в особую группу изолированных, или самостоятельных, языков. К последним относятся: баскский (Испания, Франция, Америка), андаманский (Андаманские острова), буришский (Индия), кетский (СССР), айнский (Япония), японский и корейский (в последнее время находят связи корейского с тунгусо-маньчжурскими языками). Если не считать языковые группы индейцев Америки, чьи языки еще недостаточно изучены, а их объединение в 20 языковых групп во многом условно, то число языковых семей в мире не достигает и полутора десятков, что позволяет всесторонние исследовать как проблемы родства языков внутри семей, так и степень связей и контактов между языковыми семьями.
В качестве основных лингвисты выделяют следующие семьи языков: индоевропейская, семито-хамитская, урало-алтайская (чаще ее рассматривают как более обширное образование — суперсмесью — и анализируют отдельно уральскую и алтайскую семьи), мон-кхмерская (австроазиатская), тибето-китайская (синотибетская), чжуан-дунская (тайская), малайе-полинезийская (австронезийская), дравидская, бантуская, кавказская (яфетическая), палеоазиатская, эскимосо-алеутская, койсанская. Особо выделяются без более точного определения языковых связей по родственным семьям группы языков — папуасские, австралийские, суданские, языки индейцев Америки и тропической Африки.
Распределение языков по языковым семьям, установление степени родства между ними внутри семей, ветвей и групп дает этнографии возможность, учитывая органическую связь языка с этносом, построить классификационную схему по признаку родства, а не только по сходству или подобию. Таким образом, лингвистическая классификация в этнографии основывается на генеалогической классификации в языкознании.
В этнографических изданиях и на этнографических картах народы, распределенные по географическому признаку, внутри распределяются по лингвистическому. Так, вслед за лингвистами этнографы отмечают, что среди народов Индии выделяются либо индоевропейские, или дравидские, народы, либо народы индоевропейской, или дравидской, языковой семьи.

-95-

Использование лингвистической классификации приводит к тому, что этническая карта мира во многом совпадает с лингвистической. Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что абсолютного совпадения нет и не может быть, так как на одной языковой основе возникали различные этнические общности.


-96-

Глава V

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА

Расселение человека по Земле завершилось в конце верхнего палеолита в том смысле, что к этому времени древние люди уже проникли во все районы современной ойкумены. Побудительной причиной передвижения палеолитических людей на новые неизведанные земли явился рост их численности и поиски средств существования - охотничьей добычи, съедобных кореньев, ягод, насекомых и других объектов собирательства.
Охота, с одной стороны, собирательство дикорастущих растений - с другой, породили два величайших открытия, во многом способствовавших прогрессу человечества и мировой цивилизации,- возможность приручать диких животных и искусственно выращивать полезные растения - злаковые, клубнеплодные и корнеплодные. К этим двум открытиям человечество шло миллионы лет.
Земледелие и животноводство появились 12-14 тысячелетий тому назад. В наиболее благоприятных районах развилось ручное земледелие, дававшее достаточно стабильные средства к существованию, которые не зависели от случайностей охотничьей добычи или улова рыбы. Развитие ручного земледелия и одомашнивание животных, создание таких видов домашнего скота, которые приносили наибольшую пользу, привели в свою очередь к тому, что где-то 6-8 тысячелетий тому назад соединились скот как тягловая сила с усовершенствованным орудием земледельческого труда - сохой или плугом. Возникло пашенное, плужное земледелие, позволившее в еще большей степени повысить производительность труда, легче добывать средства существования, увеличить появившийся уже на стадии ручного земледелия прибавочный продукт.
В ряде обширных районов ойкумены до возникновения пашенного земледелия произошло первое крупное разделение труда - животноводство отделилось от земледелия и скотоводство

-97-

у многих народов зоны Великой Евроазийской степи и ряда других мест стало основной отраслью хозяйства. С развитием пашенного земледелия и скотоводства произошло второе крупное разделение труда - в самостоятельную хозяйственную отрасль выделилось ремесло.
По мере развития классового общества, которое могло возникнуть только на основе хозяйственной деятельности, дающей прибавочный продукт - материальную основу имущественного и затем классового неравенства,- выделились торговля (купечество), а в эпоху капитализма - промышленное производство.

Выделение хозяйственно-культурных типов

Хозяйство всех этносов докапиталистической эпохи строилось либо на первоначальных видах занятий - охоте, собирательстве, рыболовстве, либо на ручном земледелии и скотоводстве, либо на пашенном земледелии. Распространение того или иного вида зависело от социально-экономического уровня развития этноса и той физико-географической ситуации, в которой данный этнос обитал.
Советские ученые М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров предложили классифицировать отмеченные виды занятий как три последовательных хозяйственно-культурных типа. Крупный советский специалист по кочевым народам Г. Е. Марков, подчеркивая распространенность скотоводства и его значение в жизни многих этносов, резонно предлагает оба элемента второго типа рассматривать как самостоятельные хозяйственно-культурные типы. Первым хозяйственно-культурным типом являются охота, собирательство и рыболовство. Вторым - ручное (включая мотыжное) земледелие и скотоводство. Третьим - пашенное земледелие.
Расселяясь по Земле, человек сталкивался с различными физико-географическими условиями, которые оказывали влияние на тип его основных занятий и на многие стороны материальной культуры. Причем чем дальше в глубь веков, тем более зависимой от географической среды является хозяйственная деятельность людей. Сходные условия, как климатическо-ландшафтные, так и флоро-фаунистические, способствовали появлению у различных по своему происхождению этносов однотипных производственных приемов, орудий труда, объектов материальной культуры.
Как замечал в начале 50-х годов выдающийся советский исследователь палеолита С. Н. Замятин, для палеолитической эпохи локальные различия между отдельными коллективами людей в области производства и материальной культуры зависят от природных условий и степени приспособления к ним чело-


-98-

века. С течением времени растет независимость людей от природы, локальные различия проступают наиболее явственно в духовной культуре, которая, возникая на основе экономической жизни общества, отражает само общественное бытие. Поскольку материальная и духовная культуры связаны с хозяйственной деятельностью в конкретно-исторических условиях, то внутри генеральных хозяйственно-культурных типов можно выделить подтипы, обусловленные ландшафтно-климатическими зонами. В них объединяются этносы по признакам сходства прежде всего основных занятий и ведущих элементов материальной культуры - пищи, одежды, жилища.
Генеральное деление на три хозяйственно-культурных типа отражает три последовательных этапа развития производительной деятельности людей. В силу того обстоятельства, что первый тип связан с добычей единственных для того периода источников существования - дикорастущих растений и диких животных, как сухопутных, так и водных, в западной литературе он называется «присваивающим типом хозяйства». В таком терминологическом сочетании отчетливо выражено представление о потребительском отношении первобытного человека к природе и ее дарам. На самом деле, как замечают С. А. Токарев и Н. Н. Чебоксаров, трудовая деятельность людей в этот период не была только присвоением; чтобы «присвоить» продукт природы, люди в отличие от животных занимались сложной трудовой деятельностью, выражавшейся в изготовлении орудий труда, специальных приспособлений, создании особых организационных форм для ведения охоты и рыбной ловли.
Главной же характеристикой первого хозяйственно-культурного типа была его низкая продуктивность, зависящая от случайных факторов, не дававшая возможности получения прибавочного продукта. Исключение уже в эпоху распространения "в основных районах ойкумены второго хозяйственно-культурного типа составляли отдельные группы оседлых рыболовов и охотников за морским зверем на окраинах ойкумены, у которых был некоторый прибавочный продукт и первоначальное имущественное неравенство, приведшее к появлению домашнего рабства. В целом же, как отмечают Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «на базе охоты, собирательства и рыболовства нигде не возникало ни одно развитое классовое общество. Пока эти отрасли хозяй-ства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя» 1 .
Хозяйственно-культурные типы второй группы, основанные на ручном земледелии, куда входят занятия, связанные с обработкой земли с помощью мотыги, кетменя, палки-копалки, буйволов, подсечно-огневым и другими способами, и скотоводстве как

1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. 2-е изд., М., 1985. С. 180.

-99-

самостоятельной отрасли, уже дают стабильный прибавочный продукт. Создается возможность делать запасы продовольствен ных культур и скота, пасущегося на подножном корму. Имущественное неравенство становится историческим фактом и ведет к образованию классового общества и государства. Процесс классообразования наиболее интенсивен в зоне распространения третьего типа - пашенного земледелия, который дает самый высокий в докапиталистическую эпоху уровень производительности труда и разнообразные формы эксплуатации.
Экономической базой всех высокоразвитых цивилизаций Азии, Африки и Европы являлось пашенное земледелие, а экономической базой классового общества во всех частях ойкумены служили второй и третий хозяйственно-культурные типы, которые основывались на сельскохозяйственном производстве (земледелии или скотоводстве).
Эпоха первоначального накопления капитала, в период которой капиталистическая Европа колонизовала Новый Свет, Австралию и Океанию, многие районы Азии и Африки, резко нарушила распределение сложившихся хозяйственно-культурных типов на большей части планеты. В капиталистическую эпоху, хотя и в разной степени, сохраняются все три типа, и в сельскохозяйственном производстве третий тип остается определяющим, изменяется лишь традиционное распределение традиционных хозяйственно-культурных типов и их разновидностей по ланд шафтно-климатическим зонам. Так, под влиянием колонизаторов в Новом Свете и в Австралии возникает пашенное земледелие, а в Новой Зеландии - овцеводство. Появление после испанского завоевания на американском континенте лошади привело к существенным переменам в жизни охотников прерий, хотя они и остались представителями первого хозяйственно-культурного типа.
Изменения традиционных форм хозяйствования, под влиянием колониальной экспансии и развития промышленного капиталистического производства происходили в течение почти трех столетий с момента открытия Америки. Если для Нового Света они завершаются к XVII - началу XVIII в., для Африки в XVIII в., то для Австралии, Океании и Азии - в конце XVIII - первой половине XIX в. Таким образом, характеристика распространения традиционных хозяйственно-культурных типов у народов мира в их ландшафтно-климатической специфике может быть дана с древнейших времен только до XVII-XVIII вв.
Для классификации народов по хозяйственно-культурным типам воспользуемся данными, изложенными в работах М. Г. Левина и Н. Н. Чебоксарова - создателей этой классификации. Главным в характеристике подтипов каждого типа является обитание народов в одном из основных климатических поясов земли - теплом (тропическом, субтропическом), умеренном и холодном (полярном, приполярном), а также в увлажненной и засушливой


-100-

зонах. Отсюда могут быть типы лесные, степные, пустынные, полупустынные, переходные - лесостепные, лесотундровые или высокогорные, прибрежные и т. п.

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа

В период палеолита охота, собирательство и рыболовство были основными занятиями населения Земли. Практически в неизмененном виде с тех отдаленных периодов этот хозяй ственно-культурный тип сохранился как у лесных охотников и собирателей, так и у прибрежных (на реках, озерах, у моря) рыболовов и собирателей жаркого пояса. К ним современная этнография относит небольшие по численности этносы или изолированные части этносов, живущие в тропической и субтропической полосе земного шара.
В Новом Свете к ним относятся малоисследованные индейцы бассейна Амазонки, в Африке - пигмеи бассейна реки Конго, в Южной Азии - расселенные в южной части Индии небольшие дравидо- и мундаязычные группы (потомки аборигенного населения Индостана) и на острове Шри Ланка - ведда, а на Андаманских островах - андаманцы. На островах Индонезии, Филиппин, на полуострове Малакка к ним принадлежат кубу (2 тыс.) Суматры, пунаны (40 тыс.) Калимантана, аэта Филиппин, семанги и сенои Малакки. С андаманцами - рыболовами и собирателями жаркого пояса сближаются «морские кочевники», или оранг-лауты (95 тыс.) Калимантана и соседних островов Индонезии.
В Юго-Восточной Азии, как и в южной части Индостана, последние десятилетия идет процесс преобразования охотничье-рыболовного и собирательского хозяйства указанных выше народов, связанный с проникновением (вслед за ликвидацией намеренной изоляции их в эпоху колониализма) ручного земледелия и товарно-денежных отношений. Чуть раньше переход к земледелию и отчасти лесным промыслам совершили мон-кхмероязычные кава, чжуандуноязычные хайнаньские ли и этнические подразделения ами и атаял тайваньских гаошань южной части Восточной Азии.
Такой переход способствовал оседанию народов, однако в материальной культуре сохранились многие элементы, порожденные древнейшим хозяйственно-культурным типом. К таким элементам, по мнению Н. Н. Чебоксарова, относятся формирование небольших охотничьих или собирательских групп, примитивные постройки в виде ветровых заслонов, жилища на деревьях, времянки - хижины из ветвей, коры, листьев, практически полное отсутствие одежды, использование в качестве орудия охоты (на сухопутных животных и рыбу) лука и стрелы, а также духового ружья - полой палки сумпитан или сарбакан, а для

-101-

собирательства - палки-копалки или каменного, раковинного, бамбукового ножа.
К югу и северу от жаркого пояса в примыкающих к нему степях и полупустынях у некоторых народов распространялся и сохранился по сей день подтип первого хозяйственно-культурного типа - охотников и собирателей засушливых степей и полупустынь теплого пояса. Представителями этого некогда широко распространенного типа в современном мире являются австралийские аборигены, ботокуды Южной Америки и бушмены Южной Африки. Как и у охотничьих народов жаркого пояса, для них характерен подвижный образ жизни, устройство временных жилищ, отсутствие одежды, но вместе с тем из орудий труда преобладает специфическое метательное оружие типа австралийского копья с копьеметалкой и бумеранга, особой пращи и стрел у ботокуда, маленького лука и отравленных стрел у бушменов.
Единственным домашним животным у охотников и собирателей как жаркого, так и теплого пояса Старого Света была собака, у австралийцев - полудикая собака динго. Объектом охоты являлись крупные животные и птицы (кенгуру, эму, страусы, вигонь и др.). Из-за роста численности членов ранних этнических групп происходило их дробление на более мелкие хозяйственно мобильные локальные группы. Иногда к этому подтипу относят калифорнийских индейцев, бывших преимущественно собирателями.
Чем дальше на юг и север от зоны степей и полупустынь теплого пояса, тем холоднее становился климат, но тем больше влаги получала почва, степи имели хороший травостой, который мог прокормить многочисленных и разнообразных представителей фауны. В этих условиях у охотников и собирателей степей, у рыболовов и собирателей рек умеренного пояса появляются существенные отличия в хозяйственной жизни и материальной культуре от рассмотренных выше подтипов.
Именно такой подтип был распространен у охотников на бизонов североамериканских прерий - алгонкинов, апачей, наваха, кри и др., а также охотников на гуанако районов Патагонии алакалуфов и она до колонизации. Видимо, в доземледельческий и доскотоводческий период этот подтип был свойствен народам, живущим в Южной Европе и Великой Евразийской степи.
Этнографические данные свидетельствуют, что для охотников на бизонов и гуанако была характерна коллективная охота с устройством загонов и ям-ловушек. Они вели полуоседлый образ жизни, так как в сравнительно близких пределах могли добывать достаточно пищи и широко использовали шкуры животных как покрышки для сооружаемых из жердей и ветвей конических и округлых жилищ. Вообще охотничью добычу они полностью утилизовали, запасая жир, употребляя жилы, кожу и шкуры для изготовления одежды и различных приспособлений для охо-


-102-

ты, собирательства и переноски тяжестей. Охота велась с помощью лука и стрелы, носила сезонный характер и являлась мужским занятием, женщины собирали съедобные коренья, ягоды, грибы, дикорастущий водяной рис. Существенно изменился быт охотников прерий после того, как в XVI в. европейцы завезли лошадей. Пешие охотники превратились в конных охотников на бизонов, и полуоседлый образ их жизни сменился на кочевой.
К группе рыболовов и собирателей этого подтипа относятся айны (Н. Н. и И. А. Чебоксаровы относят их к береговым собирателям и рыболовам умеренно теплого пояса, что справедливо по отношению к современному расселению айнов, но с учетом их прежнего местоположения и культурно-исторических контактов точнее было бы включать айнов в один подтип с нивхами), амурские народы-нивхи, негидальцы, ульчи, нанайцы, обские угорские народы - ханты и манси.
Главным занятием айнов до заимствования ими земледелия у японцев, как и у других перечисленных народов, было речное рыболовство и собирательство даров суши и моря (реки). Полуоседлый быт обусловливался сезонностью основного вида хозяйствования, когда периодически менялись места промысла, но уже имелись и. основные пункты поселений. На промыслах сооружались из тальника или ему подобного вида кустарников временные жилища, покрываемые сверху ветвями, корой (чаще берестой); в главном поселении у айнов были каркасные деревянные дома с камышовой обшивкой и кровлей, у нивхов, хантов и других амурских и обских народов - подобного же типа дома или землянки и полуземлянки с деревянным срубом, уложенным в предварительно вырытую яму. У всех этих народов сооружались на сваях срубные амбары для хранения пищевых продуктов, домашней утвари - деревянной или плетеной.
Для народов этого хозяйственно-культурного подтипа охота была побочным занятием. На изготовление одежды шла превосходно выделанная рыбья кожа, а на промысловую одежду - и рыбьи пузыри. Рыбу добывали сетями, ловушками, плетеными из тальника или других кустарниковых, острогами и гарпунами. Широкое распространение имело изготовление лодок-долбленок из ствола дерева.
Помимо рыбьей кожи, как уже говорилось, при изготовлении одежды использовались шкуры и кожи оленей, добытые на охоте или полученные путем обмена с оленеводами, шерстяные или другие ткани, полученные в обмен. Основу пищевого рациона составляли рыба и рыбий жир. Впрок вели заготовку юколы, рыбьего жира и рыбьей муки. Очень близки к такому типу были в прошлом ительмены Камчатки, жившие много севернее, но благодаря теплым течениям зона их обитания климатически может считаться переходной от умеренной к умеренно холодной. По данным С. П. Крашенинникова, давшего

-103-

первое подробное описание жизни и быта ительменов, их материальная культура имеет много прямых аналогий с нивхской и айнской.
Особый подтип составляют охотники и рыболовы северных таежных лесов, который был широко распространен по всей северной таежной зоне Старого и Нового Света, на американском и европейском севере и севере Сибири и был характерным для атапасков, саамов, юкагиров, кетов, селькупов. В настоящее время при значительной промысловой ценности добычи пушного зверя у енисейских кетов и селькупов, юкагиров, а также сохранившихся еще групп атапасков в Канаде и у саамов на европейском севере отчетливо выражена специфика данного подтипа. Наиболее четко он представлен сегодня у кетов, которых продолжают называть «пешими охотниками тайги».
У этих народов охота на дикого оленя или лося является основным занятием, столь же важна для них и рыбная ловля - добыча сиговых, осетровых и частиковых рыб, жир, юкола и мука которых заготовляются впрок. Шкура и кожа добытых на охоте животных, идет на изготовление как зимней (меховой), так и летней (ровдужной) одежды. Используют кеты и покупные или обмененные ткани, преимущественно сукно. Так как особых различий между охотой и рыболовством (по степени их социальной значимости) нет, то хозяйство подчиняется двум циклам: . зимне-весеннему - охоте и летне-осеннему - рыбной ловле. Поэтому помимо постоянных поселений для отдельных, обычно семейно-родовых групп с землянками, полуземлянками, чумами (переносные конические жилища с остовом из жердей, покрытые берестяными полотнищами или оленьими шкурами) или русско-сибирского типа срубными домами, имеются и временные промысловые стоянки. Во время промысла сооружается либо тот же чум (но меньшего размера), либо получум (жердевой остов покрыт берестой лишь с подветренной стороны), либо шалаш из веток, а то и просто снежная яма. Кеты практически ведут оседлый образ жизни.
Женщины, помимо сбора ягод, съедобных трав и корнеплодов, занимаются и рыбной ловлей. До появления огнестрельного оружия кеты охотились с помощью лука со стрелой и копья с ножевидным лезвием (пальма), для охоты на птиц применяли особую стрелу с наконечником в форме трезубца. Рыбу ловят сетями, плетеными ловушками (типа морды, верши), острогой, а на небольших реках устраивают запор (котец).
Основными средствами передвижения кетов являются широкие ступательные лыжи для зимнего периода, оклеенные камусом (шкурой с оленьей ноги), а для весеннего периода без оклейки - голицы. Кеты делают также лодки-долбленки из ствола осины, которые являются главным транспортным средством на воде. Грузы перевозят на ручных нартах. Важную роль в хозяйстве играют собаки, которых иногда используют как тягло