ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 654
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ
Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ
Периоды развития лагерной смены
Эмоциональная зрелость (самоконтроль)
Способность принимать на себя руководство
Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности
Наиболее часто встречающиеся трудности
Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)
2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ
Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ
Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;
6.С кем из взрослых тебе было легче всего общаться?
7. Приобрел ли ты друзей в лагере?
8. Хотел бы ты с кем-нибудь продолжать общаться после лагеря?
9. Чтобы ты хотел рассказать друзьям о лагере?
10. Хочешь ли ты сказать «спасибо»? Кому и за что?
11. Продолжи предложение «Мои впечатления от лагеря …»
12. Если ты хочешь, то можешь подписать анкету
Спасибо! Ждем тебя в нашем лагере!
Твои вожатые
Карта-схема
психолого-педагогической характеристики отряда
Цель: выявить уровень развития отряда как коллектива.
Материал: бланк карты-схемы.
Инструкция испытуемому: “Читая на бланке пары качеств, оцените по предложенной шкале степень их выраженности в своем отряде. Например, первая пара полярных качеств: отряд активен, полон творческой энергии – отряд пассивен, инертен. Вначале следует определить, является ли класс активным, энергичным или нет. Если класс активен, то выясняется степень активности: сильно выражено качество – ставится знак “Х” под цифрой 5; средне выражено – под цифрой 4; слабо – под цифрой 3. Если качество в отряде не выражено, не присуще ему, то также определяется степень отсутствия его: почти не выражено – ставится “Х” под цифрой 2; совсем не выражено, не присуще – под цифрой 1”.
Бланк Карты-схемы
Наименование качества |
|
Наименование полярного качества |
||
Направленность деятельности ОТРЯДА |
||||
1. Отряд активен, полон творческой энергии. |
5 4 3 2 1 |
1. Отряд пассивен, инертен. |
||
2. Отряд выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, учеба, литература). |
5 4 3 2 1 |
2. Отряд выше всего ставит примитивные блага, деньги, развлечения и т.д. |
||
3. Отряд высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу. |
5 4 3 2 1 |
3. Ради корыстных целей отряд готов поступиться и честью, и дружбой. |
||
4. В своих делах отряд ставит перед собой общественно полезные цели. |
5 4 3 2 1 |
4. Отряд отличают общественно вредные, асоциальные цели. |
||
5. Достижение общественно ценного результата увлекает всех или большинство членов отряда. |
5 4 3 2 1 |
5. Каждый увлекается лишь тем, что интересно ему, не считаясь с тем, представляет это интерес для отряда или нет. |
||
6. В отряде более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. |
5 4 3 2 1 |
6. Популярные члены отряда – эгоисты, работающие лишь для себя. |
||
7. Члены отряда стремятся постоянно общаться друг с другом. |
5 4 3 2 1 |
7. Члены отряда не стремятся постоянно общаться друг с другом. |
||
8. Отряд стремится общаться и сотрудничать с другими классами. |
5 4 3 2 1 |
8. Отряд стремится обособиться, изолироваться от других классов. |
||
9. В отряде велико желание трудиться коллективно. |
5 4 3 2 1 |
9. В отряде нет стремления к коллективному труду. |
||
10. В отряде существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. |
5 4 3 2 1 |
10. Отряд заметно разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, пренебрежительно относится к слабым. |
||
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО (ОРГАНИЗОВАННОСТЬ) ОТРЯДА |
||||
1. В отряде имеются реальные и действенные органы самоуправления. |
5 4 3 2 1 |
1. В отряде отсутствуют реальные и действенные органы самоуправления. |
||
2. Отряд может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. |
5 4 3 2 1 |
2. Отряд не может самостоятельно, без помощи старших, выбрать себе организаторов или проводит выборы несерьезно по принципу “кого-нибудь, только не меня”. |
||
3. Члены отряда взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу. |
5 4 3 2 1 |
3. Большинство членов отряда ориентируются на себя и делают то, что им удобно и выгодно. |
||
4. Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются. |
5 4 3 2 1 |
4. Те же ошибки приводят к непониманию друг друга, рассогласованию действий, конфликтам. |
||
5. Трудные условия, ситуация опасности еще более сплачивают отряд. |
5 4 3 2 1 |
5. В трудных условиях происходит рассогласование отряда, вплоть до его полного распада. |
||
6. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению отряда. |
5 4 3 2 1 |
6. Неудача в достижении групповой цели расслабляет отряд вплоть до его полного отказа от реализации данной цели. |
||
7. Отряд доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь им освоиться. |
5 4 3 2 1 |
7. Отряд враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую среду. |
||
8. Отряд легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. |
5 4 3 2 1 |
8. Отряд не способен к согласованию своих действий. |
||
9. Отряд представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. |
5 4 3 2 1 |
9. Отряд не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. |
||
10. Отряд имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. |
5 4 3 2 1 |
10. Отряд не имеет способных организаторов. |
||
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ОТРЯДА |
||||
1. В отряде преобладает приподнятый, бодрый тон. |
5 4 3 2 1 |
1. В отряде преобладает подавленное настроение. |
||
2. В отношениях между членами отряда проявляются симпатии, доброжелательность, уважение. |
5 4 3 2 1 |
2. В отношениях между членами отряда существует конфликтность, антипатии. |
||
3. Члены отряда стремятся к совместным переживаниям событий. |
5 4 3 2 1 |
3. В отряде имеется тенденция к замкнутости, отказ от группового характера переживаний. |
||
4. Успехи и неудачи отряда в целом переживаются всеми его членами. |
5 4 3 2 1 |
4. Успехи и неудачи отряда оставляют его членов равнодушными. |
||
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов отряда. |
5 4 3 2 1 |
5. В этих условиях в отряде проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. |
||
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. |
5 4 3 2 1 |
6. В этих условиях отряд теряется, “раскисает”, наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. |
||
7. Отрицательная оценка отряда со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание. |
5 4 3 2 1 |
7. В данных обстоятельствах только у части отряда имеют место переживания. |
||
8. Между микрогруппировками в отряде существует взаимное расположение и добро-желательность. |
5 4 3 2 1 |
8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. |
||
9. Отряд умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. |
5 4 3 2 1 |
9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля отряда, протекают стихийно. |
||
10. Членам отряда нравится бывать вместе, участвовать в совместной деятельности. |
5 4 3 2 1 |
10. Члены отряда не стремятся бывать вместе, безразличны к общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. |
Обработка данных
Количественный показатель определяется суммой баллов по каждому психологическому критерию (максимум – 50, минимум – 10). При делении полученных результатов на 5 результаты переводятся в 10-балльную систему, а затем сравниваются с критериями.
Критерии оценки полученных результатов
-
1-3 балла – низкая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.
-
4-6 баллов – средняя степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.
-
7-8 баллов - высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.
-
9-11 баллов – очень высокая степень выраженности данного социально-психологического параметра в отряде.
Для качественного анализа надо “наложить” выявленный уровень развития коллектива с помощью шкалы на типовое описание группы соответствующего уровня развития, данное Л.И. Уманским.
Приложение 5
Формы и виды анализа деятельности детского коллектива
Анализ - это этап в организации дела, который позволяет соотнести результаты дела с намеченными в процессе целеполагания задачами, и оценить эффективность деятельности.
Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий и поступков, своих внутренних состояний, чувств, переживаний.
Анализ и рефлексия позволяют контролировать деятельность отряда (и деятельность собственно педагога), своевременно корректировать деятельность педагога, создают основу для поиска и реализации новых идей, создают условия для профессионального роста педагога и развития коллектива. Важно научить подростка коллективному анализу и рефлексии, так как это способствует осознанному отношению к деятельности коллектива и их собственной деятельности и является мощнейшим средством личностного саморазвития.
В отряде вожатый должен предусмотреть следующие виды анализа:
• анализ дела, прошедшего в отряде или в лагере;
• анализ каждого дня;
• анализ оргпериода;
• анализ всей смены;
• анализ работы органов самоуправления в отряде;
• анализ взаимоотношений, сложившихся в коллективе;
• анализ поступков детей, конкретных ситуаций;
• анализ участия каждого ребенка в деятельности отряда и лагеря;
• самоанализ детьми и взрослыми своих поступков, собственного участия в жизни отряда и лагеря.
Общие требования к коллективному анализу.
Конструктивность (выявлять как положительные, так и отрицательные стороны, не сводится к фиксации эмоций).
Позитивность (выявление позитивных моментов в жизнедеятельности коллектива, создание положительной мотивации на достижение успеха.).
Своевременность (отвечать потребностям группы, настрою и педагогическим задачам).
Структурированность (соблюдение этапов анализа, фиксация результатов).
Разнообразие (использование различных форм проведения анализа).
Личная направленность (стимулирование осознанного отношения каждого к жизнедеятельности коллектива и собственным поступкам).
Формы анализа
«Огонек» - уникальная форма отрядной работы. Это - откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.
Основная задача «огонька» — это рефлексия совместной деятельности отряда, событий, происходящих с отрядом в целом и с каждым его членом в отдельности. «Огонек» позволяет ребятам лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. «Огонек» является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим.
Схема проведения «огонька».
•Настрой (Песня «Вечерняя»).
•Вступительное слово ведущего (о схеме анализа проведенного дела или прожитого дня).
•Рассказ - анализ детьми деятельности отряда, передача символа «огонька» (талисмана).
•Заключительное слово ведущего (подведение итогов, настрой на оптимистическое продолжение смены).
•Заключительная песня.
•Прощальный ритуал.
Схема устного анализа.
Фиксирование результатов деятельности / Мы это сделали!
Оценка деятельности / Что хорошо? Что плохо?
Выявление причин / Почему это удалось? Почему не удалось?
Создание банка положительного опыта/ Что сохранить? Что убрать?
Определение личного вклада каждого / Кого благодарить и за что?
Стимулирование самоанализа / Каков мой вклад в дело? Что я могу о себе сказать? Какие выводы я сделаю?
Определение путей изменения деятельности / Что изменить? Что добавить? Как это сделать?
Схема письменного анализа.
Цель: анализ наиболее значимого события за какой-либо период (неделю, смену)
Описание события |
|
Мысли во время события и после него |
|
Чувства во время события и после него |
|
Деятельность и отдельные действия, которые запомнились |
|
Кто и как влиял на восприятие этого события |
|
Выводы, к которым я пришел |
|
«День за днем»
Для ежедневного анализа, происходящего с каждым ребенком можно использовать следующую схему.
Инструкция: Не спеши. Остановись. Подумай. Как прожит этот день?
В середине, в круге, обозначь цветом твое настроение в течение дня:
красный - восторженное,
оранжевый - радостное,
желтый - приподнятое,
зеленый - спокойное, уравновешенное,
синий - грустное,
фиолетовый - тревожное,
черный – уныние.
В первом секторе укажи причины, которые больше всего повлияли на твое настроение:
отношения с товарищами;
отношения со взрослыми;
удачи отряда и неудачи отряда;
личные успехи или неуспехи;
очень личное;
тоска по дому и близким;
плохая погода;
недовольство собой;
здесь интересно или неинтересно;
бытовые условия;
состояние здоровья;
трудно сказать.
Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;
= ровные;
конфликтные;
II безразличные;
+ уважительные;
Х неуважительные.
В третьем секторе поставь знак той позиции, какую ты занимал в течение дня в отряде:
о рганизатор -
у частник -
з ритель -
н е принимал никакого участия -
В четвертом секторе обозначь твой личный итог дня:
О - открыл в себе что-то новое
Н - научился…
И - изменил свою точку зрения (свою позицию)
В - влюбился
П - преодолел себя
У - узнал …
1 |
2 |
3 |
4 |
Приложение 6
Титульный лист
Федеральное агентство по образованию
Воронежский государственный университет
Факультет философии и психологии
Кафедра педагогики и педагогической психологии
Отчет о летней педагогической практике
в детском оздоровительном лагере «Ракета»
Студента ___ курса
ф.и.о. студента
Руководитель практики
ф.и.о. преподавателя
Воронеж 200_
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
-
Григоренко Ю.Н. Кипарис-4. Здравствуй, наш лагерь! Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых / Ю.Н. Григоренко, М.А. Пушина. – М., 2003. – 192 с.
-
Игры на каждый день : Пособие для организаторов развивающего досуга / Авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосбирск, 2003. – 144 с.
-
Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А. Левановой. – М., 2003. – 196 с.
-
Позывные лета : калейдоскоп летнего отдыха детей / Под ред. И.В. Макаренко. – М., 2003. – 413 с.
Дополнительная литература
-
Вульфов Б.З. Организатору внеклассной и внешкольной воспитательной работы : Содержание и методика деятельности / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1993. – 208 с.
-
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. – М., 1998. – 208 с.
-
Кузнецова И. Не все о лете : Картотека массовых мероприятий / И.Н. Кузнецова, С.В. Попова. – Воронеж, 2002. – 44 с.
-
Кузнецова И.Н. Педагогика солнца / И.Н.Кузнецова, В.М.Симонов. – Воронеж, 2001. – 68 с.
-
Лутошкин А.Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин. – 2-е изд. – М., 1983. – 208 с.
-
Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М., 1987. – 544 с.
-
Поломис К. Дети в летнем лагере : Занятия в дождливую погоду / К.Поломис. – М., 1991. – 152 с.
-
Шмаков С.А. Каникулы : Прикладная «энциклопедия» : Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., 1997. – 120 с.
-
Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию : Сборник игр-коррекций / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М., 1993. – 76 с.
-
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел / Н.Е. Щуркова. – Владимир, 1993. – 95 с.
-
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu. ru).
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
От составителей ………………………………………………..
3
Основные цели и задачи летней педагогической практики ...
4
Права и обязанностей студентов-практикантов ……………..
4
Организационные вопросы практики ………………………...
5
Содержание практики …………………………………….…...
6
Организационная работа ………………………………….…
6
Примерные правила внутреннего распорядка ДОЛ ……..
7
Примерные условия работы отрядного вожатого в ДОЛ .
8
Периоды развития лагерной смены ………………………
9
Планирование воспитательной деятельности ……………
10
Логика построения плана воспитательной работы ……...
11
Организация режима дня, активного отдыха детей ……..
12
Воспитательная работа ………………………………………
12
Индивидуальная работа с детьми и подростками ……….
13
Особенности общения с родителями ……………………..
14
Научно-исследовательская работа ………………………….
15
Отчетная документация студентов-практикантов …...……..
15
Практические рекомендации по ведению педагогического дневника ……………………………………………………....
16
Примерный план изучения уровня развития отряда ………
18
Отчет о летней педагогической практике ………………….
19
Схема описания воспитательного мероприятия …………...
21
Схема анализа воспитательного мероприятия ……………..
21
Характеристика вожатого …………………………………...
22
Приложение 1 …………………………………………………..
24
Приложение 2 …………………………………………………..
25
Приложение 3 …………………………………………………..
42
Приложение 4 …………………………………………………..
47
Приложение 5 …………………………………………………..
53
Приложение 6 …………………………………………………..
56
Рекомендуемая литература ……………………………………
58
Составители: Ирина Федоровна Бережная,
Светлана Владимировна Попова
Редактор Тамара Дмитриевна Бунина