Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 633

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию

Переход на другую станцию осуществляется в «Танце маленьких лебедей».

Переправа”. Представьте, что вам необходимо переправиться через ущелье в горах. Для этого необходимо, образовав колонну и взявшись за пояс идущего впереди, пройти по двум стоящим параллельно на некотором расстоянии друг от друга скамейкам. При этом главное не упасть и не разорвать рук.

На последней станции отряд получает пароль – силуэт материк и направляется в зал. После сбора всех участников происходит “заселение Земли”: все материки прикрепляют на ранее приготовленную карту полушария.

Итак, Земля заселена!

Что помогло преодолеть все препятствия тропы? Конечно дружба!

Весь зал, хором: “Да здравствует дружба!”


6. Индивидуальный выбор или Иду, куда хочу.

Участникам предлагается набор станций, которые они посещают по выбору. К этой группе мероприятий относятся “Арбат”, "Ярмарка творчества", "Спорт-шоу" и др. На станциях могут предлагаться конкурсные задания или просто развлекательная программа. Главная особенность этой группы дел - возможность реализации каждым из участников своих индивидуальных интересов, возможность побыть "самостоятельной единицей", а не частью отряда.

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Характер содержания. Досуговое.

Форма. “Иду, куда хочу”.

Краткое описание. Отряды представляют различные станции, на которых предлагаются задания прочим участникам, выполнение задания оплачивается особой “валютой” - у каждого отряда она своя. Задача отряда - заработать как можно больше валюты других отрядов. Каждый участник играет за свой отряд индивидуально. Его задача - заработать как можно больше денег для отряда.

Педагогические возможности. Развивает творческие способности, сплачивает коллектив.

Для какого возраста. Подростки.

Продолжительность. 1ч. - 1ч. 30мин.


Поэтапное описание.

Подготовительный этап. Отряды выбирают 1-2 станции, которые будут представлять, придумывают для них рекламу, готовят оформление. Для каждой станции выпускается своя особая “валюта” и почетная грамота для лучшего на этой станции участника.

Игровое действие.

1 этап. Отряды рекламируют свои станции.

2 этап. Участники индивидуально в течение 30-40 минут зарабатывают “валюту”, выполняя задания на станциях.

3 этап. Подводятся итоги Ярмарки. Вручаются награды:

- за лучшую рекламу;

- за наибольшее количество денег, заработанных группой;

- за наибольшее количество денег, заработанных индивидуально.

Каждый отряд награждает почетными грамотами участников, отличившихся на их станции.

Советы по проведению.

Для всех станций выпускается равное количество “валюты”, из расчета 1,5 единицы на каждого участника. После 2 этапа остатки “валюты” на станциях изымаются.

Проводить Ярмарку лучше на ограниченной территории: спортплощадка, зал, холл.

На станции должны работать двое-трое ведущих: это увеличит пропускную способность станции. В ходе игры ведущих на станции можно заменить.


Между 2 и 3 этапом необходима пауза для подсчета “валюты”.

Могут проводиться следующие станции:

Буриме. Составить четверостишие с предложенными рифмами. Например: лягушка – подушка.

Страшилки. Рассказать страшилку или испугать ведущего.

Частушки. Спеть частушку.

Подвигай попой. Станцевать необычный танец под известную мелодию.

Мультики. Спеть песенку из мультфильма.

Слабо. Продемонстрировать свои необычные способности.

Угадай, на чем сидишь. С завязанными глазами сесть на предмет и определить, что это.

Халява. Выпросить у ведущих станции их “валюту”. Дотрагиваться до ведущих нельзя.

Рожи. Состроить самую необычную рожу.

Слухи . Рассказать самый необычный слух (лагеря, школы, сбора).

Реклама себя. Прорекламировать себя.

Шумовой оркестр. С помощью подручных средств воспроизвести известную мелодию. Петь мелодию нельзя.

Кричалка. Крикнуть как можно громче.

Мастерская аплодисментов. Издать звуки аплодисментов нетрадиционным способом.

Соловей-разбойник. Свистнуть как можно громче.

I love you. Объясниться в любви.


7. Интерактивные игры или ток-шоу

Сравнительно новая форма, пришедшая в систему воспитательной работы с экранов телевизоров. Схема проведения такова: на сцене происходит некое действие, для завершения которого требуется участие зрителей – они могут задавать вопросы, предлагать свои решения, комментировать происходящее.

КОНГРЕСС ГАЛАКТИК

Характер содержания. Художественное, коммуникативное

Форма. Ток-шоу, сценическое представление

Педагогические возможности. Развитие художественной самодеятельности и коммуникативных способностей детей.

Краткое описание. Отряды участников представляют свою галактику и отвечают на вопросы “прессы”.

Продолжительность. 1-1,5 часа.

Возраст участников. 12 лет и старше.

Поэтапное описание.

Подготовительный этап. Группы участников придумывают свою галактику и готовят ее драматизированное представление. Придумывается печатный орган галактики, изготавливается его выпуск, готовятся вопросы к представителям других галактик.

Игровое действие. Выбирается президиум конгресса из представителей галактик. Отряды представляют свои миры на сцене (показывают драматизированное действие), отвечают на вопросы “средств массовой информации”.

Заключительный этап. Президиум конгресса зачитывает свое решение, в котором констатирует равенство всех галактик и призывает к дружбе.

Советы по проведению.

Основная идея этого дела – показать, что окружающий мир бесконечно разнообразен, и в нем есть место всем. Задание для участников можно сформулировать так: “Придумайте Галактику, которая не похожа на нашу. Кто ее населяет? Каковы ее принципы?”

Представление должно показывать самые яркие особенности галактики, привычки и традиции ее жителей. В финале можно отметить самые яркие особенности представления, самые остроумные вопросы.


Рыбу” решения лучше подготовить заранее.


Описанные выше формы предполагают самое разное содержание. Например, Вечер театра может носить развлекательный характер ("Ералаш-шоу" или Вечер инсценированного анекдота), а можно провести и патриотический Вечер памяти. С точки зрения содержания воспитательные дела можно охарактеризовать следующим образом:


Общественно-политическая тематика

Деидеологизация и деполитизация в стране не означают, что ребят надо совсем уводить от общественных и политических дел. Подростки - часть общества и должны соучаствовать в решении его злободневных социальных проблем, но без принуждения. Задача вожатого - помочь ребятам использовать те знания, которые они усвоили на уроках истории, обществознания, литературы. Мероприятия "политического" толка способствуют обогащению общественного опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему, учат плюрализму мнений и суждений.

СЛОВАРЬ: бой скептиков и оптимистов, вечер актуальных проблем, вечер поколений, вечер военной песни и поэзии, газета тематическая (стенная, радиогазета, "живая"), День Памяти, диалог "Два взгляда", линейка тематическая, операция "Забота", "Радость людям", программа "Взгляд", "Процесс", почетный караул, пресс-конференция, рассказ о забытых героях, фестиваль дружбы народов.

Трудовая тематика

Главная причина, заставляющая нас так внимательно относиться к труду ребят, заключается вовсе не в том, что взрослые не могут обойтись без их помощи. Трудовое и экономическое воспитание - это то, без чего не может быть нормального воспитания детей. Создавая и воплощая замыслы трудовых дел, ребята применяют знания, умения, навыки, полученные в школе и во внешкольных занятиях, дополняют, расширяют и обогащают этот опыт.

СЛОВАРЬ: "БУНТ", город веселых мастеров, дежурство, защита профессий, конкурс детского мастерства, профессиональные праздники, трудовая атака, "фабрика" игрушек.

Познавательная тематика

Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, развивает логическое и ассоциативное мышление.

СЛОВАРЬ: Академия Веселых Наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина, защита фантаст-проектов, интеллектуальное казино, конференция зрителей (читателей), "Поле чудес", "Что? Где? Когда?", эстафета "Вокруг глобуса".

Экологическая тематика

Учить ребят "видеть Землю", помочь окружающей природе, осознать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программа этой работы.

СЛОВАРЬ: аукцион цветов, бал цветов, встреча с лесничим, выставка лесных даров (лесных диковинок, изделий из природных материалов, букетов), встреча солнца, День леса, День птиц, День рождения Земли (Солнца, Луны), экологическая тропа.


Спортивная тематика

Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере. Она должна быть ежедневной и разнообразной.

СЛОВАРЬ: "Веселые старты", День Здоровья, зарядка тематическая, игры: на воде, спортивные, народные, на местности, конкурс знатоков спорта, малые олимпийские игры, первенство коллектива по видам спорта, показательные выступления спортсменов, походы, "Турград", эстафета (смешанная, легкоатлетическая, комическая, комбинированная).

Художественная тематика

Художественные мероприятия развивают различные творческие способности ребенка: "сочинительские", актерские, режиссерские.

СЛОВАРЬ: ателье карнавальных мод, аукцион забав, бал, вечер "Старшие - младшим", вечер поэзии, все формы вечера театра (вечер легенд, сказок, рассказ с продолжением, вечер музыкальных историй и т.д.), выставка (картин, рисунков, букетов), литературное кафе, кружки эстетического профиля, КВН, кинофестиваль, конкурс юмора и сатиры, концерт "Ромашка", рисованный фильм.

Коммуникативная тематика

Потребность в общении является жизненно важной для человека. Без общения со сверстниками, взрослыми невозможно формирование полноценной личности. Участие в таких мероприятиях помогает снять психологические барьеры в общении, способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе, формированию нравственных норм. Отдельную подгруппу составляют коллективные дела с целенаправленным нравственным содержанием.

СЛОВАРЬ: "Бинго", "Бой титанов", "Мафия" на сцене, "Конгресс галактик", вечер "Расскажу о хорошем человеке", вечер этикета, вечер откровения, день поступков "по секрету", день рождения коллектива, операция "Твой тайный друг", "огонек", «орлятский круг».

Досуговая тематика.

Многие формы, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, есть их досуговая деятельность. Существуют особые игры, детские забавы, затеи, несущие заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг ребят должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

СЛОВАРЬ: "Арбат", вечер веселых вопросов, День "рекордов Гиннеса", День фантазера, "Ералаш-шоу", игры, карнавал, конкурсы, комический цирк, лотерея, "Мисс" и "Мистер", "Пыль столбом", пир именинников, рыцарский турнир, тематическая дискотека, ярмарка.


Приложение 3

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Как и любая малая группа, детский коллектив в детском загородном лагере проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Изучая этот процесс, следует иметь в виду характерные особенности детского временного коллектива.

К ним относятся: кратковременность, сборность, автономность. Отряд создается на 21 день, в него попадают дети по случайному признаку. Автономность временного детского коллектива фиксирует временное ослабление прямого влияния на личность подростка семьи, учителей, классного коллектива, дворовой компании и т.д. В лагере на какой-то срок ребенок отрывается от прежних связей, отношений и зависимостей, его деятельность и общение протекают в новой социальной среде. Поэтому подросток имеет возможность освободиться от установившихся о нем мнений и оценок прежнего окружения, от стандартных ожиданий и требований к его поведению. Вступление в новый коллектив открывает перед ребенком реальные возможности выразить себя по-новому, попробовать утвердиться в новых желаемых сферах, испытать себя в проигрывании иных социальных ролей. Все это актуализирует проявление всех внутренних потенциалов личности. Ребенок старается выглядеть и вести себя как можно лучше.


Временные коллективы в лагере отличаются особым динамизмом и интенсивностью общения. Здесь происходит концентрация во времени тех процессов общения, взаимопонимания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении несравненно больших временных промежутков Интенсивное общение способствует чрезвычайно быстрому формированию межличностных отношений.

Важно учитывать, что общение в лагере предполагает более широкий возрастной диапазон. Разница в возрасте членов одного отряда может составлять два-три года, поэтому информация ненавязчиво передается от старших к младшим. В подростковых коллективах, в силу возрастных особенностей, значительно усиливается обмен морально- оценочными суждениями и представлениями.

Изолированность объективно предъявляет определенные требования к жизнедеятельности временного коллектива, среди которых на первом плане – необходимость разносторонней деятельности коллектива. Если в обычных условиях односторонность в деятельности коллектива может быть компенсирована участием личности в деятельности других коллективов, то в условиях изолированности такая компенсация невозможна. Одностороннее и чрезмерное ограничение деятельности временного коллектива только сферой, к примеру, спорта или труда приводит не только к снижению его воспитательных возможностей, но и к большим трудностям в его функционировании. Вместе с тем разносторонность не исключает наличия ведущей деятельности в лагере, выделения ее как стержневой, определяющей основные ценности временного объединения подростков.

К тому же важно подчеркнуть, что деятельность, предлагаемая детям в летних лагерях, призвана устранить имеющиеся в учебном процессе школы определенное отставание от возрастных потребностей подростков в активных формах деятельности (коллективных, игровых), в разнообразных самостоятельных и сложных видах работ (поиск, наблюдение, конструирование, моделирование и др.), в диалоге (научном, информационном).

Необходимо учитывать особую позицию и роль педагога в детском временном коллективе, которая значительно отличается от позиции педагога в школе. В детском оздоровительном лагере вожатый находится с детьми постоянно. В таких условиях меняется характер общения педагога и подростков. Если в школьном коллективе общение педагогов и учащихся строится преимущественно как общение ролевое: «учитель-ученик», то во временном коллективе это общение носит личностный характер, педагог уходит в так называемую «скрытую педагогическую позицию», и на первый план выдвигается организаторский компонент педагогической деятельности.

Общение во временном детском коллективе является сильным эмоциогенным фактором, что реализуется в ярко выраженной окрашенности и насыщенности всех сторон жизни и деятельности. В свою очередь эмоциональный тон жизни временного коллектива усиливает его воспитательное влияние на личность подростка.