Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 634

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию

После того, как дети приехали в лагерь, сразу начинается процесс формирования коллектива.

Первый этап - это этап становления и первоначального сплочения. В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.

Каждый ребенок приходит в коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер, постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Вожатый на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в лагере. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно вожатый является носителем норм, ценностей, законов группы.

Организуя интересную деятельность, вожатый, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные, деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы, абсолютные лидеры.

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.

Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы: выявить уровень воспитанности школьников; выявить уровень их интеллектуального развития; выявить направленность личности каждого ребенка, его ценностных ориентаций; изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива; изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.


При благоприятных обстоятельствах первый этап в развитии детского коллектива в лагере длится 2-3 дня и совпадает по времени с организационным периодом смены.

Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа возможно возникновение противоречий и конфликтов. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизации неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

В этот период в отряде четко выделяются несколько групп подростков с определенными качествами. Критерием выделения этих групп стало отношение подростков к нормам и социальным ценностям коллектива.

Первая группа – лидеры. Подростки с позитивными ценностными ориентациями. У них разносторонние интересы, поэтому они активно принимают участие в организации и проведении различных дел, проявляя творчество и находчивость.

Вторая группа - подростки, которые не обладают ярко выраженными организаторскими способностями, или стесняются проявлять их, но в группе работают охотно. Ценностные ориентации этих ребят в основном позитивные. Среди них есть ребята, которые глубоко интересуются чем-то одним (к примеру, умеют хорошо рисовать или играют на музыкальном инструменте), имеют свои увлечения (любят читать или собирают марки, являются юными натуралистами и т.д.). Таких ребят не следует заставлять делать того, чего они не хотят или не умеют делать. Когда же они заняты интересным для себя делом, то чувствуют себя в лагере комфортно.

Третья группа – ребята, способные и обладающие организаторскими навыками, но их ориентации носят асоциальный характер. Они противостоят педагогам, стремятся показать свою независимость и самостоятельность. Часто это физически развитые и сильные подростки, стремящиеся подчинить своему влиянию других детей.

Четвертая группа – подростки, легко поддающиеся влиянию. В стремлении утвердить свою взрослость, они тянутся к лидерам со знаком «-» и становятся их опорой.

Пятая группа – условно говоря, «отверженные» или аутсайдеры. Они, как правило, не входят в межличностные группировки, не принимают активное участие в делах отряда. В одних случаях они не причиняют особого беспокойства педагогам, в других - постоянно привлекают все внимание вожатых к себе. Это происходит в том случае, если ребенок скучает и плачет или становится предметом насмешек.

Деление на группы носит, разумеется, условный характер, но для вожатых важно изучить детей, поскольку именно положение в отряде и позиция каждого подростка конкретизирует их педагогические задачи.

Лидеры обычно являются активными помощниками вожатых и с интересом воспринимают все, что им предлагают, все чаще они сами выступают инициаторами различных дел. В каждом отряде сразу выявляется 3-4 лидера, а в динамике смены к ним присоединяется еще 4-5 человек. Педагогам важно постоянно поддерживать этих ребят, давая стимулы к еще более активной деятельности. Постепенно ставить перед ними все более сложные задачи. Целесообразно также давать лидерам возможность почувствовать свою возрастающую самостоятельность. По отношению к таким ребятам вожатые могут выступать в роли советчика, консультанта, помогать им таким образом, чтобы они этого не замечали, и в них росла уверенность в собственных силах.


Вторая группа ребят самая многочисленная. Примерно к ним относятся 15-18 человек (т.е. до 70-75% детей) в каждом отряде. Для них важно организовать деятельность, соответствующую их интересам и потребностям. Это можно сделать посредством работы кружков и клубов, спортивных секций, а также проведения коллективных творческих дел в отряде. Среди подростков есть ребята общительные и замкнутые. Последним трудно находиться постоянно на глазах других. Целесообразно продумать условия, при которых для этих детей были бы созданы возможности побыть в одиночестве, почитать, написать письмо. Потом они смогут активно включиться в коллективную деятельность

Одной из самых сложных задач вожатых и педагогов является работа с лидерами, чьи социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам.

В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину его негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик или девочка действительно принципиально не могут подчиниться режиму или нормам лагерной жизни. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, таким образом самоутвердиться. У подростков накопился отрицательный опыт общения с педагогами, они привыкли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению к вожатым. Поэтому уже в начале смены, узнав, что интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для отряда и для лагеря и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником.

Для того чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо организовывать совместную деятельность учащихся из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в отряде можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.

Постепенно вожатый уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Особое внимание вожатый должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни отряда. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.


На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива: создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений; способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого; воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность; научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их; привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения, научить ребят осмысливать свою деятельность.

Второй этап может длиться всего несколько дней, а может всю смену, это зависит от деятельности вожатого.

Если задачи второго этапа решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.

На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В отряде царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем если бы делали то же самое по одному.

Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.

На этом этапе вожатый решает следующие основные педагогические задачи: создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности; предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества; помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта.

Следует помнить, что детский временный коллектив существует всего 21 день. Поэтому очень важно правильно организовать деятельность ребят в последние дни. В это время деятельность педагогического коллектива и ребят должна быть направлена на подведение итогов пребывания детей в лагере, осмысление того, чему научился, узнал каждый, как оценил свою жизнь, с каким багажом уезжает домой. Итоги подводятся в форме коллективных творческих отчетов, организацией выставок поделок, фотографий. Творческий отчет дает возможность еще раз пережить все события жизни смены. Это и возможность самоутверждения, так как подросток получает оценку и одобрение со стороны педагогов и товарищей.


При создании в лагере определенных условий детский коллектив успешно проходит все стадии своего развития.


Приложение 4

Диагностика развития детского коллектива

Диагностики в лагере необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребенка. Обладая вышеперечисленными данными, педагог может спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

Существуют следующие виды диагностики в лагере.

1. Предварительная диагностика.

Предварительная диагностика проводится до начала смены или в организационный период.

Цель: выявить интересы и ожидания детей; их индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе по программе.

Формы: анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек...); анкета детей (изучение интересов, ожиданий...); медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях); диагностические методики (изучение сферы интересов).

2. Текущая диагностика.

Текущая диагностика проводится в основной период смены.

Цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей в течение смены. Если есть необходимость — корректировка программы с учетом полученных данных.

Формы: опросники, тесты; ежевечерняя анкета; цветопись; наблюдение; игровые формы; социометрия и другие методики; дневник вожатого.

3. Итоговая диагностика.

Итоговая диагностика проводится в заключительный период смены

Цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.

Формы: анкета (подведение итогов смены); возвращение к «Ожиданиям».

4. Проблемная диагностика

Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации.

Цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.

Формы: наблюдение; беседа

Некоторые диагностические методы

ЕЖЕДНЕВНАЯ АНКЕТА

Удачное дело _____________________________________

Неудачное дело ___________________________________

Хочу сказать спасибо ______________________________

Мое настроение ___________________________________

Хочу, чтобы завтра ________________________________

ВХОДНАЯ АНКЕТА

1. Фамилия, имя

2. Дата рождения

3. Школа, класс

4. Домашний адрес, телефон

5. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы)

Мама____________________________________

Папа_____________________________________

6. Я приехал (а) в лагерь, чтобы

7. Я люблю, когда

8. Я не люблю, когда

9. Мое увлечение

10. Я могу научить

11. Я хочу научиться

12. Мои пожелания на смену

Спасибо!

ИТОГОВАЯ АНКЕТА

1. Какие мероприятия в лагере запомнились тебе больше всего? Почему?

2. Какие лагерные мероприятия тебе не понравились? Почему?

3.В каких делах ты не принял участие, хотя хотел?

4. Если бы ты еще раз приехал в наш лагерь, чтобы ты хотел изменить?

5. Чему новому ты научился в нашем лагере? Кто помог тебе в этом?