Файл: программа летн.практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.05.2021

Просмотров: 661

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ

Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

Периоды развития лагерной смены

Мотивация деятельности

Трудолюбие

Социальные отношения

Социальная приспособляемость

Ответственность

Эмоциональная зрелость (самоконтроль)

Понимание детей

Понимание взрослых

Способность принимать на себя руководство

Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности

Наиболее часто встречающиеся трудности

Способность наблюдать

Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)

Приложение 1

Что взять с собой в лагерь:

2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ

ДЕТЕКТИВ-ЛЭНД

ВЕЧЕР ТЕАТРА

ЯРМАРКА ТВОРЧЕСТВА

Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ

Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;

Федеральное агентство по образованию


Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ

  1. Повседневную организацию учебно-воспитательного процесса и оздоровительного процесса в ДОЛ обеспечивает педагогический коллектив, который формируется из людей, имеющих, как правило, высшее или средне специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми, а также из числа студентов ВУЗов и ССУЗов, проходящих практику.

Число вожатых в ДОЛ устанавливается от общего количества детей, из расчета 1 педагог на 10 человек.

  1. Выходные дни. У вожатого 6-дневная рабочая неделя. Выходной день определяется администрацией ДОЛ по специальному графику, в зависимости от плана.

В случае непредвиденных личных обстоятельств, связанных с отсутствием на работе, вожатый ставит об этом в известность администрацию, которая решает вопрос об отпуске без сохранения заработной платы.

  1. Заработная плата. Заработная плата устанавливается на договорной основе. Заработная плата выдается по окончании лагерной смены.

  2. Больничный лист. В случае болезни вожатый ставит в известность администрацию лагеря о невыходе на работу и обращается в поликлинику. По окончании болезни вожатый приносит соответствующим образом заверенный больничный лист сначала директору лагеря, затем в отдел кадров. Больничный лист оплачивается в размере 60% от оклада.

  3. Увольнение работника. Административные взыскания. Увольнение вожатых производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ:

  • в связи с окончанием трудового договора;

  • по соглашению сторон: личное заявление работника, согласие администрации;

  • несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной педагогической квалификации либо состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;

  • систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

  • прогулы (в т.ч. систематическое отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня без уважительной причины);

  • появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

Административное взыскание к вожатым применяется:

  • за невыполнение своих функциональных обязанностей;

  • за неуважительное отношение к коллегам или другим членам персонала ДОЛ;

  • за недостойное поведение на территории ДОЛ;

  • за невыполнение административных распоряжений и единых требований;

  • за нарушение положения об охране жизни и здоровья детей;

  • за плохое качество отрядной работы или недобросовестное отношение к общим творческим делам лагеря.

  1. Льготы вожатого.

  • Вожатому бесплатно предоставляется место в номере в том в корпусе, где проживает его отряд.

  • Вожатый бесплатно получает форму лагеря.

  • Вожатый бесплатно получает трехразовое питание в детской столовой.

  • Вожатому оплачивается проезд до лагеря и обратно по окончании срока договора. В случае увольнения по причине нарушения трудового распорядка вожатый самостоятельно оплачивает проезд в оба конца.

  • Вожатый пользуется правом бесплатного медицинского обслуживания в медпункте лагеря.

  • За активное участие в общественной жизни вожатый может быть премирован денежной премией.



Периоды развития лагерной смены

Традиционно в лагерной смене выделяется три периода: организационный, основной, заключительный. Для каждого из периодов характерны особое эмоциональное состояние, переживаемое подростками, которое определяет специфические задачи и формы работы вожатого.

Организационный период – самое важное время смены. Обычно он длится 3-4 дня и необходим для адаптации как ребят, так и взрослых к новым условиям. Приезжая в лагерь, подросток отрывается от своего привычного мира, от родителей, от привычных условий существования (пищи, круга общения, друзей) и погружается в совершенно новую, незнакомую среду. Задача педагога – сделать этот процесс как можно менее болезненным для всех, а именно:

  • познакомить ребят друг с другом, с людьми, которые будут с ними в течение всей лагерной смены (вожатыми, администрацией, обслуживающим персоналом лагеря);

  • познакомить ребят с территорией лагеря, его законами и традициями;

  • приучить ребят к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм (предъявить единые педагогические требования);

  • дать возможность подросткам проявить себя, самоутвердиться, проявить свои способности;

  • выявить ребят с лидерским потенциалом и организаторскими способностями и сформировать систему самоуправления в отряде и в лагере;

  • выявить интересы и ожидания подростков;

  • сформировать у ребят представление о том, что ждет их на протяжении смены, а по возможности привлечь их к составлению плана смены. Если смена проводится в виде сюжетно-ролевой игры, то в оргпериод осуществляется введение в программу, объяснение логики, распределение ролей и т.д.

Опыт работы показывает, что чем больше заняты ребята в оргпериод, тем лучше узнают друг друга; чем доброжелательнее относятся к своим подопечным взрослые, тем легче адаптироваться подросткам в лагере.

Основной период занимает большую часть смены (4-18 дни смены). Задачи основного периода:

  • обеспечить возможность для удовлетворения интересов и потребностей каждого подростка (учитывая индивидуальные особенности подростков, их склонности и способности);

  • создать условия комфортности и защищенности для каждого подростка (через доверие и взаимопонимание в отряде, учет психологических особенностей подростков и т.д.);

  • разнообразить жизнь ребят в отряде (сочетая различные виды и формы деятельности, общелагерных отрядных дел);

  • формировать коллектив отряда, поддерживать традиции отряда;

  • организовывать работу органов самоуправления в отряде.

Заключительный период – это последние 3-4 дня смены. Скоро предстоит расставание, отъезд из лагеря. Чтобы подготовить ребят к расставанию, необходимо решить следующие задачи:

  • провести диагностику (сбылись ли ожидания подростков, получены ли намеченные результаты и т.д.);

  • подвести итоги смены (насколько удалась или не удалась смена, ее положительные и отрицательные моменты, что улучшить и т.д.);

  • наградить отличившихся ребят;

  • настроить подростков на использование положительного опыта, приобретенного в лагере;

  • психологически подготовить детей к расставанию;

  • решить организационные проблемы, связанные с отъездом детей (уборка комнат и территории, сдача книг, спортивного инвентаря, постельного белья и т.д.).



Планирование воспитательной деятельности

Планирование воспитательной деятельности осуществляется с учетом интересов и ожиданий подростков, целей и задач данной оздоровительной смены, прогнозируемой программы деятельности, летнего календаря, способностей и возможностей вожатых. Программа деятельности Вашего отряда должна быть ориентирована на подростковую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт подростка, расширяет и углубляет его.

При планировании необходимо придерживаться следующих принципов:

  • безопасность всех мероприятий;

  • возможность проявления способностей подростков в разных областях творческой деятельности;

  • возможность быстро поменять программу в случае дождя;

  • учет времени, содержания коллективного творческого дела (КТД) в зависимости от возраста детей и подростков;

  • создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности;

  • распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены;

  • учет особенностей первых и последних дней смены;

  • последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительские дни, общелагерные, традиционные, отрядные КТД.


Логика построения плана воспитательной деятельности

На первой неделе выбираются такие дела, которые максимально помогут обнаружить и сделать очевидными для всех знания, умения, интересы и возможности каждого подростка:

  • огоньки знакомств;

  • турнир эрудитов;

  • открытые спортивные старты;

  • творческие эстафеты;

  • вечера разгаданных и неразгаданных тайн;

  • «А ну-ка, девочки», «А ну-ка мальчики!»;

  • «Что? Где? Когда?» и др.

На вторую неделю планируются дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах на основе общих интересов:

  • «Веселые старты»;

  • состязания по пионерболу;

  • викторины;

  • вечер музыкально-литературных премий;

  • туристская работа

  • различные КТД и т.д.

На третьей неделе планируются общелагерные дела с целью объединения детей в единое целое, нахождения обогащающих друг друга и каждого в от­дельности новых связей:

  • праздник встречи с родителями;

  • празднование дней рождения детей;

  • песни у костра;

  • КВН детей и взрослых;

  • спортивные встречи с командами из других лагерей и т.д.

На завершающем этапе смены планируются дела, которые помогут осмыслить все, что было, сформировать потребность обязательно встретиться еще не раз:

  • вечер «От всей души»;

  • праздник проводов лета;

  • прощальный вечер

  • последняя вечерняя прогулка по полюбившимся местам;

  • огонек «Расскажи мне обо мне»;

  • «Русская ярмарка»;

  • «Здравствуйте, друзья и родители!» и т.д.

Понятно, что такое деление дел условно, по ходу смены в разные периоды могут возникнуть любые дела, предложенные ребятами. Важно не забывать задачи каждого периода и разумно планировать ребячью деятельность.



Организация режима дня, активного отдыха детей

Традиционно распределение мероприятий на протяжении дня называют режимом дня. Это не только организующий, но и важнейший оздоровительный элемент. Попытки его пересмотра должны предприниматься осторожно и обоснованно. Он варьируется в зависимости от вида загородного лагеря, периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья и характера адаптации. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные моменты на основе регулярности, систематичности их применения и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.

Дневной отдых - необходимый оздоровительный момент. Вместе с тем можно менять его наполнение, например, посвятив его первые минуты релаксации, аутотренингу, психокоррекции, музыкотерапии.

В основу рациональной организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть положено правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей детей и подростков. Все виды деятельности в лагере – отрядные, общелагерные дела, спортивные игры – необходимо включать в план педагогической работы и равномерно распределять в течение сей смены.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Формирование и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей мероприятия.

Прогнозирование результатов воспитательных воздействий.

Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности.

Формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.

Ознакомление с принципами планирования, овладение основами методики организации, проведения и психолого-педагогического анализа воспитательной работы образовательно-воспитательного учреждения.

Ознакомление с работой воспитателей и вожатых.

Изучение при помощи психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей подростков, анализ полученных результатов исследования.

Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с подростками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Изучение межличностных отношений в детском коллективе.

Овладение умением педагогически грамотно строить свои отношения с подростками, их родителями, а также коллегами-педагогами.


Индивидуальная работа с детьми и подростками

Особенности индивидуальной личностной организации ребенка сказываются на процессе его адаптации в детском коллективе. У одних детей привыкание к новой среде протекает легко и безболезненно, у других адаптация связана с трудностями общения с новыми людьми - вожатыми и сверстниками. Наиболее частыми вариантами дезадаптации детей разного возраста вне привычной домашней среды являются: тоска по дому, застенчивость, избежание групповой деятельности, агрессивность, гиперактивность, болезненность.


Необходимо предвидеть отмеченные проблемы, уметь распознать особенности ребенка на начальной стадии группового общения, чтобы своевременно и эффективно отреагировать.

Рассмотрим некоторые особенности индивидуальной работы с детьми и подростками.

«Агрессивные дети». Это одна из самых заметных и трудных проблем для организации детского отдыха. Подростковая враждебность проявляется в грубости, задиристости, драчливости. Ее проявлениями могут быть непослушание, несоблюдение режима, правил и законов детской организации. Крайние проявления агрессивности - это разрушительные, жестокие действия, антисоциальное поведение.

Распространенные методы коррекции детской агрессии:

- игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;

- включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими;

- установление запрета на агрессивные действия подростка.

«Неуправляемые дети». Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные - эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям.

Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью.

Важно помнить:

  • энергичные ребята занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует детей на конфликты с рядом располагающимися;

  • «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки;

  • важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением;

  • сведения о распорядке дня необходимо донести ребенку четко и ясно, убедившись, что он их запомнил;

  • о перемене деятельности необходимо ребенка предупредить заранее, чтобы было время для переключения;

  • взрослые должны беречь детей от перегрузок и учитывать особую впечатлительность, обостренную чувствительность к внешним раздражителям, шуму, свету, запаху;

  • важно вовремя замечать, когда ребенок утомлен, уменьшать его возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.


Особенности общения с родителями

Многое в организации деятельности подростков зависит от их родителей: настроение ребенка, его возможности, направлен­ность личности, основные черты характера, отношение к окружающим людям.

На первой встрече с родителями стремитесь, как можно больше узнать о будущих воспитанниках (увлечения, умения, проблемы, друзья, черты характера, особенности поведения, опасения детей и другие), обсудите полный перечень необходимых вещей.