ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.05.2021
Просмотров: 661
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Примерные правила внутреннего распорядка в ДОЛ
Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ
Периоды развития лагерной смены
Эмоциональная зрелость (самоконтроль)
Способность принимать на себя руководство
Навыки, относящиеся к профессиональной деятельности
Наиболее часто встречающиеся трудности
Оценка профессиональной деятельности (рекомендуемая оценка)
2. Формы и содержания массовых мероприятий в условиях ДОЛ
Этапы развития детского временного коллектива в ДОЛ
Во втором секторе укажи, как складывались твои отношения с товарищами в отряде;
Примерные условия работы отрядного вожатого ДОЛ
-
Повседневную организацию учебно-воспитательного процесса и оздоровительного процесса в ДОЛ обеспечивает педагогический коллектив, который формируется из людей, имеющих, как правило, высшее или средне специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми, а также из числа студентов ВУЗов и ССУЗов, проходящих практику.
Число вожатых в ДОЛ устанавливается от общего количества детей, из расчета 1 педагог на 10 человек.
-
Выходные дни. У вожатого 6-дневная рабочая неделя. Выходной день определяется администрацией ДОЛ по специальному графику, в зависимости от плана.
В случае непредвиденных личных обстоятельств, связанных с отсутствием на работе, вожатый ставит об этом в известность администрацию, которая решает вопрос об отпуске без сохранения заработной платы.
-
Заработная плата. Заработная плата устанавливается на договорной основе. Заработная плата выдается по окончании лагерной смены.
-
Больничный лист. В случае болезни вожатый ставит в известность администрацию лагеря о невыходе на работу и обращается в поликлинику. По окончании болезни вожатый приносит соответствующим образом заверенный больничный лист сначала директору лагеря, затем в отдел кадров. Больничный лист оплачивается в размере 60% от оклада.
-
Увольнение работника. Административные взыскания. Увольнение вожатых производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ:
-
в связи с окончанием трудового договора;
-
по соглашению сторон: личное заявление работника, согласие администрации;
-
несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной педагогической квалификации либо состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
-
систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;
-
прогулы (в т.ч. систематическое отсутствие на работе более 3 часов в течение рабочего дня без уважительной причины);
-
появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения.
Административное взыскание к вожатым применяется:
-
за невыполнение своих функциональных обязанностей;
-
за неуважительное отношение к коллегам или другим членам персонала ДОЛ;
-
за недостойное поведение на территории ДОЛ;
-
за невыполнение административных распоряжений и единых требований;
-
за нарушение положения об охране жизни и здоровья детей;
-
за плохое качество отрядной работы или недобросовестное отношение к общим творческим делам лагеря.
-
Льготы вожатого.
-
Вожатому бесплатно предоставляется место в номере в том в корпусе, где проживает его отряд.
-
Вожатый бесплатно получает форму лагеря.
-
Вожатый бесплатно получает трехразовое питание в детской столовой.
-
Вожатому оплачивается проезд до лагеря и обратно по окончании срока договора. В случае увольнения по причине нарушения трудового распорядка вожатый самостоятельно оплачивает проезд в оба конца.
-
Вожатый пользуется правом бесплатного медицинского обслуживания в медпункте лагеря.
-
За активное участие в общественной жизни вожатый может быть премирован денежной премией.
Периоды развития лагерной смены
Традиционно в лагерной смене выделяется три периода: организационный, основной, заключительный. Для каждого из периодов характерны особое эмоциональное состояние, переживаемое подростками, которое определяет специфические задачи и формы работы вожатого.
Организационный период – самое важное время смены. Обычно он длится 3-4 дня и необходим для адаптации как ребят, так и взрослых к новым условиям. Приезжая в лагерь, подросток отрывается от своего привычного мира, от родителей, от привычных условий существования (пищи, круга общения, друзей) и погружается в совершенно новую, незнакомую среду. Задача педагога – сделать этот процесс как можно менее болезненным для всех, а именно:
-
познакомить ребят друг с другом, с людьми, которые будут с ними в течение всей лагерной смены (вожатыми, администрацией, обслуживающим персоналом лагеря);
-
познакомить ребят с территорией лагеря, его законами и традициями;
-
приучить ребят к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм (предъявить единые педагогические требования);
-
дать возможность подросткам проявить себя, самоутвердиться, проявить свои способности;
-
выявить ребят с лидерским потенциалом и организаторскими способностями и сформировать систему самоуправления в отряде и в лагере;
-
выявить интересы и ожидания подростков;
-
сформировать у ребят представление о том, что ждет их на протяжении смены, а по возможности привлечь их к составлению плана смены. Если смена проводится в виде сюжетно-ролевой игры, то в оргпериод осуществляется введение в программу, объяснение логики, распределение ролей и т.д.
Опыт работы показывает, что чем больше заняты ребята в оргпериод, тем лучше узнают друг друга; чем доброжелательнее относятся к своим подопечным взрослые, тем легче адаптироваться подросткам в лагере.
Основной период занимает большую часть смены (4-18 дни смены). Задачи основного периода:
-
обеспечить возможность для удовлетворения интересов и потребностей каждого подростка (учитывая индивидуальные особенности подростков, их склонности и способности);
-
создать условия комфортности и защищенности для каждого подростка (через доверие и взаимопонимание в отряде, учет психологических особенностей подростков и т.д.);
-
разнообразить жизнь ребят в отряде (сочетая различные виды и формы деятельности, общелагерных отрядных дел);
-
формировать коллектив отряда, поддерживать традиции отряда;
-
организовывать работу органов самоуправления в отряде.
Заключительный период – это последние 3-4 дня смены. Скоро предстоит расставание, отъезд из лагеря. Чтобы подготовить ребят к расставанию, необходимо решить следующие задачи:
-
провести диагностику (сбылись ли ожидания подростков, получены ли намеченные результаты и т.д.);
-
подвести итоги смены (насколько удалась или не удалась смена, ее положительные и отрицательные моменты, что улучшить и т.д.);
-
наградить отличившихся ребят;
-
настроить подростков на использование положительного опыта, приобретенного в лагере;
-
психологически подготовить детей к расставанию;
-
решить организационные проблемы, связанные с отъездом детей (уборка комнат и территории, сдача книг, спортивного инвентаря, постельного белья и т.д.).
Планирование воспитательной деятельности
Планирование воспитательной деятельности осуществляется с учетом интересов и ожиданий подростков, целей и задач данной оздоровительной смены, прогнозируемой программы деятельности, летнего календаря, способностей и возможностей вожатых. Программа деятельности Вашего отряда должна быть ориентирована на подростковую социальную среду. Нужно осознавать, что вся жизнь в детском лагере развивает опыт подростка, расширяет и углубляет его.
При планировании необходимо придерживаться следующих принципов:
-
безопасность всех мероприятий;
-
возможность проявления способностей подростков в разных областях творческой деятельности;
-
возможность быстро поменять программу в случае дождя;
-
учет времени, содержания коллективного творческого дела (КТД) в зависимости от возраста детей и подростков;
-
создание ситуации успеха в процессе коллективной деятельности;
-
распределение эмоциональных нагрузок на протяжении всей смены;
-
учет особенностей первых и последних дней смены;
-
последовательность планирования: дни заезда и отъезда, банные и родительские дни, общелагерные, традиционные, отрядные КТД.
Логика построения плана воспитательной деятельности
На первой неделе выбираются такие дела, которые максимально помогут обнаружить и сделать очевидными для всех знания, умения, интересы и возможности каждого подростка:
-
огоньки знакомств;
-
турнир эрудитов;
-
открытые спортивные старты;
-
творческие эстафеты;
-
вечера разгаданных и неразгаданных тайн;
-
«А ну-ка, девочки», «А ну-ка мальчики!»;
-
«Что? Где? Когда?» и др.
На вторую неделю планируются дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах на основе общих интересов:
-
«Веселые старты»;
-
состязания по пионерболу;
-
викторины;
-
вечер музыкально-литературных премий;
-
туристская работа
-
различные КТД и т.д.
На третьей неделе планируются общелагерные дела с целью объединения детей в единое целое, нахождения обогащающих друг друга и каждого в отдельности новых связей:
-
праздник встречи с родителями;
-
празднование дней рождения детей;
-
песни у костра;
-
КВН детей и взрослых;
-
спортивные встречи с командами из других лагерей и т.д.
На завершающем этапе смены планируются дела, которые помогут осмыслить все, что было, сформировать потребность обязательно встретиться еще не раз:
-
вечер «От всей души»;
-
праздник проводов лета;
-
прощальный вечер
-
последняя вечерняя прогулка по полюбившимся местам;
-
огонек «Расскажи мне обо мне»;
-
«Русская ярмарка»;
-
«Здравствуйте, друзья и родители!» и т.д.
Понятно, что такое деление дел условно, по ходу смены в разные периоды могут возникнуть любые дела, предложенные ребятами. Важно не забывать задачи каждого периода и разумно планировать ребячью деятельность.
Организация режима дня, активного отдыха детей
Традиционно распределение мероприятий на протяжении дня называют режимом дня. Это не только организующий, но и важнейший оздоровительный элемент. Попытки его пересмотра должны предприниматься осторожно и обоснованно. Он варьируется в зависимости от вида загородного лагеря, периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья и характера адаптации. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные моменты на основе регулярности, систематичности их применения и оптимального чередования нагрузок с отдыхом.
Дневной отдых - необходимый оздоровительный момент. Вместе с тем можно менять его наполнение, например, посвятив его первые минуты релаксации, аутотренингу, психокоррекции, музыкотерапии.
В основу рациональной организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть положено правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастных и половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей детей и подростков. Все виды деятельности в лагере – отрядные, общелагерные дела, спортивные игры – необходимо включать в план педагогической работы и равномерно распределять в течение сей смены.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Формирование и конкретизация обучающих, развивающих и воспитательных целей мероприятия.
Прогнозирование результатов воспитательных воздействий.
Приобретение навыков самостоятельной педагогической деятельности.
Формирование творческого подхода к профессионально-педагогической деятельности.
Ознакомление с принципами планирования, овладение основами методики организации, проведения и психолого-педагогического анализа воспитательной работы образовательно-воспитательного учреждения.
Ознакомление с работой воспитателей и вожатых.
Изучение при помощи психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей подростков, анализ полученных результатов исследования.
Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с подростками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Изучение межличностных отношений в детском коллективе.
Овладение умением педагогически грамотно строить свои отношения с подростками, их родителями, а также коллегами-педагогами.
Индивидуальная работа с детьми и подростками
Особенности индивидуальной личностной организации ребенка сказываются на процессе его адаптации в детском коллективе. У одних детей привыкание к новой среде протекает легко и безболезненно, у других адаптация связана с трудностями общения с новыми людьми - вожатыми и сверстниками. Наиболее частыми вариантами дезадаптации детей разного возраста вне привычной домашней среды являются: тоска по дому, застенчивость, избежание групповой деятельности, агрессивность, гиперактивность, болезненность.
Необходимо предвидеть отмеченные проблемы, уметь распознать особенности ребенка на начальной стадии группового общения, чтобы своевременно и эффективно отреагировать.
Рассмотрим некоторые особенности индивидуальной работы с детьми и подростками.
«Агрессивные дети». Это одна из самых заметных и трудных проблем для организации детского отдыха. Подростковая враждебность проявляется в грубости, задиристости, драчливости. Ее проявлениями могут быть непослушание, несоблюдение режима, правил и законов детской организации. Крайние проявления агрессивности - это разрушительные, жестокие действия, антисоциальное поведение.
Распространенные методы коррекции детской агрессии:
- игнорирование агрессивной тенденции, нефиксирование на ней внимания окружающих;
- включение агрессивного действия в контекст полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими;
- установление запрета на агрессивные действия подростка.
«Неуправляемые дети». Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные - эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям.
Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью.
Важно помнить:
-
энергичные ребята занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует детей на конфликты с рядом располагающимися;
-
«сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки;
-
важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением;
-
сведения о распорядке дня необходимо донести ребенку четко и ясно, убедившись, что он их запомнил;
-
о перемене деятельности необходимо ребенка предупредить заранее, чтобы было время для переключения;
-
взрослые должны беречь детей от перегрузок и учитывать особую впечатлительность, обостренную чувствительность к внешним раздражителям, шуму, свету, запаху;
-
важно вовремя замечать, когда ребенок утомлен, уменьшать его возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.
Особенности общения с родителями
Многое в организации деятельности подростков зависит от их родителей: настроение ребенка, его возможности, направленность личности, основные черты характера, отношение к окружающим людям.
На первой встрече с родителями стремитесь, как можно больше узнать о будущих воспитанниках (увлечения, умения, проблемы, друзья, черты характера, особенности поведения, опасения детей и другие), обсудите полный перечень необходимых вещей.