Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 10624
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Студент рассказывает технику сбора мочи по Нечипоренко.
ЗАДАЧА 14
Молодая женщина обратилась к фельдшеру здравпункта с жалобами на выраженный, плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, повышение температуры до 380. Это состояние развилось через 30 мин. после инъекции гентамицина.
Объективно: на лице значительно выраженный отек , глаза почти закрыты, язык не умещается во рту. Пульс 110 уд./мин. АД 150/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. Отек Квинке.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
отменить гентамицин; -
введите антигистаминные препараты. Их можно вводить в/в на 10-15 мл изотонического раствора хлорида натрия: -
супрастин 2% раствор 1-2 мл в/м; -
введите преднизолон 30-90 мг в/м или в/в или гидрокортизон 50-150 мг в/м или в/в (глюкокортикостероиды оказывают десенсибилизирующее, антиаллергическое и противовоспалительное действие); -
госпитализировать в ЛОР отделение ЛПУ (возможен отек гортани).
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции.
ЗАДАЧА 15
Молодая женщина 28 лет обратилась к фельдшеру здравпункта. В анамнезе тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа).
Жалобы на обильные кровянистые выделения из влагалища, слабость, головокружение, жажду, шум в ушах.
Объективно: кожные покровы бледные, на коже конечностей, туловища имеются кровоизлияния в виде кровоподтеков и синяков. Пульс 110 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. Тромбоцитопеническая пурпура, осложненная маточным кровотечением.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
ввести в/в 100 мл 5% раствора аминокапроновой кислоты на изотоническом растворе хлорида натрия (с целью гемостаза); -
ввести средство, улучшающее адгезивно-агрегационные функции тромбоцитов: -
этамзилат (дицинон) 12,5% раствор 2-4 мл в/м или в/в; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
госпитализировать в гинекологическое отделение ЛПУ.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 16
Мужчина 29 лет обратился к фельдшеру ФАП с жалобами на выделение крови из носа в течение 15 мин., слабость, головокружение, тошноту, сердцебиение. В анамнезе гемофилия.
Объективно: кожные покровы бледные. Пульс ритмичный, 110 уд./мин. АД 90/60 мм рт ст. Из носа струйкой вытекает кровь.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте внутривенное капельное введение жидкости.
Эталоны ответов
1. Гемофилия. Носовое кровотечение.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
усадить пациента, успокоить; -
затампонировать нетуго полость носа или оросить ее холодным раствором тромбина, протромбина, аминокапроновой кислоты или адроксона для прекращения кровотечения; -
дать внутрь аминокапроновую кислоту 0,1-0,2 г/кг массы тела с целью гемостаза; -
ввести в/в струйно антигемофильные средства: концентрат фактора VIII или криопреципитат; -
перелить плазму 15-20 мл/кг в/в струйно; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
направить срочно пациента в гематологическое отделение, если кровотечение остановить не удалось.
3. Студент демонстрирует внутривенное капельное введение жидкости.
ЗАДАЧА 17
К фельдшеру ФАП обратилась женщина, 40 лет, с жалобами на внезапно начавшийся приступ сердцебиения. Пациентка отметила резкую слабость, потливость. Раньше подобные приступы были, пациентка обследовалась.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца ритмичные с частотой 200 уд./мин. АД 160/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите технику записи ЭКГ.
Эталоны ответов
1. ИБС. Пароксизмальная тахикардия.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
уложить пациента, успокоить; -
снять ЭКГ для уточнения диагноза; -
выяснить тактику лечения предыдущих приступов для определения лечебной тактики; -
для купирования приступа пароксизмальной тахикардии необходимо: -
провести стимуляцию блуждающего нерва — энергичный массаж области каротидного синуса, попеременно справа и слева по 15-20 сек. под постоянным контролем пульса (массаж области каротидного синуса противопоказан пожилым людям из-за опасности травмы сосуда и людям, перенесшим инсульт); -
заставить пациента во время глубокого вдоха натуживаться и зажимать нос; -
предложить пациенту проглотить «большой комок пищи»; -
попросить пациента надавить на глазные яблоки в течение нескольких секунд. -
ввести один из препаратов, если вышеуказанные мероприятия не дали желаемого результата: -
новокаинамид 10 % раствор 5-10 мл в/в струйно; -
аймалин 2,5% раствор 2 мл в/в в 10 мл физиологического раствора (вводят медленно в течение 7-10 мин.); -
кордарон 300-450 мг в/в медленно в 250 мл 5% раствора глюкозы; -
обзидан в/в по 1 мг в течение 1-2 мин. (3-10 мг); -
контроль АД, PS, ЭКГ для оценки состояния пациента; -
госпитализировать пациента в кардиологическое отделение ЛПУ (если приступ купировать не удалось).
3. Студент рассказывает технику записи ЭКГ.
ЗАДАЧА 18
Фельдшер “Скорой помощи” вызван на дом к мужчине 32 лет. Жалобы на резкую слабость, тошноту, многократную рвоту, частый жидкий стул, сердцебиение, расстройство сна, апатию, тревогу, чрезмерную потливость, зевоту. Из анамнеза: 24 часа назад мужчина ел жареные грибы.
Объективно: пациент равнодушен к окружающему, эйфоричен. Кожные покровы бледные, влажные. Тремор рук. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 120 уд./мин. АД 90/60 мм рт.ст. Живот мягкий, болезненный при пальпации в эпигастральной области.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Расскажите технику постановки очистительной клизмы.
Эталоны ответов
1. Отравление бледной поганкой.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
промыть желудок через зонд независимо от времени употребления грибов, ввести солевое слабительное, активированный уголь или другой адсорбент в дозе 1 г/кг с целью выведения яда из организма; -
обеспечить ингаляцию кислородом для уменьшения гипоксии -
ввести детоксикационные средства: -
5% раствор глюкозы 1000 мл с инсулином 10-12 ЕД, 5% раствором аскорбиновой кислоты 10 мл, 5% раствором витамина B6 5 мл в/в капельно; -
альбумин 200 мл 20% раствора в/в капельно; -
полюглюкин 400 мл в/в капельно; -
ввести унитиол 5% раствор 5 мл в/м для нейтрализации яда; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
госпитализировать пациента срочно в токсикологическое отделение или отделение реанимации с опытными специалистами по проведению гемосорбции, плазмафереза, гемодиализа, замещения крови.
3. Студент рассказывает технику постановки очистительной клизмы.
ЗАДАЧА 19
Фельдшер «Скорой помощи» вызван на дом к мужчине 53 лет. В анамнезе хронический алкоголизм. Жалобы на головные боли, слабость, онемение в правых конечностях, нарушение речи.
Объективно: опущен правый угол рта, ослаблена мышечная сила в правой руке, ноге. Тоны сердца приглушенны, пульс 100 уд./мин. АД – 85/60 мм рт.ст.
Для исключения инфаркта миокарда фельдшер снял пациенту ЭКГ, где обнаружил изменения в виде резкого подъема сегмента ST, слившегося с зубцом Т (монофазная кривая).
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. ИБС. Острый инфаркт миокарда, церебральный вариант.