Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 10618

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемно-ситуационные задачи

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гастроэнтерология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Нефрология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Гематология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эндокринология

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Заболевания соединительной ткани

Эталоны ответов

Аллергология

Эталоны ответов

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

Эталоны ответов

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ


Эталоны ответов


1. Бронхиальная астма. Астматический статус II степени.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;

  • усадить с упором на руки, расстегнув стесняющую одежду для облегчения дыхания;

  • отменить прием бронходилятаторов ввиду блокады рецепторов бронхов и опасности развития синдрома "рикошета";

  • дать 30-40% увлажненный кислород для снижения гипоксии;

  • ввести метилксантины (эуфиллин, аминофиллин). Эуфиллин вводят в/в сначала в дозе 5-6 мг/кг/час, затем в дозе 0,6-0,9 мг/кг массы тела в час до улучшения состояния с целью бронходилятации;

  • начать введение больших доз глюкокортикоидов - гидрокортизон 7 мг/кг в/в струйно или капельно. Указанную дозу можно повторять каждые 8 часов;

  • введение антикоагулянтов (гепарин);

  • осуществлять контроль за ЧДД, PS, АД, ЭКГ;

  • госпитализировать в реанимационное отделение из-за опасности развития асистолии, фибрилляции желудочков и для полного купирования асматического статуса.

3. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены на муляже.

ЗАДАЧА 24


У пациента, 18 лет, при заборе крови из вены на фельдшерско-акушерском пункте отмечается бледность кожных покровов, повышенная потливость, расширение зрачков. Была кратковременная потеря сознания. АД 80/60 мм рт.ст. Пульс 60 уд./мин. В горизонтальном положении у больного сознание быстро и полностью восстановилось.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции.


Эталоны ответов


1. Вазодепрессорный обморок.

2. Алгоритм неотложной помощи:

  • придать горизонтальное положение с несколько приподнятыми ногами, чтобы улучшить мозговое кровообращение;

  • освободить от стесняющей дыхание одежды грудь и шею пациента для облегчения дыхания;

  • обеспечить приток к пациенту свежего воздуха или вынести его из душного помещения на свежий воздух;

  • обрызгать лицо холодной водой или обтереть влажным полотенцем , похлопать по щекам, дать вдохнуть пары нашатырного спирта или уксуса, растереть руками тело, конечности пациента для рефлекторного изменения тонуса сосудов;

  • обложить грелками, дать выпить горячий чай;

  • осуществлять контроль за PS, ЧДД, АД;

  • ввести 10% раствор кордиамина или 10% раствор кофеина п/к или в/м для нормализации тонуса сосудов (если обморок затягивается);

  • порекомендовать пациенту, избегать ситуации, в которых возникают обмороки.


3. Студент демонстрирует технику подкожной инъекции.

ЗАДАЧА 25


Вызов фельдшера скорой помощи на дом к пациенту 68 лет. В анамнезе ишемическая болезнь сердца. Отмечает незначительные боли в сердце, внезапно возникшее затруднение дыхания, кашель с выделением розовой мокроты. Состояние тяжелое, акроцианоз. ЧДД 36 в мин. Затруднены вдох и выдох. АД 100/60 мм рт.ст. Пульс 110 уд./мин. Мелкопузырчатые влажные хрипы в нижних отделах легких. На ЭКГ широкий, глубокий зубец Q, сегмент St выше изолинии.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи, обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.


Эталоны ответов


1. Острый инфаркт миокарда, астматическая форма.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;

  • создать физический и психический покой;

  • усадить пациента, обеспечив опору для спины и рук и опустив ему ноги для уменьшения возврата крови к правым и левым отделам сердца;

  • наложить венозные жгуты на нижние конечности на 15-20 мин. для разгрузки правых отделов сердца;

  • провести ингаляцию кислородом для устранения гипоксии;

  • ввести вазадилятаторы венозного типа - нитроглицерин сублингвально по 1-2 таблетки с интервалом в 15-20 мин. или 1% раствор нитроглицерина в/в капельно со скоростью 8-10-15 капель в мин., следя за уровнем АД (систолическое АД не должно быть ниже 95-100 мл рт.ст.) или струйно дробно каждые 3-5 мин. из расчета 0,1-0,2 мл раствора (1 мл 1% раствора нитроглицерина или изокета + 20 мл 5% раствора глюкоза);

  • ввести наркотические анальгетики 1% раствор морфина в/в с целью уменьшения возбудимости дыхательного центра, снижения давления в малом круге кровообращения, уменьшения возврата крови к сердцу и объема циркулирующей крови;

  • ввести в/в струйно 2-10 мл 1% раствора лазикса в 10-15 мл 0,9% раствора хлорида натрия или 5% раствора глюкозы для увеличения диуреза, расширения периферического сосудистого русла, снижения давления в капиллярах легких;

  • осуществлять контроль за АД, PS, ЭКГ, для оценки состояния пациента;

  • госпитализировать больного в положении лежа в кардиологическое отделение после купирования отека легких.


3. Студент демонстрирует технику исследования пульса.

ЗАДАЧА 26


Вызов фельдшера на дом. У мужчины 20 лет, состоящего на диспансерном учете с язвенной болезнью желудка, 60 мин. назад внезапно возникла острая боль в эпигастральной области. Боль иррадиирует в правое плечо. Больной сидит на корточках, зажав руками живот. Кожа бледная, покрыта холодным потом. Пульс 60 уд./мин. АД 100/60 мм рт.ст. Живот втянут, напряжение мышц передней брюшной стенки, разлитая болезненность по всему животу. Зона печеночной тупости уменьшена. Положительный симптом Щеткина-Блюмберга.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Расскажите о подготовке больного к рентгеноскопии желудка.


Эталоны ответов


1. Язвенная болезнь желудка, осложненная перфорацией.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;

  • положить пузырь со льдом на эпигастральную область;

  • провести в/в капельное вливание 0,9% раствора натрия хлорида, 5% раствора глюкозы в объеме 400-800 мл для детоксикации организма и стабилизации центральной гемодинамики;

  • осуществлять контроль за PS, АД для оценки состояния гемодинамики;

  • госпитализировать срочно в хирургический стационар для оперативного лечения (транспортировку проводить на носилках для профилактики резкого снижения АД).

3. Студент рассказывает о подготовке больного к рентгеноскопии желудка.

ЗАДАЧА 27


К фельдшеру здравпункта обратилась пациентка 55 лет с жалобами на внезапное появление резких, острых болей в правом подреберье после нарушения диеты (ела жареные пирожки). Боли иррадиируют в правую половину грудной клетки. Больная возбуждена, стонет, пытается найти удобное положение. Кожа бледная, покрыта потом. Пульс 70 уд./мин. АД 130/80 мм рт.ст. При пальпации болезненность в правом подреберье. Желчный пузырь не пальпируется. Выявляется френикус-симптом. В анамнезе желчно-каменная болезнь.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику проведения дуоденального зондирования на фантоме.


Эталоны ответов


1. ЖКБ. Приступ печеночной колики.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;

  • запретить прием пищи ввиду возможного оперативного лечения, применить холод (местно) для уменьшения воспалительных изменений;

  • ввести спазмолитики (но-шпа) для восстановления проходимости и моторно-эвакуаторной функции желчевыводящих путей;

  • организовать наблюдение в течение 20 мин. для контроля за состоянием пациента;

  • госпитализировать в хирургический стационар для исключения синдрома острого живота, если приступ не купировался в течение 20 мин.


3. Студент демонстрирует технику проведения дуоденального зондирования на муляже.

ЗАДАЧА 28


На фельдшерский пункт с улицы доставлен пациент. Он одет неопрятно, на одежде следы рвотных масс, запах алкоголя и мочи. Т-36º. В контакт не вступает, реагирует на болевые раздражители движениями. Лицо пастозное, гиперемировано, симметричное. Видимых повреждений нет. Зрачки симметричные, слегка сужены, реакция их на свет снижена. Мышечный тонус снижен, сухожильные рефлексы сохранены. ЧДД 26 уд./мин. Тоны сердца ритмичные. ЧСС 90 уд./мин. АД 105/60 мм рт.ст.

Задания


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.


Эталоны ответов


1. Алкогольная кома.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

  • оценить состояние пациента для определения лечебной тактики;

  • провести промывание желудка (кома является относительным противопоказанием для промывания желудка и необходимо убедиться, что зонд не находится в дыхательных путях), ввести солевое слабительное, активированный уголь через зонд для освобождения ЖКТ от отравляющего вещества;

  • начать инфузионную терапию (реополиглюкин и полиглюкин, 0,9% раствор хлорида натрия, 5% раствор глюкозы, 4% раствор соды в/в) для выведения всосавшегося алкоголя из органов и тканей;

  • ввести унитиола 5% - 10 мл, тиосульфата натрия 30% - 30-40 мл в/в для нейтрализации отравляющего вещества;

  • ввести в/в манитол 15% (разовая доза 1-1,5 г/кг), лазикс 2-4 мл, оксибутират натрия 10-20 мл, преднизолон 120-150 мг для борьбы с отеком мозга;

  • провести оксигенотерапию для борьбы с гипоксией мозга;

  • госпитализировать больного в токсикологическое отделение. Во время транспортировки проводить профилактику устранения острых дыхательных нарушений (аспирации рвотных масс, западения языка).

3. Студент демонстрирует технику промывания желудка на фантоме.

ЗАДАЧА 29


Молодая женщина, 35 лет, обратилась на прием к фельдшеру медпункта с жалобами на схваткообразные боли в животе, тошноту, повторную рвоту, подъем температуры, общую слабость, частый обильный, жидкий стул. Заболела 6 часов назад и связывает заболевание с употреблением в пищу омлета. Кожа бледная, холодный пот. Температура 38º. Тоны сердца приглушены. Пульс 100 уд./мин. АД 100/80 мм рт.ст. Стул обильный, водянистый с примесью слизи и крови. Дефицит массы тела 9% (масса тела до заболевания 54 кг при обращении 48 кг).