Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060101 лечебное дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 10604
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 5
В конце напряженного трудового дня женщина, 35 лет, отметила резкое ухудшение состояния – появилась сильная головная боль, головокружение, тошнота, сердцебиение, учащенное обильное мочеиспускание. Женщина обратилась к фельдшеру здравпункта.
Объективно: пациентка возбуждена. Кожные покровы гиперемированы, влажные. Тоны сердца громкие, ритмичные, выслушивается акцент II тона на аорте. Пульс 100 уд./мин., ритмичный. АД 180/100 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациентки.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/в инъекций.
Эталоны ответов
1. Гипертензивный криз I типа.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
обеспечить горизонтальное положение с приподнятым головным концом, чтобы уменьшить приток крови к голове; -
обеспечить полный физический и психический покой; -
обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание); -
ввести для снижения АД один из препаратов: -
капотен 25 мг внутрь или сублингвально; -
каптоприл 25 мг внутрь или сублингвально; -
коринфар (нифедипин) 10 мг под язык или в каплях внутрь каждые 30 мин. (препарат обладает гипотензивной, антиангинальной, антиаритмической активностью). Возможно сочетание этих препаратов; -
дать анаприлин 20-40 мг под язык или внутрь при сохраняющейся тахикардии; -
ввести диазепам 5-10 мг внутрь, в/м, либо дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно для снижения эмоционального напряжения; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента.
3. Студент демонстрирует технику в/в инъекций.
ЗАДАЧА 6
Ночью бригада “Скорой помощи” вызвана на дом к пациенту 40 лет, который жаловался на нехватку воздуха (он вынужден был сесть в кровати и спустить ноги), одышку с затрудненным вдохом, сухой кашель, резкую слабость, страх смерти. В анамнезе 2 года назад перенес обширный инфаркт миокарда.
Объективно: кожные покровы цианотичные, влажные. В легких на фоне ослабленного везикулярного дыхания выслушиваются влажные хрипы преимущественно в нижних отделах. Тоны сердца глухие, ритмичные, пульс 98 уд./мин. АД 160/90 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику в/м инъекции.
Эталоны ответов
1. Постинфарктный кардиосклероз. Сердечная астма.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
записать ЭКГ для исключения повторного инфаркта миокарда; -
усадить пациента с опущенными ногами (для уменьшения притока крови к сердцу); -
обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание); -
наложить на конечности венозные жгуты на 10-15 мин. и дать 1 таблетку нитроглицерина под язык (это позволит уменьшить приток крови к сердцу); -
обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии (пропустить кислород через аппарат Боброва, где находится 700 спирт); -
дать внутрь 20-40 мг фуросемида или ввести в/м 1-2 мл лазикса (в первые 30 мин после инъекции препарата расширяются периферические сосуды, а через 1-2 часа увеличивается диурез, тем самым уменьшаются застойные явления в малом круге кровообращения); -
ввести морфин 1% раствор 1 мл в/в медленно в 2-3 этапа; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
госпитализировать пациента в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ;
3. Студент демонстрирует технику в/м инъекции.
ЗАДАЧА 7
После значительной физической нагрузки мужчина 35 лет стал отмечать давящие, сжимающие боли за грудиной с иррадиацией в левое плечо, лопатку, руку. Боль сопровождалась резкой слабостью, чувством нехватки воздуха, страхом смерти и продолжалась 15 мин. Во время приступа пациент обратился к фельдшеру ФАП.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушены, ритмичные, пульс 80 уд./мин. АД 130/80 мм рт.ст.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталоны ответов
1. ИБС. Стенокардия напряжения.
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
усадить удобно пациента с опущенными ногами, что уменьшает венозный возврат крови к сердцу; -
дать сублингвально 1 таблетку нитроглицерина или 2 дозы нитроминта. При необходимости можно принять еще 3-4 таблетки нитроглицерина с интервалом 3-5 мин. (следить за АД); -
дать больному разжевать 0,25 г ацетилсалициловой кислоты или в/в ввести 5000-10000 ЕД гепарина для предупреждения образования тромбов (при затянувшемся приступе стенокардии); -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
госпитализировать пациента в кардиологическое отделение ЛПУ, если приступ не купирован.
3. Студент демонстрирует технику измерения АД.
ЗАДАЧА 8
Мужчина, 38 лет, обратился к фельдшеру здравпункта с жалобами на резкую слабость, сильные боли в эпигастральной области, тошноту, 2 раза была рвота. В анамнезе ишемическая болезнь сердца.
Объективно: кожные покровы бледные, влажные. Тоны сердца приглушеные, ритмичные, пульс 90 уд./мин. АД 140/90 мм рт.ст.
Для исключения инфаркта миокарда фельдшер записала пациенту ЭКГ, где обнаружила изменения в виде резкого подъема сегмента ST, слившегося с зубцом Т ( монофазная кривая).
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику внутримышечных инъекций.
Эталоны ответов
1. ИБС: Острый инфаркт миокарда, абдоминальный вариант:
2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
-
оценить состояние пациента для определения лечебной тактики; -
обеспечить физический и эмоциональный покой (строгий постельный режим); -
обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом для уменьшения гипоксии; -
провести полноценное обезболивание одним из указанных препаратов: -
морфин 1% раствор 1 мл вводить в/в медленно; -
фентанил 0,005% раствор вводить в/в в дозе 2 мл в два этапа. При массе тела меньше 50 кг ввести 1 мл препарата (необходимо следить за АД); -
промедол 2% раствор 1-2 мл в/в медленно; -
дроперидол 2,5-5 мг в/в медленно; -
закись азота целесообразно применять только в качестве дополнения к нейролептанальгезии. Обезболивание закисью азота должно начинаться с ингаляции чистого кислорода в течение 5 мин., после чего подается закись азота с кислородом в соотношении 3:1, а затем 1:1, в заключение необходима ингаляция чистым кислородом в течение 5 мин.; -
ввести гепарин 10000 ЕД в/в капельно или дать больному разжевать ацетилсалициловую кислоту 0,25 г для восстановления коронарного кровотока; -
контроль АД, PS для оценки состояния пациента; -
госпитализировать больного в ПИТ кардиологического отделения ЛПУ после стабилизации состояния.
3. Студент демонстрирует технику внутримышечных инъекций.
ЗАДАЧА 9
Фельдшер “Скорой помощи” был вызван на дом к пациенту 58 лет, который жаловался на резко возникшую одышку, выраженную слабость, неприятные ощущения в области сердца и неритмичные сокращения сердца. В анамнезе ревматизм, стеноз левого атриовентрикулярного отверстия. Состояние развилось после психоэмоциональных переживаний.
Объективно: кожные покровы умеренно цианотичные. Тоны сердца приглушенные, аритмичные, выслушивается диастолический шум. ЧСС 140 в мин. Пульс 120 уд./мин., нерегулярный, АД 120/80 мм рт.ст.
На ЭКГ: отсутствие зубцов Р; наличие волн ff в отведениях V