Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Географические особенности географических районов: Си- бирь и Дальний Восток Географическое положение Особенно- сти природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство Социально-экономические и экологические проблемы и пер- спективы развития Классификация субъектов Российской Фе-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 27
дерации Восточного макрорегиона по уровню социально-эконо- мического развития; их внутренние различия
практические работы
1 Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным кри- териям
2 Выявление факторов размещения предприятий одного из промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору)
тема 3. обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы Государ- ственная программа Российской Федерации «Социально-эко- номическое развитие Арктической зоны Российской Федера- ции»
раздел 6. рОссия в сОвременнОм мире
Россия в системе международного географического разделе- ния труда Россия в составе международных экономических и политических организаций Взаимосвязи России с другими странами мира Россия и страны СНГ ЕАЭС
Значение для мировой цивилизации географического про- странства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей Объекты Всемирного природного
и культурного наследия России.
28 Федеральная рабочая программа
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
личнОстные результаты
Личностные результаты освоения программы учебного пред-
мета «География» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориента- ций и расширения опыта деятельности на её основе и в процес- се реализации основных направлений воспитательной деятель- ности, в том числе в части:
патриотического воспитания: осознание российской граж- данской идентичности в поликультурном и многоконфессио- нальном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Роди- ны — цивилизационному вкладу России; ценностное отноше- ние к историческому и природному наследию и объектам при- родного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края
гражданского воспитания: осознание российской граждан- ской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к про- шлому и настоящему многонационального народа России, чув- ства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других лю- дей; активное участие в жизни семьи, образовательной органи- зации, местного сообщества, родного края, страны для реали- зации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультур- ном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно- образной совместной деятельности, стремление к взаимопони- манию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство)
духовно-нравственного воспитания: ориентация на мораль- ные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; го- товность оценивать своё поведение и поступки, а также пове- дение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружа- ющей среды; развивать способности решать моральные пробле- мы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 29
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды
эстетического воспитания: восприимчивость к разным тра- дициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и куль- туре других регионов и стран мира, объектам Всемирного куль- турного наследия человечества
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и обще- ства, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством по- знания мира для применения различных источников географи- ческой информации при решении познавательных и практи- ко-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление со- вершенствовать пути достижения индивидуального и коллек- тивного благополучия
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; от- ветственное отношение к своему здоровью и установка на здоро- вый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регуляр- ная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; спо- собность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющим- ся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать прави- ла здорового, безопасного и экологически целесообразного обра- за жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде трудового воспитания: установка на активное участие в ре- шении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способ- ность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе при- менения географических знаний; осознание важности обуче-
30 Федеральная рабочая программа
ния на протяжении всей жизни для успешной профессиональ- ной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и обще- ственных интересов и потребностей
экологического воспитания: ориентация на применение гео- графических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных по- следствий для окружающей среды; осознание глобального ха- рактера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в услови- ях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности эко- логической направленности
метапредметные результаты
Изучение географии в основной школе способствует достиже- нию метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
—Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
—устанавливать существенный признак классификации гео- графических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматривае- мых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
—выявлять причинно-следственные связи при изучении геогра- фических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключе- ний, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о