Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
99
100
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружа- ющую среду. Основные положения «Энергетиче- ской стратегии России на период до 2035 года». Практические работы
с целью сравнения стои- мости электроэнергии для населения России в различных регионах.
| |
Тема 3. Металлур- гический комплекс (3 часа) | Состав, место и значение в хозяйстве. Место Рос- сии в мировом производ- стве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чёрных и цветных метал- лов. Факторы размеще- | Описывать по карте размещение главных районов и центров отраслей металлургического комплекса; сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей метал- лургического комплекса на окружающую среду; использовать знания о факторах размещения металлургических предприятий, для объяснения особенностей их размещения; применять понятия «металлургический комплекс», «метал- лургический комбинат полного цикла», «электрометаллурги- |
| ния предприятий разных отраслей металлургическо- го комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цвет- ных металлов: основные районы и центры. Метал- лургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной метал- лургии России до 2030 года». Практическая работа. 1. Выявление факторов, влияющих на себестои- мость производства пред- приятий металлургическо- го комплекса в различных регионах страны (по выбору). | ческий комбинат» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; оценивать роль России в мировом производстве чёрных и цветных металлов; характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей металлургического комплекса; для выявления факторов, влияющих на себестоимость произ- водства предприятий металлургического комплекса в различ- ных регионах страны (при выполнении практической работы № 1). |
Тема 4. Машино- строительный комплекс (3 часа) | Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машинострои- тельных предприятий. | Описывать по карте размещение главных районов и центров отраслей машиностроительного комплекса; применять понятие «машиностроительный комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; оценивать значение машиностроения для реализации целей политики импортозамещения и решения задач охраны окру- жающей среды; |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
101
102
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реали- зации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудова- ния. Перспективы разви- тия машиностроения России. Основные положе- ния документов, определя- ющих стратегию развития отраслей машинострои- тельного комплекса. Практическая работа 1. Выявление факторов, повлиявших на размеще- ние машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различ- ных источников информа- ции. | использовать знания о факторах размещения машинострои- тельных предприятий для объяснения особенностей их разме- щения (при выполнении практической работы № 1); характеризовать основные проблемы и перспективы развития комплекса; характеризовать машиностроительный комплекс своего края по плану; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей машиностроительно- го комплекса; на основе анализа текстов выявлять факторы, влияющие на себестоимость производства предприятий машинострои- тельного комплекса в различных регионах страны; выявлять субъекты Российской Федерации, для которых машиностроение в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года» определено в качестве «перспективной экономической специализации»; определение географических вопросов, ответы на которые необходимо дать для объяснения выбора субъектов Россий- ской Федерации, для которых развитие машиностроения названо «перспективной экономической специализацией» в «Стратегии пространственного развития Российской Федера- ции до 2025 года». |
Тема 5. | Химическая промышлен- | Описывать по карте размещение главных районов и центров |
Химико- | ность. Состав, место | подотраслей химической промышленности; |
лесной | и значение в хозяйстве. | Применять понятия «химическая промышленность», «хими- |
комплекс. | Факторы размещения | ко-лесной комплекс», «лесопромышленный комплекс», «лес- |
(4 часа) | предприятий. Место | ная и деревообрабатывающая промышленность» для решения |
России в мировом произ- | учебных и (или) практико-ориентированных задач; | |
| ||
| водстве химической | оценивать влияние отраслей химической промышленности |
| продукции. География | на окружающую среду; |
| важнейших подотраслей: | использовать знания о факторах размещения химических |
| основные районы и цен- | предприятий для объяснения особенностей их размещения; |
| тры. Химическая про- | оценивать роль России в мировом производстве химической |
| мышленность и охрана | промышленности; |
| окружающей среды. | характеризовать основные проблемы и перспективы развития |
| Основные положения | химической промышленности. |
| «Стратегии развития | Описывать по карте размещение главных районов и центров |
| химического и нефтехи- | отраслей лесопромышленного комплекса; |
| мического комплекса | оценивать влияние предприятий лесопромышленного ком- |
| на период до 2030 года». | плекса на окружающую среду; |
| Лесопромышленный | объяснять размещение крупных лесопромышленных комплек- |
| комплекс. Состав, место | сов; |
| и значение в хозяйстве. | находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать |
| Место России в мировом | информацию из различных источников географической |
| производстве продукции | информации, необходимую для сравнения и оценки основных |
| лесного комплекса. | тенденций развития отдельных подотраслей химической |
| Лесозаготовительная, | промышленности; |
| деревообрабатывающая | находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать |
| и целлюлозно-бумажная | информацию из различных источников, необходимую для |
| промышленность. Факто- | сравнения и оценки основных тенденций развития отраслей |
| ры размещения предпри- | комплекса; |
| ятий. География важней- | находить в различных источниках информации факты, под- |
| ших отраслей: основные | тверждающие реализацию целей, обозначенных в «Страте- |
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы
103
104
Федеральная рабочая программа
Продолжениетабл.
Тематические блоки, темы | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся |
| районы и лесоперерабаты- вающие комплексы. Лесное хозяйство и окру- жающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Рос- сийской Федерации до 2030 года». Практическая работа 1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Россий- ской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Рос- сийской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса. | гии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (при выполнении практической работы № 1). |
Тема 6. Агропро- мышленный | Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. | Описывать по карте размещение главных районов и производ- ства основных видов сельскохозяйственной продукции; оценивать значение АПК для реализации целей политики |
комплекс (АПК) (4 часа) | Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяй- ства. Земельные, поч- вен-ные и агроклиматиче- ские ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениевод- ство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда. Пищевая промышлен- ность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и цен- тры. Пищевая промыш- ленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприя- тий. География важней- ших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая | импортозамещения; сравнивать влияние природных факторов на размещение сельскохозяйственных и промышленных предприятий (при выполнении практической работы № 1); приводить примеры, позволяющие оценить роль России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции агропромышленного комплекса; характеризовать агропромышленный комплекс своего края по плану и предлагать возможные пути его эффективного развития; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей АПК |