Файл: Программа основного общего образования география (для 59 классов образовательных организаций).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
содержание учебного Предмета «география»
тема 1. история географических открытий
тема 1. литосфера — каменная оболочка земли
Практикум «сезонные изменения в природе своей местности»
тема 3. атмосфера — воздушная оболочка земли
тема 4. биосфера — оболочка жизни
Природно-территориальные комплексы
тема 2. литосфера и рельеф земли
тема 3. атмосфера и климаты земли
тема 4. мировой океан — основная часть гидросферы
тема 3. Взаимодействие природы и общества
тема 2. географическое положение и границы россии
тема 3. Время на территории россии
тема 4. административно-территориальное устройство россии. районирование территории
тема 1. Природные условия и ресурсы россии
тема 2. геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
тема 3. климат и климатические ресурсы
тема 4. моря россии. Внутренние воды и водные ресурсы
тема 5. Природно-хозяйственные зоны
тема 1. численность населения россии
тема 2. территориальные особенности размещения населения россии
тема 3. народы и религии россии
тема 4. Половой и возрастной состав населения россии
тема 5. человеческий капитал россии
тема 2. топливно-энергетический комплекс (тЭк)
тема 3. металлургический комплекс
тема 4. машиностроительный комплекс
тема 5. Химико-лесной комплекс
тема 6. агропромышленный комплекс (аПк)
тема 7. инфраструктурный комплекс
тема 1. западный макрорегион (европейская часть) россии
тема 2. Восточный макрорегион (азиатская часть) россии
Планируемые результаты осВоения учебного Предмета «география»
—использовать знания о естественном и механическом движе- нии населения, половозрастной структуре и размещении на- селения, трудовых ресурсах, городском и сельском населе- нии, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте ре- альной жизни;
—применять понятия «рождаемость», «смертность», «есте- ственный прирост населения», «миграционный прирост на-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 43
селения», «общий прирост населения», «плотность населе- ния», «основная полоса (зона) расселения», «урбанизация»,
«городская агломерация», «посёлок городского типа», «по- ловозрастная структура населения», «средняя прогнозируе- мая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «тру- доспособный возраст», «рабочая сила», «безработица»,
«рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
—представлять в различных формах (таблица, график, геогра- фическое описание) географическую информацию, необходи- мую для решения учебных и (или) практико-ориентирован- ных задач
9 класс
—Выбирать источники географической информации (карто- графические, статистические, текстовые, видео- и фотоизо- бражения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России;
—представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую инфор- мацию, необходимую для решения учебных и (или) практи- ко-ориентированных задач;
—находить, извлекать и использовать информацию, характе- ризующую отраслевую, функциональную и территориаль- ную структуру хозяйства России, для решения практико- ориентированных задач;
—выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной за- дачи;
—применять понятия «экономико-географическое положение»,
«состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и террито- риальная структура», «условия и факторы размещения про- изводства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой ком- плекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства»,
«природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный ком- плекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура»,
«сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс»,
«химико-лесной комплекс», «машиностроительный ком-
44 Федеральная рабочая программа
плекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
—характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России;
—различать территории опережающего развития (ТОР), Арк- тическую зону и зону Севера России;
—классифицировать субъекты Российской Федерации по уров- ню социально-экономического развития на основе имеющих- ся знаний и анализа информации из дополнительных источ- ников;
—находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать ин- формацию из различных источников географической инфор- мации (картографические, статистические, текстовые, ви- део- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регио- нов страны для развития энергетики на основе возобновляе- мых источников энергии (ВИЭ);
—различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функцио- нальная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства);
—различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой регио- нальный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и её регионов;
—различать природно-ресурсный, человеческий и производ- ственный капитал;
—различать виды транспорта и основные показатели их рабо- ты: грузооборот и пассажирооборот;
—показывать на карте крупнейшие центры и районы размеще- ния отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы
развития отраслей сельского хозяйства;
—использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ори- ентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия от-
ГЕОГРАФИЯ. 5—9 классы 45
дельных территорий для размещения предприятий и различ- ных производств;
—использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий; об особенностях взаимо- действия природы и общества в пределах отдельных терри- торий для решения практико-ориентированных задач в кон- тексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учётом экологической безо- пасности;
—критически оценивать финансовые условия жизнедеятельно- сти человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяй- ства, предприятия и национальной экономики;
—оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяй- ственную деятельность населения;
—объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны;
—сравнивать географическое положение, географические осо- бенности природно-ресурсного потенциала, населения и хо- зяйства регионов России;
—формулировать оценочные суждения о воздействии челове-
ческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире;
—приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте;
—характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве
46 Федеральная рабочая программа