Файл: Цель влияние самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Объект исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 10280

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также самооценка бывает неоптимальной излишне завышенной или сильно заниженной. На основании неадекватной самооценки у индивида появляется ошибочное суждение о себе, идеализация образа своей личности и потенциалов, своей значимости для окружающих, социума. В таковых случаях личность идет на игнорирование неуспехов, чтобы сохранить завышенную самооценку. Происходит эмоциональное отторжение всего, что разрушает привычное представление о себе. Восприятие реальности искажается, отношение к ней делается неадекватным только эмоциональным [34].

А. В. Захарова, высказывая свою точку зрения, утверждал, что: «индивид с завышенной неадекватной самооценкой не хочет осмысливать, что все это последствие личных ошибок, таких как лень, недостаток знаний свои способностей и неверного поведения. В связи с этим рождается трудное эмоциональное состояние эффект неадекватности, основной причиной которого является устойчивость сформировавшегося стереотипа завышенного оценивания своей личности». Самооценка также бывает и заниженной, т.е. ниже настоящих потенциалов человека. Часто это приводит к неуверенности в себе, стыдливости и отсутствие стремлений, неисполнимости реализовывать собственный потенциал, способности и возможности [14; 20].

Люди с заниженной неадекватной самооценкой не пытаются ставить перед собой труднодостижимые цели, ограничивают свои решения повседневных задач, чрезмерно критичны к себе.

Излишне заниженная или не в меру высокая самооценка разрушают процесс самоуправления, искривляет самоконтроль. Особенно это видно в процессе общении, где личности с высокой и низкой самооценкой являются основанием конфликтов.

При завышенной самооценке конфликтные ситуации завязываются изза пренебрежительного взгляда к другим индивидам и неуважительного обращения с ними, чрезмерно резкие и необоснованные высказывания в их сторону, нетерпимость к посторонней точки зрения, проявление гордыни и зазнайства. Малая критичность к себе препятствует им обнаруживать, как они оскорбляют других людей своим высокомерием и неоспоримостью своих суждений [15; 41].

С низкой самооценкой конфликты могут быть в результате чрезвычайной критичности этих людей. Они весьма требовательны к другим, не прощают единого просчета или ошибок, расположены непрерывно подчеркивать недостатки других.


Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, появляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности.

А.И. Липкина утверждает, что: «личная самооценка является ключевым фактором в том, что творится в духовном мире человека, в его взаимоотношениях с другими людьми».В своей теории она полагает, что высокая и низкая самооценки в равноправной мере являются неблагоприятными потому, что в первом случае есть опасность формирования и хранения множества негативных качеств, таких как нетерпимость к взглядам других, высокомерность, во втором трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативности [26; 35].

Самооценка личности связана с одной из главных потребностей человека потребность в самоутверждении, стремление человека отыскать свое место в жизни, утвердиться как член общества в глазах социума и в личном своем суждении. Самооценке отводят центральную роль во всеобщем контексте формирования личности ее потенциалов, возможностей, направления, активности, социальной значимости. Ценностные ориентации, которыми обладает личность, составляет основу самооценки обусловливающие специфику её функционирования как механизма регуляции и усовершенствования. Самооценка, пребывая когнитивной составляющей Я -концепции, принимает участие в ходе выбора мотивов, отвечающих личностным ценностям, появляясь в некоторой степени психологическим регулятором отношений между индивидом и обществом, таким способом, воздействуя на связи между людьми.

Склонность к какому - либо определенному виду самооценки является довольно устойчивым личностным качеством. Множество из того, что человек выполняет или отказывается выполнять, зависит от его уровня самооценки. У людей, которые не считают себя весьма одаренными, отсутствует стремление к достаточно высоким целям не проявляют расстройства, когда у них не получается что-либо выполнить хорошо. Индивид, который считает себя никчемным, ничего не представляющим из себя, чаще всего нехотя применяет старания, для того чтобы усовершенствовать свою личную жизнь. С другой стороны, те, кто значительно себя оценивают, часто склонны действовать с высоким напряжением. Такие люди полагают ниже своего достоинства делать недостаточно хорошо [30; 72].



Индивид с завышенным уровнем самооценки воспринимает самого себя как более достойную и способную личность, чем человек с заниженным уровнем самооценки. Интересен факт того, что негативное самовосприятие приводит к наиболее предсказуемому поведению, чем позитивное [24].

Таким образом, в современной психологической науке понятие «самооценки» выделяют как сложную систему, которая определяет характер отношения человека к самому себе, оценивание самого себя, своих потенциалов, личностных качеств, отношение к своим успехам и неудачам, а также своего положения среди других людей. Самооценка выступает в качестве центрального компонента личности, как основное личностное образование, которое непосредственно принимает участие в роли регулятора поведением человека. Высокая самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Низкая самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, проявляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности, безынициативность. В данном исследовании мы будем придерживаться позиции А.И.Липкиной, в своей теории она полагает, что высокая и низкая самооценки в равноправной мере являются неблагоприятными потому, что в первом случае есть опасность формирования и хранения множества негативных качеств, таких как нетерпимость к взглядам других, высокомерность, во втором трудности в общении с другими людьми, отсутствие инициативности.



1.3. Психологические характеристики юношеского возраста




Юность рассматривают как психологический возраст перехода к самостоятельности, независимости, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданскойзрелости, формирования мировоззрения, нравственного сознания и самосознания. Многие ученые выделяют разные возрастные рамки этого периода. И.Ю. Обозова выделяет старший школьный возраст – ранняя юность 16-17 лет, юность – от 17 до 2023 лет. B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет).

Юность это пора выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности, дальнейшее обучение в вузе, создание семьи, для юношей служба в армии [29; 210].

Социальная ситуация развития характеризуется в главном моменте, старшие школьники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ф. А. Райс отмечал, что «юношей и девушек ожидает трудовая деятельность и найти свое место в жизни (хочется отметить, что эти процессы очень вариативны)». Поэтому меняются запросы к старшим школьникам и условия, при которых совершается его формирование как личности: они должны быть подготовлены к работе, к семейной жизни, к исполнению гражданских обязанностей [35; 129].

Юность, с точки зрения В.И. Слободчикова, завершающая стадия периода персонализации. «Главными новообразованиями юношеского возраста являются саморефлексия, осмысление собственной индивидуальности, построение жизненных планов, готовность самоопределиться, установка на осознанное построение собственной жизни, поэтапное вхождение в многообразные сферы жизни» [32; 204].

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, присущая черта юношества. Выбор профессии приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, увлечений, так и от других различных мотивов, вызываемых ситуацией выбора.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивация, связанная с будущим, начинает побуждать учебную деятельность. Начинает, проявляется высокая избирательность к определенным учебным предметам. Основным мотивом познавательной деятельности выступает стремление приобрести профессию.

В юношеском возрасте мышление обретает личностный эмоциональный характер. Возникает интерес к теоретическим и мировоззренческим вопросам. Эмоциональное состояние выражается в особенностях переживаний по поводу своих личных возможностей, способностей и личностных качеств. Интеллектуальное развитие проявляется в стремление обобщать, поиск закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно
-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность, неприятие лицемерия, ханжества, грубости [35].

Юность является решающим этапом формирования мировоззрения. Мировоззрение, как отмечает Ю.Н. Володина: «это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, волнение, которое сопровождается чувством их искренности, правильности». Именно поэтому мировоззрение объединено с решением в юности жизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним [9; 65-70].

Мировоззренческий поиск содержит в себе социальную ориентацию личности, осмысление себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Это всё связанно с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией формирования интеллекта, с раскрытием своего духовного мира.

Открытие своего духовного мира, его эмансипация от взрослых основное приобретение юности. Весь внешний мир воспринимает через себя. Появляется стремление к самоанализу и потребность обобщать, систематизировать свои знания о себе (понять свой характер, свои чувства, действия, поступки). Происходит соотношение себя с идеалом, проявляется возможность самовоспитания. Усиливается волевая регуляция, а также стремление к самоутверждению.

Происходит самооценивание своей внешности (в особенности у девушек). Юноши сильно испытывают наблюдаемые у себя признаки реального или мнимого лишнего веса, слишком большого или слишком маленького, как им кажется, роста, другие элементы внешности.

Одна из значимых психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я» [10].

Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых.

Семья остается тем местом, где они себя ощущают наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются животрепещущие перспективы, главным образом профессиональные. Жизненные