ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса
Выпускная квалификационная работа
ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ
Зам. директора по организации образовательного процесса
_______________Писарева Д.А.
Исполнитель
Самойловская
Ксения Андреевна
Специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
группа 46
Научный руководитель
ОЦЕНКА_________________
_________ Председатель ГЭК
Кадочникова
Ольга Владимировна
Рецензент
Чащина
Татьяна Васильевна
Каменск-Уральский
2022
Задание по практической части выпускной квалификационной работы в период прохождения преддипломной практики
Обучающегося 46 группы специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Самойловской Ксении Андреевны
Тема ВКР: Урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса
Вид ВКР (опытно-практическая, опытно-экспериментальная)
Содержание деятельности |
1. Систематизировать методические материалы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на уроках русского языка. 2. Провести диагностику (первичную и повторную) формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса. 3. Провести 8 уроков русского языка с использованием приемов формирования познавательных УУД. 4. Сделать выводы об эффективности использования приемов формирования познавательных УУД на уроках русского языка у обучающихся второго класса. 5. Скорректировать при необходимости содержание конструктов уроков 6. Получить отзыв специалиста о проведенной работе 7.Систематизировать материалы диагностики и конструкты уроков русского языка по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса и представить педагогическому сообществу (публикации, выступления в ОО) |
Задание утверждено
дата______________
Научный руководитель
_________________________/________________________________
Председатель комиссии
_________________________/_______________________________
График выполнения выпускной квалификационной работы
Тема: урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.
Этап | Срок выполнения | Содержание деятельности | Дата консультации | Отметка о выполнении, подпись руководителя |
Организационный | сентябрь | Выбор руководителя и темы ВКР | | |
Планирование исследования | октябрь | Формулировка научного аппарата исследования | | |
Составление плана исследования | | | ||
Поиск информационных источников исследования | | | ||
Контроль выполнения графика (полусеместровая аттестация) | ||||
Выполнение теоретической части исследования | ноябрь-январь | Поиск и отбор информационного материала для реализации задач теоретической части исследования | | |
Защита теоретической части исследования | январь | Представление теоретической части исследования | | |
Контроль выполнения графика (промежуточная аттестация) | ||||
Выполнение практической части исследования | февраль-апрель | Поиск и отбор информационного материала для реализации задач практической части исследования | | |
Контроль выполнения графика (полусеместровая аттестация) | ||||
Защита задания по реализации практической части исследования в период прохождения преддипломной практики | апрель | Представление практической части ВКР | | |
Подведение итогов исследования | май | Формулировка выводов исследования | | |
Нормоконтроль ВКР | июнь | Оформление ВКР в соответствии с требованиями Положения об УИДО | | |
Защита ВКР | июнь | Создание защитного слова, мультимедийной презентации для защиты ВКР Знакомство с отзывом руководителя и рецензией Оформление электронного портфолио | | |
Содержание
Введение 6
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка 10
1.1 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 10
1.2 Особенности урока русского языка 18
1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 34
Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык» 47
2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса 47
2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса 50
2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса 134
Заключение 137
Список использованных источников 141
Приложение А 145
Приложение Б 149
Приложение В 154
Приложение Г 158
Приложение Д 161
Приложение Е 164
Приложение Ж 165
Введение
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи. Другими словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности [1, с.34].
В этих условиях актуальной становится проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (далее – УУД).
Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Они позволяют детям использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала [4, с.13].
Урок русского языка является для младших школьников основой всей образовательной деятельности, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Особенность урока русского языка в том, что основная цель изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов [15, с.97].
Уроки предмета русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, преобладает недостаточная степень их сформированности в начальной школе [15, с.124].
Школьники младших классов на уроках русского языка осваивают, прежде всего, целостное представление и понятие о языке. В то же время именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Таким образом, уроки русского языка могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы.
Проблема исследования: как формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка у обучающихся второго класса.
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.
Предмет исследования – урок русского языка как одно из средств формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование и разработка конструктов уроков учебного предмета «русский язык», направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока русского языка.
2. Описать опытно-практическую работу по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока русского языка.
Гипотеза исследования: следует ожидать, что уроки русского языка будут способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.
Методы исследования:
1. По этапам поиска:
-
метод отбора материала; -
метод теоретической интерпретации; -
метод направленного преобразования.
2. По уровню проникновения, в сущности:
-
эмпирический: -
изучение литературы; -
изучение результатов деятельности; -
наблюдение; -
теоретический: -
анализ и синтез; -
моделирование;
3. По функциям: