ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конструкт №8
Тема урока: Правила правописания.
Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности
Цель урока: формировать умение находить и формулировать правила, классифицировать в процессе повторения темы урока «Правила правописания».
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, настойчивость, ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.
Задачи:
Воспитательная: формировать навыки отзывчивости, настойчивости, ценностного отношения к учебе.
Развивающая: формировать умение обучающиеся осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике; находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.
Образовательная: актуализировать знания о правилах правописания изученных орфограмм, закрепить умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.
Принципы обучения и воспитания:
-
Принцип гуманизма -
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом -
Принцип культуросообразности -
Принцип деятельности -
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания:
-
Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример. -
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение. -
Методы стимулирования: поощрение. -
По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические. -
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа; -
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. -
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационное: мультимедийная презентация
Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.
Информационные источники:
-
Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.). -
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). -
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». -
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс. -
Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.
Структура урока:
-
Организационно-мотивационный этап. -
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. -
Применение знаний и умений в новой ситуации. -
Физминутка. -
Обобщение и систематизация знаний. -
Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога) | Методы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемый результат (с учетом формируемых УУД) |
1. Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | • Беседа • Формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - Ребята, для того чтобы наш урок прошел как можно интересно и весело, давайте пожелаем друг другу добрые слова! | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений. Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока. | • Беседа • повторение • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток. - Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение - А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку. В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатится бы могла. (О) - Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква О. - Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы «О», соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки. - Сравните букву с образцом на слайде и подчеркните ту, которая получилась красивее! - Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, предлагаю обратить внимание на слайд. - Кто-то запачкал чернилами слова, и некоторые буквы теперь в кляксах. Вам необходимо: вставить пропущенные буквы в слова и подчеркнуть их. Работаете в тетрадях. Б_рёза, _сина, м_алина, з_мляника, яг_да, м_рковь, к_пуста. - Давайте проверим. - *Имя*, прочитай слова и назови букву, которую ты вставила. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. Если не согласны, поднимите красный сигналик. - Молодцы! Посмотрите, кляксы исчезли. - Ребята, я заготовила для вас предложение, но из-за сильного ветра слова разлетелись, предложение рассыпалось. Восстановим его? - Запишите предложение в тетрадь. - Кто желает выйти и поработать у доски? Птич_и, сп_сают, от, к_рмушки, хол_да, птиц. - Давайте проверим. - Какие буквы в корне слова надо проверять? (спасают-спас, кормушки-корм, холода-холодный) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (ответы детей) - Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока: Првл првпсн - Тема урока: Правила правописания. - Предположите, какой будет цель урока? - Цель урока: закрепить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. - На уроке мы будем вспоминать и закреплять свои знания о правилах правописания. | Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы. |
3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Задача: выявить пути решения проблемы. | • Беседа • Упражнения • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований Прием «Найди лишнее» | - Ребята, скажите, а для чего нужно знать правила орфографии? (ответы детей) - Изучать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. - Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово». - На слайде слова, ваша задача – вставить пропущенные буквы, подчеркните их, в каждой строчке найти лишнее слово: Фу_бол, во_зал, рю_зак, тр_ка. М_шина, б_рёза, м_тро, ст_на. - Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный ставим знак «+», если неверный, ставим знак «-». (Проверяют) - Поменяйтесь тетрадями обратно. - Какое слово в первой строчке лишнее? (Трубка) - Почему слово «трубка» лишнее? Какая там орфограмма? (Проверяемая согласная в корне слова) - К слову «трубка» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Трубка – трубочка) - А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой согласной в корне, их нужно запомнить) - Какое слово во второй строчке лишнее? (Стена) - Почему слово «стена» лишнее? Какая орфограмма? (Проверяемая гласная в корне слова) - К слову «стена» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Стена-стены) - А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой гласной в корне, их нужно запомнить) - Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо помните правила правописания! - Откройте учебник на стр. 127, найдите упр.221. - Сейчас мы по цепочке будем читать первые две строчки, объяснять правило правописания и записывать в тетрадь, подчеркивая орфограммы. (Выполняют упражнение) - Москва (словарное слово), дожди-дождик (безударная гласная в корне слова), сугроб-сугробы (парная согласная в корне слова), стакан (словарное слово), Алёша (собственные имена существительное), пчела-пчёлы (безударная гласная в корне), мороз (словарное слово), ученик-учёный (безударная гласная в корне), Россия (двойные согласные в корне слова), синичка (словарное слово), ручьи (разделительный ь), ночной (правописание чк/чн-пишется без ь). - Давайте составим с одним из слов распространенное предложение. (Дети называют варианты) - Я предлагаю записать такое предложение: Сильный дождь стучал по крышам. - Вам нужно записать его, подчеркнуть в нем грамматическую основу и подписать над всеми словами части речи. - *Имя*, выйди, пожалуйста, к доске и запиши это предложение. (работает у доски, остальные проверяют) - Ребята, давайте проверим. Вы согласны? - Я вижу, что вы немного устали, предлагаю передохнуть. | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы. |
4. Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот». - Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне. - Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад) - Всем понятно? Тогда начнем: шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье. - Следующая игра называется «Один-много». Я буду называть один предмет и кидать вам мяч. Ваша задача-поймать мяч, назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч мне. - Ребята, присаживайтесь тихонько на свои места. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию. |
5. Обобщение и систематизация знаний. Задача: закрепить полученные знания. | • Упражнения • Создание ситуации успеха • Поощрение и порицание • Предъявление педагогических требований • Оперативный контроль | - Для того чтобы закрепить полученные знания, предлагаю выполнить упр. 224 на стр. 129: - Вам нужно: расшифровать скороговорку, записать ее в тетрадь, подчеркнуть в словах изученные орфограммы. - Задание выполняете самостоятельно. - Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный – «+», если неверный – «-». Образец на слайде: Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе. - Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки? У кого 1-2? У кого 3 ошибки? - Я вижу, что вы все смогли справиться с этим заданием, молодцы! | Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; ориентироваться в учебнике, осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму. |
6. Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течение урока. | • Предъявление педагогических требований • рефлексия и самопознание | - А наш урок подходит к концу. - Пора подводить итоги урока. - Кто напомнит, какая была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? () - Мы её выполнили? - Что мы для этого сделали? - Что вспомнили на уроке? (Правила правописания) - О каких орфограммах говорили на уроке? (Слова с безударной гласной, парной согласной, разделительным ь) - Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (Правила правописания) - Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным? - Спасибо за ваши ответы. -Предлагаю завершить урок с помощью приёма «Чемодан, корзина, мясорубка». В чемодан вам нужно «поместить» то, что на ваш взгляд было для вас сегодня полезным, что вы унесёте с собой. В мясорубку то, над чем вам ещё стоит подумать. А в корзину - то, что для вас было бесполезным или то, что вы раньше считали правильным, а сейчас поняли, что это вовсе не так и от таких убеждений следует избавиться. - Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок и многие знания пригодятся вам в дальнейшем. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. -Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это. - Всех благодарю за работу. Урок окончен. | Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. |
2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса
Для подтверждения гипотезы данного исследования и оценки эффективности практических материалов данной выпускной квалификационной работы в мае 2022 года было организовано педагогическое наблюдение за проявлениями познавательных УУД у обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома» при проведении уроков русского языка на темы: «Текст», «Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности», «Предложение», «Текст. Части текста», «Предложение. Члены предложения», «Слово. Однокоренные слова», «Части речи», «Правила правописания». Повторная диагностика предполагала также использование методик диагностики формирования познавательных УУД: «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), «Тест (Найди несколько различий)».
Данные педагогического наблюдения за проявлениями познавательных УУД у обучающихся второго Б класса представлены в Приложении Б.
По результатам наблюдений формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса на 8 уроках русского языка можно констатировать, что познавательные УУД, проявляющиеся сформированностью умений устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей проявляются на среднем уровне. Познавательные УУД, проявляющиеся в следующих умениях: устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей, сформированы на высоком уровне у 17 обучающихся, в достаточной мере проявляются у 8 обучающихся, у 2 обучающихся недостаточно. Динамика проявления данных умений положительно меняется от первого к восьмому уроку русского языка у 6 обучающихся класса.
Таким образом, данные педагогического наблюдения позволяют утверждать, что
организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД положительно влияет на формирование познавательных УУД обучающихся 2 класса.
Анализ данных педагогического наблюдения позволяет утверждать, что обучающиеся второго Б класса на уроках русского языка проявляли в достаточной мере такие умения как устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей. На уроках русского языка обучающиеся проявили себя заинтересованно, быстро вовлекались в деятельность, проявляли готовность к сотрудничеству, активно отвечали на вопросы, проявляли навыки работы в паре, не в полном объёме работали с информацией, недостаточно проявляли определение результатов деятельности. Результаты педагогического наблюдения учитывались при разработке конструктов уроков русского языка.
Повторная диагностика формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса была проведена на этапе завершения работы с использованием аналогичных входной диагностики стандартизированных методик. В процессе выполнения диагностических заданий у детей проявились умения анализировать, сравнивать и пользоваться символами в интеллектуальной деятельности. Данные повторной диагностики представлены в приложении В. Они свидетельствуют о том, что у 30% обучающихся класса наблюдается положительная динамика формирования познавательных УУД. Это подтверждает данные по показателям умение анализировать, сравнивать, умение пользоваться символами в интеллектуальной деятельности. Считаем, что улучшению показателей способствовала работа посредством организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД. Повторная диагностика показала стабильные результаты по показателям сформированности умения анализировать, сравнивать у 70% обучающихся класса. Стабильные результаты обеспечивались работой посредством организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД и организацией индивидуальной работы с обучающимися. Данные результаты позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД стала эффективной, что подтверждает гипотезу данного исследования.