Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Конструкт №8

Тема урока: Правила правописания.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать умение находить и формулировать правила, классифицировать в процессе повторения темы урока «Правила правописания».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки отзывчивости, настойчивости, ценностного отношения к учебе.

Развивающая: формировать умение обучающиеся осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике; находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательная: актуализировать знания о правилах правописания изученных орфограмм, закрепить умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы, группировать слова с одинаковыми орфограммами.


Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация

Индивидуальное: сигнальные карточки, рабочая тетрадь, пенал, карточки с заданиями.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.

Ход урока

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• Беседа

• Формирование готовности к восприятию

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Перед тем, как сесть, давайте проверим, все ли у вас есть на партах: учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. Если у вас чего-то нет, попросите у своего соседа. Сейчас присядут девочки, теперь мальчики.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Ребята, для того чтобы наш урок прошел как можно интересно и весело,

давайте пожелаем друг другу добрые слова!

Личностные:

обучающиеся проявляют отзывчивость и желание оказывать помощь.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• Беседа

• повторение

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль



- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, классная работа. Кто написал, ручку на локоток.

- Ребята, мы сейчас с вами проведем минутку чистописания. Но для начала нам нужно размять наши пальчики. Будем выполнять упражнение

- А для того чтобы узнать, какую букву мы сегодня с вами отработаем и вспомним, как она правильно пишется по образцу, я предлагаю вам отгадать загадку.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатится бы могла. (О)

- Обратите внимание на слайд и внимательно посмотрите, как правильно пишется заглавная буква О.

- Отступаем красную строку и начинам прописывать одну строчку заглавной буквы «О», соблюдая между буквами одинаковое расстояние до конца строки.



- Сравните букву с образцом на слайде и подчеркните ту, которая получилась красивее!

- Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, предлагаю обратить внимание на слайд.

- Кто-то запачкал чернилами слова, и некоторые буквы теперь в кляксах. Вам необходимо: вставить пропущенные буквы в слова и подчеркнуть их. Работаете в тетрадях.

Б_рёза, _сина, м_алина, з_мляника, яг_да, м_рковь, к_пуста.

- Давайте проверим.

- *Имя*, прочитай слова и назови букву, которую ты вставила. Остальные ребята внимательно слушают и проверяют. Если не согласны, поднимите красный сигналик.

- Молодцы! Посмотрите, кляксы исчезли.

- Ребята, я заготовила для вас предложение, но из-за сильного ветра слова разлетелись, предложение рассыпалось. Восстановим его?

- Запишите предложение в тетрадь.

- Кто желает выйти и поработать у доски?

Птич_и, сп_сают, от, к_рмушки, хол_да, птиц.

- Давайте проверим.

- Какие буквы в корне слова надо проверять? (спасают-спас, кормушки-корм, холода-холодный)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (ответы детей)

- Обратите внимание на слайд и попробуйте прочитать тему урока:

Првл првпсн

- Тема урока: Правила правописания.

- Предположите, какой будет цель урока?

- Цель урока: закрепить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

- На уроке мы будем вспоминать и закреплять свои знания о правилах

правописания.

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; работать с информацией; осуществлять анализ; осуществлять обобщение; классифицировать; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные:

обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• Беседа

• Упражнения

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований
Прием «Найди лишнее»

- Ребята, скажите, а для чего нужно знать правила орфографии? (ответы детей)

- Изучать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного.

- Предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово».

- На слайде слова, ваша задача – вставить пропущенные буквы, подчеркните их, в каждой строчке найти лишнее слово:

Фу_бол, во_зал, рю_зак, тр_ка.

М_шина, б_рёза, м_тро, ст_на.

- Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный ставим знак «+», если неверный, ставим знак «-». (Проверяют)

- Поменяйтесь тетрадями обратно.

- Какое слово в первой строчке лишнее? (Трубка)

- Почему слово «трубка» лишнее? Какая там орфограмма? (Проверяемая согласная в корне слова)

- К слову «трубка» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Трубка – трубочка)

- А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой согласной в корне, их нужно запомнить)

- Какое слово во второй строчке лишнее? (Стена)

- Почему слово «стена» лишнее? Какая орфограмма? (Проверяемая гласная в корне слова)

- К слову «стена» мы можем подобрать проверочное слово, какое? (Стена-стены)

- А остальные слова какие? (Слова с непроверяемой гласной в корне, их нужно запомнить)

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо помните правила правописания!

- Откройте учебник на стр. 127, найдите упр.221.

- Сейчас мы по цепочке будем читать первые две строчки, объяснять правило правописания и записывать в тетрадь, подчеркивая орфограммы. (Выполняют упражнение)

- Москва (словарное слово), дожди-дождик (безударная гласная в корне слова), сугроб-сугробы (парная согласная в корне слова), стакан (словарное слово), Алёша (собственные имена существительное), пчела-пчёлы (безударная гласная в корне), мороз (словарное слово), ученик-учёный (безударная гласная в корне), Россия (двойные согласные в корне слова), синичка (словарное слово), ручьи (разделительный ь), ночной (правописание чк/чн-пишется без ь).

- Давайте составим с одним из слов распространенное предложение. (Дети называют варианты)

- Я предлагаю записать такое предложение: Сильный дождь стучал по крышам.

- Вам нужно записать его, подчеркнуть в нем грамматическую основу и подписать над всеми словами части речи.

- *Имя*, выйди, пожалуйста, к доске и запиши это предложение. (работает у доски, остальные проверяют)

- Ребята, давайте проверим. Вы согласны?

- Я вижу, что вы немного устали, предлагаю передохнуть.

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; работать с информацией; ориентироваться в учебнике, находить и формулировать правила; осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; осуществлять обобщение; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

обучающиеся демонстрируют знания о правилах правописания изученных орфограмм, умения различать орфограммы, определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму, выбирать правильное написание буквы в месте орфограммы.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Встаньте со своих мест так, чтобы никому не мешать. Я предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».

- Я произнесу слово и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кому брошен мяч, должен поймать его, назвать слово, противоположное по значению, и возвратить мяч мне.

- Например, я говорю слово "вперед". Какое слово нужно произнести в ответ?» (Назад)

- Всем понятно? Тогда начнем:

шум — тишина, день — ночь, храбрость — трусость, война — мир, радость — грусть, враг — друг, молодость — старость, доброта — злость, правда — ложь, счастье — горе, находка — потеря, труд — безделье.

- Следующая игра называется «Один-много». Я буду называть один предмет и кидать вам мяч. Ваша задача-поймать мяч, назвать слово, обозначающее много таких предметов, и бросить мяч мне.

- Ребята, присаживайтесь тихонько на свои места.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• Упражнения

• Создание ситуации успеха

• Поощрение и порицание

• Предъявление педагогических требований

• Оперативный контроль

- Для того чтобы закрепить полученные знания, предлагаю выполнить упр. 224 на стр. 129:



- Вам нужно: расшифровать скороговорку, записать ее в тетрадь, подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

- Задание выполняете самостоятельно.

- Давайте проверим. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, если ответ верный – «+», если неверный – «-». Образец на слайде:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

- Поднимите руку те, у кого ни одной ошибки? У кого 1-2? У кого 3 ошибки?

- Я вижу, что вы все смогли справиться с этим заданием, молодцы!

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её; ориентироваться в учебнике, осмысленно читать текст, осуществлять анализ и синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения определять орфограммы, находить по изученным признакам орфограмму, подчеркивать орфограмму.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• Предъявление педагогических требований

• рефлексия и самопознание

- А наш урок подходит к концу.

- Пора подводить итоги урока.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой? ()

- Мы её выполнили?

- Что мы для этого сделали?

- Что вспомнили на уроке? (Правила правописания)

- О каких орфограммах говорили на уроке? (Слова с безударной гласной, парной согласной, разделительным ь)

- Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (Правила правописания)

- Что было трудным на уроке? Почему? Как, по-вашему, был ли урок полезным?

- Спасибо за ваши ответы.

-Предлагаю завершить урок с помощью приёма «Чемодан, корзина, мясорубка». В чемодан вам нужно «поместить» то, что на ваш взгляд было для вас сегодня полезным, что вы унесёте с собой. В мясорубку то, над чем вам ещё стоит подумать. А в корзину - то, что для вас было бесполезным или то, что вы раньше считали правильным, а сейчас поняли, что это вовсе не так и от таких убеждений следует избавиться.

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно слышать, что вам понравился урок и многие знания пригодятся вам в дальнейшем.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

-Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.




2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса



Для подтверждения гипотезы данного исследования и оценки эффективности практических материалов данной выпускной квалификационной работы в мае 2022 года было организовано педагогическое наблюдение за проявлениями познавательных УУД у обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома» при проведении уроков русского языка на темы: «Текст», «Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности», «Предложение», «Текст. Части текста», «Предложение. Члены предложения», «Слово. Однокоренные слова», «Части речи», «Правила правописания». Повторная диагностика предполагала также использование методик диагностики формирования познавательных УУД: «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), «Тест (Найди несколько различий)».

Данные педагогического наблюдения за проявлениями познавательных УУД у обучающихся второго Б класса представлены в Приложении Б.

По результатам наблюдений формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса на 8 уроках русского языка можно констатировать, что познавательные УУД, проявляющиеся сформированностью умений устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей проявляются на среднем уровне. Познавательные УУД, проявляющиеся в следующих умениях: устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей, сформированы на высоком уровне у 17 обучающихся, в достаточной мере проявляются у 8 обучающихся, у 2 обучающихся недостаточно. Динамика проявления данных умений положительно меняется от первого к восьмому уроку русского языка у 6 обучающихся класса.

Таким образом, данные педагогического наблюдения позволяют утверждать, что
организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД положительно влияет на формирование познавательных УУД обучающихся 2 класса.

Анализ данных педагогического наблюдения позволяет утверждать, что обучающиеся второго Б класса на уроках русского языка проявляли в достаточной мере такие умения как устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей. На уроках русского языка обучающиеся проявили себя заинтересованно, быстро вовлекались в деятельность, проявляли готовность к сотрудничеству, активно отвечали на вопросы, проявляли навыки работы в паре, не в полном объёме работали с информацией, недостаточно проявляли определение результатов деятельности. Результаты педагогического наблюдения учитывались при разработке конструктов уроков русского языка.

Повторная диагностика формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса была проведена на этапе завершения работы с использованием аналогичных входной диагностики стандартизированных методик. В процессе выполнения диагностических заданий у детей проявились умения анализировать, сравнивать и пользоваться символами в интеллектуальной деятельности. Данные повторной диагностики представлены в приложении В. Они свидетельствуют о том, что у 30% обучающихся класса наблюдается положительная динамика формирования познавательных УУД. Это подтверждает данные по показателям умение анализировать, сравнивать, умение пользоваться символами в интеллектуальной деятельности. Считаем, что улучшению показателей способствовала работа посредством организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД. Повторная диагностика показала стабильные результаты по показателям сформированности умения анализировать, сравнивать у 70% обучающихся класса. Стабильные результаты обеспечивались работой посредством организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД и организацией индивидуальной работы с обучающимися. Данные результаты позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД стала эффективной, что подтверждает гипотезу данного исследования.