ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список использованных источников
-
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2021. – 5 июл. – URL: https://base.garant.ru/400907193. -
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). – Текст: непосредственный. -
Андреева, О.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством эффективной мотивации обучающихся как условие достижения стратегических целей ФГОС основного общего образования. Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку / О.С. Андреева; под ред. О.А. Скрябина. – Рязань: Просвещение, 2014. – 309 с. – Текст: непосредственный. -
Арсланьян, В.П. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект) / В.П. Арсальян; под ред. В.П. Арсланьян, Г.А. Стюхина. - Москва: Просвещение, 2013. – 89 с. – Текст: непосредственный. -
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный. -
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2011. – 159 с. – Текст: непосредственный. -
Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие / М.Т. Баранова. – Москва: Педагогика, 2011. – 364 с. – Текст: непосредственный. -
Берберян, А.С. Проблемы современного образования / А.С. Барберян, Б.А. Дорошин, И.Г. Дорошина. – Прага: ООО Научно-издательский цент «Социосфера», 2014. – 248 с. - Текст: непосредственный. -
Битянова, М.Р. Универсальные учебные действия. Теория и практика проектирования: научно-методическое пособие / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая; под ред. С.Г. Яковлева. - Самара, Волжское кн. изд-во, 2013. - 194 с. - Текст: непосредственный. -
Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4 / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконин. – Москва, 1984. – 432 с. – Текст: непосредственный. -
Емельянова, Т.В. Педагогика начального образования: учебно-методическое пособие / Т.В. Емельянова. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 51 с. - Текст: непосредственный. -
Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л.Ф. Климанова. – Текст: непосредственный // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – Москва, 2010. - № 125. – С. 10. -
Рамзаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т.Г. Рамзаева. – Москва: АСТ, 2013. – 168 с. - Текст: непосредственный. -
Демидова, Т.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения / Т.Е. Демидова. - Брянск: Просвещение, 2011. – 234 с. – Текст: электронный // serach.rsl.ru : [сайт]. – 2011. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005400410 (дата обращения: 25.01.22). -
Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина. – Москва: Просвещение, 2014. – 203 с. – Текст: электронный // catalog.prosv.ru : [сайт]. – 2014. – URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/bf73153b-a66f-11e2-a97f-0050569c0d55.pdf (дата обращения: 13.04.2022). -
Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / И.М. Осмоловская. – Текст: электронный // elibrary : [сайт]. – 2018. – 2 март. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796305 (дата обращения: 23.05.2021). -
Раковчена, С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников / С.С. Раковчена – Москва: Просвещение, 2015. – 132 с. – Текст: электронный // cyberleninka.ru : [сайт]. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 15.02.2022) -
Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.А. Федосова. – Текст: электронный // Управление начальной школой : [сайт]. – 2020. – 12 февр. - URL: http://blog.zabedu.ru/garmoniya (дата обращения: 15.08.21). -
Филимонова, Ю.С. Диагностика познавательных процессов у младших школьников / Ю.С. Филимонова. – Текст: электронный // Академия развития творчества : [сайт]. – 2020. – 8 декабря. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/36303-diagnostika-poznavatelynyh-processov-u-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 21.03.2022). -
Хуторской, А.В. Что такое современный урок. / А.В. Хуторской. – Текст: электронный // Интернет-журнал «Эйдос» : [сайт]. – 2016. – 23 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529 (Дата обращения: 25.12.21). -
Шарипова, М.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: монография / М.В. Шарипова. - Текст: электронный // elibrary : [сайт]. – 2021. – 13 апр. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23670461 (дата обращения: 24.12.2021). -
Копилка уроков. Диагностика младших школьников. – Текст: электронный // kopilkaurokov.ru : [сайт]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/testi/diaghnostikamladshikhshkolnikovtiesty (дата обращения: 10.03.2022). -
Cyberpedia. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю.Панасюка). – Текст: электронный // Сyberpedia.su : [сайт]. – URL: https://cyberpedia.su/9x131c8.html?ysclid=l2kv3639uf (дата обращения: 28.09.2021).
Приложение А
Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образование «Аксиома»
Дата проведения: 04.05.2022
Количество обучающихся: 27
Цель: организация педагогического наблюдения за проявлениями познавательных УУД.
Имя | Познавательные УУД | Итог | ||
Умение анализировать, сравнивать | Умение пользоваться символами | | ||
Обучающийся №1 | 1 | 2 | 1,5 | |
Обучающийся №2 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №3 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №4 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №5 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №6 | 1 | 1 | 1 | |
Обучающийся №7 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №8 | 1 | 1 | 1 | |
Обучающийся №9 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №10 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №11 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №12 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №13 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №14 | 1 | 0 | 0,5 | |
Обучающийся №15 | 0 | 1 | 0,5 | |
Обучающийся №16 | 1 | 2 | 1,5 | |
Обучающийся №17 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №18 | 1 | 2 | 1,5 | |
Обучающийся №19 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №20 | 1 | 0 | 0,5 | |
Обучающийся №21 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №22 | 2 | 1 | 1,5 | |
Обучающийся №23 | 2 | 2 | 2 | |
Обучающийся №24 | 1 | 1 | 1 | |
Обучающийся №25 | 1 | 1 | 1 | |
Обучающийся №26 | 0 | 1 | 0,5 | |
Обучающийся №27 | 1 | 2 | 1,5 | |
Итог по критериям | 1,5 | 1,4 | |
2 балла – показатель сформирован в полном объёме.
1 балл – показатель сформирован недостаточно.
0 баллов – показатель не проявлен.
Показатель «умение анализировать, сравнивать» в полном объёме сформирован у 56% обучающихся. Недостаточно сформирован у 37% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.
Показатель «умение пользоваться символами» в полном объёме сформирован у 44% обучающихся. Недостаточно сформирован у 49% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.
Итого (в %) | Познавательные УУД | |
умение анализировать, сравнивать | умение пользоваться символами | |
2 балла (высокий) | 56 | 44 |
1 балл (средний) | 37 | 49 |
0 баллов (низкий) | 7 | 7 |
Таким образом, показатель «умение пользоваться символами» проявляется на среднем уровне. Недостаточно сформировано «умение анализировать, сравнивать». Наиболее сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №5, №7, №9, №10, №12, №17, №21, №23. Недостаточно сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №14, №15, №20, №26.
Рекомендации: на основании данных входной педагогической диагностики можно утверждать, что показатели формирования познавательных УУД проявляются на среднем уровне, поэтому необходимо на уроках русского языка продолжить работу по совершенствованию данных умений. Учитывая, что в классе есть обучающиеся у которых данные умения сформированы на низком уровне необходимо на каждом уроке русского языка использовать приёмы формирования познавательных УУД, а также организовать индивидуальную работу с обучающимися в данном направлении.
Приложение Б
Результаты наблюдений формирования познавательных УУД на уроках русского языка у обучающихся второго Б класса МАОУ «Центр образования «Аксиома»
Имя | Познавательные УУД | Итог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
умеют устанавливать причинно-следственные связи | умеют сопоставлять, классифицировать по заданным признакам | умеют составлять тексты по теме, рисунку | умеют воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений | умеют обобщать и делать выводы | умеют осуществлять синтез как составление целого из частей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | ||||||||
Обучающийся 1 | + | - | - | + | - | + | - | + | - | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - | + | + | + | + | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | + | 27 «+», 21 «-» | |||||||
Обучающийся 2 | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | 24 «+», 24 «-» | |||||||
Обучающийся 3 | + | - | - | + | - | + | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | - | + | - | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | - | + | + | 27 «+», 21 «-» | |||||||
Обучающийся 4 | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | - | + | - | + | + | + | - | - | - | + | + | - | 23 «+», 21 «-» | |||||||
Обучающийся 5 | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | 36 «+», 12 «-» | |||||||
Обучающийся 6 | - | - | - | + | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 24 «+», 24 «-» | |||||||
Обучающийся 7 | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | 34 «+», 14 «-» | |||||||
Обучающийся 8 | - | - | - | + | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 22 « +», 26 «-» | |||||||
Обучающийся 9 | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | 37 «+», 11 «-» | |||||||
Обучающийся 10 | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | + | 37 «+», 11 «-» | |||||||
Обучающийся 11 | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | - | + | + | - | - | + | - | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 26 «+», 22 «-» | |||||||
Обучающийся 12 | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | 39 «+», 9 «-» | |||||||
Обучающийся 13 | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | 30 «+», 18 «-» | |||||||
Обучающийся 14 | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | + | + | - | + | - | - | - | + | + | 16 «+», 32 «-» | |||||||
Обучающийся 15 | - | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | + | + | 17 «+», 31 «-» | |||||||
Обучающийся 16 | - | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | + | 29 «+», 19 «-» | |||||||
Обучающийся 17 | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | 38 «+», 10 «-» | |||||||
Обучающийся 18 | - | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | 31 «+»17 «-» | |||||||
Обучающийся 19 | - | + | + | + | - | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | - | + | + | + | 32»+», 16 «-» | |||||||
Обучающийся 20 | - | - | - | + | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | + | - | + | - | - | + | + | - | - | + | + | - | - | - | + | + | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | 20 «+», 28 «-» | |||||||
Обучающийся 21 | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | + | 40 «+», 8 «-» | |||||||
Обучающийся 22 | + | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 31 «+», 17 «-» | |||||||
Обучающийся 23 | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | - | - | + | - | - | + | + | + | + | 38 «+», 10 «-» | |||||||
Обучающийся 24 | - | - | + | - | + | + | + | + | - | - | - | - | + | - | + | + | - | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | + | + | + | - | - | + | - | + | - | + | + | - | + | - | + | + | + | + | 29 « +», 19 «-» | |||||||
Обучающийся 25 | - | - | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | + | + | - | - | - | - | + | + | + | + | 30 «+», 18 «-» | |||||||
Обучающийся 26 | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | + | - | + | - | - | + | + | + | - | - | + | - | - | - | + | + | - | - | - | - | - | + | + | - | + | + | - | - | - | + | - | + | 17 «+», 31 «-» | |||||||
Обучающийся 27 | + | - | - | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 40 «+», 8 «-» |
Показатель проявлен «+», показатель не проявлен «-».
По результатам наблюдений формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса на 8 уроках русского языка можно констатировать, что познавательные УУД, проявляющиеся сформированностью умений устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей представлен на среднем уровне. Познавательные УУД, проявляющиеся в следующих умениях: устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей, сформированы на высоком уровне у 17 обучающихся, в достаточной мере проявляются у 8 обучающихся, у 2 обучающихся недостаточно. Динамика проявления данных умений положительно меняется от первого к восьмому уроку русского языка у 6 обучающихся класса.
Таким образом, данные педагогического наблюдения позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД положительно влияет на формирование познавательных УУД обучающихся 2 класса.