ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Рассмотрим план урока русского языка на основе системно-деятельностного подхода:
1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Обучающиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.
Мотивом к осознанию обучающимся необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов). Затем учащимся предлагается самим определить цель данного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора. На основе сформированных алгоритмизированных действий можно определять и вид сложного предложения – схема, функция.
2. Решение учебной задачи. Решение учебной задачи складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи.
3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Обучающийся при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю».
4. Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.
5. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.
6. Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности.
Следует отметить, что в процессе изучения учебного предмета «Русский язык» обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
Таким образом, урок русского языка является ведущим предметом в начальном образовании, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника. Основой являются задания, в процессе которых младшие школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять родовые признаки, определять знакомые понятия через признаки рода и вида понятия, делать простейшие умозаключения. Цель урока русского языка - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся, а также формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Особенность урока русского языка заключается в том, что русский язык играет важную роль в формировании полноценной языковой личности, ее мировоззрения, системы ценностей и гражданской позиции.
1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса
В начальном обучении урок русского языка занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Метапредметными результатами изучения урока русского языка является формирование универсальных учебных действий [15, с. 57].
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня обучающихся на определенной ступени образовательного процесса. Речь идет про умения:
-
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); -
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); -
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях; -
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач; -
пользоваться словарями и справочным материалом учебника; -
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); -
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст); -
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; -
анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности); -
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); -
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; -
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; -
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям; -
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); -
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Проблема развития познавательной активности обучающихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех – это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Для успешного обучения немалое значение имеет формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе (Таблица 2).
Таблица 2 Приемы для формирования познавательных универсальных учебный действий
Вид познавательных УУД | Планируемые результаты | Приемы |
Общеучебные действия |
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях;
| Прием «Текст с дырками». Обучающимся предлагается прочитать текст, называя пропущенные слова. Данный прием подойдёт для контроля усвоения сведений на уроке. Прием «Внимание к слову». Данный прием предполагает работу со словарем. Учитель просит обучающихся найди в тексте непонятные слова и выражения, объяснить их значения с помощью словаря. Прием «Соотнеси со схемой» Учитель предлагает обучающимся прочитать текст, соотнести предложения со схемами. Прием «Составь слово». Прием используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. Учитель объясняет обучающимся: «В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока». 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита. Ответ: ВЕСНА. Прием «Четвёртое лишнее». Объяснение приема: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте. Прием «Закодированное слово». Данный прием развивает произвольное внимание и предполагает задание: Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т Какие слова кроются под номерами: |
| | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
| | 2780 37281 4756101 Прием можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются. |
Логические действия |
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
| Прием «Классифицируй». Данный прием включает в себя выделение оснований классификации на основе родовидовых отношений. Например, прочитайте имена существительные и разделите их на группы: Речь, дом, село, вода, папа, кот, птица, Ваня, лень, Лена. Прием «Поврежденный текст» Учитель предлагает обучающимся текст, в котором отсутствуют знаки препинания. Обучающимся нужно расставить знаки препинания, чтобы предложения в тексте получились логичными и связными между собой по смыслу. Либо учитель предлагает обучающимся текст, в котором слова в предложениях в разброс. Обучающимся нужно восстановить порядок слов в предложении. Прием «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Прием «Верные и неверные утверждения». Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Прием «Найди лишнее» Учитель предлагает ряд слов, объединенных одной общей темой, среди которой есть «лишние» |
| | ПРОДОЛЖЕНИЕ |
| | неподходящие слова. Обучающимся предлагается найти это слово и объяснить, почему оно лишнее. Прием «Перепутанные логические цепочки». Учитель предлагает ряд понятий, терминов, в котором нарушена логическая последовательность. Задача учеников: выявить ошибку и исправить ее, аргументируя свой выбор. Логическая цепочка в форме игры помогает развивать воображение, при этом выстраивая последовательность событий аргументировано. Прием «Анаграммы». Обучающимся предлагается расшифровать слова, которые спрятаны и назвать лишнее. Прием «Составь». Данный прием предполагает задание: составить предложение из слов, вставить пропущенные буквы. |
Действия постановки и решения проблемы |
| Прием «Таблица ЗХУ» В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться? В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали. Прием «Цепочка слов». Данный прием предполагает следующее задание: Обучающиеся знакомятся со словами, затем отвечают на вопросы учителя. Машина, самолет, Маша, Жучка, лопата, Мурка, Москва. 1. Можно ли эти слова объединить в две группы? 2. Если можно, то по какому принципу? 3. Одни слова пишутся с большой |
| | ОКОНЧАНИЕ |
| | буквы, а другие с маленькой. Почему? 3. К какой категории можно отнести слова, которые написаны с большой буквы а) имена; б) названия городов, рек; в) клички животных? 4. На какие вопросы отвечают все эти слова? Какими частями речи они являются? Прием «Составь по рисунку» Учитель предлагает обучающимся составить предложения по рисунку. |