Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса



Для диагностики формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса целесообразно использовать педагогическое наблюдение и методики Филимоновой Ю.С.: «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), «Тест (Найди несколько различий)» [21].

На диагностическом этапе необходимо организовать входную диагностику для изучения особенностей познавательных УУД и выявления потенциальных возможностей обучающихся второго Б класса. Входная диагностика организована в период 4-5 мая 2022 года на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома» во втором Б классе.

Обучающимся предлагается серия заданий, направленных на изучение умения пользоваться знаками и символами, осуществлять анализ, сравнение и сопоставление в интеллектуальной деятельности. Процедура выполнения диагностических заданий включает фронтальную и индивидуальную работу на основе стимульного диагностического материала, представленного в приложении Г.

Диагностическое задание «Кодирование» направлено на изучение умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов. При выполнении диагностического задания детям предлагалось в течение 2 минут осуществить кодирование, как показано в образце, поставив в соответствие определенному изображению условный символ, не допуская ошибок, как можно быстрее. Данная методика оценивается по количеству допущенных при кодировании ошибок, числе дополненных знаками объектов.

Диагностическое задание «Тест (Найди несколько различий)» направлено на выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение. При выполнении диагностического задания детям предлагалось в течение 1 минуты найти различия между двумя рисунками и отметить значком (V). Данная методика оценивается по следующим критериям: высокий уровень – найдено 6-8 отличий, средний уровень – найдено 3-5 отличий, низкий уровень – найдено 0-2 отличий.


Анализ данных педагогического наблюдения в процессе проведения входной диагностики позволяет выделить такие особенности обучающихся, как умение быстро включаться, понимание инструкции и следование им, самостоятельная работа, однако в процессе выполнения заданий было замечено, что обучающиеся отвлекаются во время выполнения задания.

Показатель «умение анализировать, сравнивать» в полном объёме сформирован у 56% обучающихся. Недостаточно сформирован у 37% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.

Показатель «умение пользоваться символами» в полном объёме сформирован у 44% обучающихся. Недостаточно сформирован у 49% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.

Таким образом, показатель «умение пользоваться символами» проявляется на среднем уровне. Недостаточно сформировано «умение анализировать, сравнивать». Наиболее сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №5, №7, №9, №10, №12, №17, №21, №23. Недостаточно сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №14, №15, №20, №26.

Анализ данных входной педагогической диагностики позволяет сделать вывод о том, что у обучающихся второго Б класса сформированы в полной мере умения анализировать и сравнивать, недостаточно сформированными можно считать сформированность умения пользоваться символами в интеллектуальной деятельности. Данные результаты позволяют сформулировать рекомендации по организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД, во втором Б классе. Задачами работы с обучающимися второго Б класса является формирование познавательных УУД в интеллектуальной деятельности. Решение данных задач возможно посредством организации уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД, во втором Б классе.

При разработке содержания уроков русского языка учитывались результаты входной диагностики обучающихся, представленные в Приложении А, требования рабочей программы учителя Таушкановой Елены Викторовны по русскому языку, а также требования методики организации уроков русского языка. Практическими материалами данной ВКР с учётом данных входной педагогической диагностики и тематического плана учителя являются восемь уроков русского языка по формированию познавательных УУД во втором Б классе. Конструкты уроков русского языка на темы: «Текст», «Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности», «Предложение», «Текст. Части текста», «Предложение. Члены предложения», «Слово. Однокоренные слова», «Части речи», «Правила правописания» представлены в пункте 2.2 данной ВКР.





2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса



Конструкт №1

Тема урока: Текст.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов учебной деятельности

Цель урока: формировать умение составлять небольшие собственные тексты по предложенной рисунку; синтез как составление целого из частей в процессе повторения темы «Текст».

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют отзывчивость, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста, умения составлять текст по заданной теме, отличать текст от других записей по его признакам, подбирать заголовок к заданному текст, выделять части текста, передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста, составлять рассказ по рисунку.

Задачи:

Воспитательная: формировать навыки проявлять отзывчивость, настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Развивающая: формировать умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать и контролировать деятельность; составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Образовательная: актуализировать знания о том, что такое текст, о признаках текста, закрепить умения составлять текст по заданной теме, отличать текст от других записей по его признакам, подбирать заголовок к заданному текст, выделять части текста, передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста, составлять рассказ по рисунку.


Принципы обучения и воспитания:

  • Принцип гуманизма

  • Принцип связи воспитания с жизнью и трудом

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип деятельности

  • Принцип психологической комфортности

Методы обучения и воспитания:

  • Методы формирования сознания: беседа, инструктаж, пример.

  • Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение.

  • Методы стимулирования: поощрение.

  • По источнику получения знаний: наглядные, словесные, практические.

  • Методы получения новых знаний: объяснение, беседа;

  • Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

  • Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

Демонстрационное: мультимедийная презентация, видеоролик.

Индивидуальное: карточки с заданиями, сигнальные карточки, учебник, тетрадь, пенал.

Информационные источники:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286.).

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015).

  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

  4. Рабочая программа по предмету «Русский язык» 1 – 4 класс.

  5. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с., [2] л. ил.: ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  4. Физминутка.

  5. Обобщение и систематизация знаний.

  6. Рефлексия.

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы (на уровне деятельности педагога)

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат (с учетом формируемых УУД)

1. Организационно-мотивационный этап.

Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности.

• формирование готовности к восприятию

• оперативный контроль

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Андреевна, урок русского языка сегодня проведу у вас я. Я очень рада видеть вас, посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку соседу слева, соседу справа пожмите руку. Замечательно!

- Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересно, и мы многому научились.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На вашей парте должен лежать пенал, сигналики, рабочая тетрадь, учебник. Остальное уберите в портфель.

- Те, у кого есть все необходимые принадлежности для урока – можете присаживаться на места.

- Обратите внимание на свою посадку. Спинка прямая, ножки стоят ровно на полу, ручки домиком на парте.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Задача: актуализировать знания детей, сформулировать тему урока, план урока.

• словесные: беседа

• наглядные: демонстрация

• практические: практическая работа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение и порицание

• формирование готовности к восприятию

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль.
Прием «Поврежденный текст»

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату – пятое мая, классная работа. Кто написал, ручку на локоток.

- Обратите внимание на слайд. На слайде изображения словарных слов, которые вы уже изучили. Ваша задача: понять по картинке, что это за слово и записать его в тетрадь, подчеркнув орфограммы:


- *Имя*, выйди, пожалуйста, к доске и запиши эти слова, подчеркнув орфограммы:

Корова, морковь, лопата, капуста, топор, деревня.

- Ребята, обратите внимание на доску, вы согласны?

- Молодец, присаживайся.

- Для того чтобы понять, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке, я предлагаю выполнить задание, обратите внимание на слайд, прочитайте запись и подумайте, что здесь не так:
Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день
- Кто готов ответить?

- Может быть чего-то не хватает в этой записи? Понятен ли смысл этой записи?

- Верно, в этой записи не хватает знаков препинания – точек.

- Давайте попробуем их расставить, кто желает помочь?

- Давайте прочитаем еще раз. О чем говорится в тексте?
Пригревает солнышко. Наступили теплые деньки. Сосульки плачут на крышах. Снег сделался грязным. Забулькали веселые ручьи. У крыльца стоят лужи. Шумный воробей трещит весь день.
- Когда мы расставили знаки препинания, вам стал понятен смысл этой записи? (Да)

- Ребята, мы можем сказать, что это текст? (Да)

- Почему? Объясните.

- Действительно, это текст, потому что все предложения в тексте связаны между собой по смыслу, объединяются одной темой, есть определённый порядок и законченная мысль.

- Подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Ответы детей)

- Я предлагаю озаглавить так: «Встречай весну».

- Ребята, кто из вас уже догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей)

- Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю разгадать ребус:



- Тема урока: Текст.

- Как вы думаете, что же будет целью на уроке? Мы уже знаем, что такое текст? (Да) Значит мы будем учиться или закреплять знания? (предположения детей)

- Цель урока: закрепить полученные знания по теме

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, планировать деятельность; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, о признаках текста, умения отличать текст от других записей по его признакам, подбирать заголовок к заданному тексту.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Задача: выявить пути решения проблемы.

• словесные: беседа, работа с учебником

• наглядные: демонстрация

• практические: практическая работа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль.

• беседа
Прием «Логические цепочки»

Прием «Поврежденный текст»

- Посмотрите на слайд. Это схема «Признаки текст», которая поможет вам в дальнейшем. Опираясь на эту схему, вы сможете, по данным признакам определять, где текст, а где просто набор предложений.



Текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу.

Предложения в тексте идут в строгом порядке. У текста есть заглавие, по которому можно определить, о чем будет говориться в тексте. Текст имеет начало и конец, то есть законченную мысль.

- Для того чтобы закрепить знания, предлагаю придвинуть карточку №1.

Карточка №1

Составь предложения из слов, озаглавь текст и запиши текст.

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый

На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней

Красивая, у, мордочка, лисы

Хорош, хвост, особенно

Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.

- Ваша задача – составить предложения из слов, озаглавить текст и записать его в тетрадь. (Выполняют работу)

- Как ты озаглавил текст? А ты? Ваш вариант? (проверяют)

- *Имя*, прочитай первое предложение.

- Все согласны?

- *Имя*, прочитай второе предложение.

- Все согласны?

- *Имя*, прочитай третье предложение.

- Все согласны?

- *Имя*, прочитай четвертое предложение.

- Все согласны?

- *Имя*, прочитай пятое предложение.

- Все согласны?

- Давайте прочитаем наш текст полностью, кто желает?

Лиса
Лиса – осторожный и хитрый зверь. На ней длинная и пушистая шерсть. У лисы красивая мордочка. Особенно хорош хвост. На солнце он переливается рыжими искрами.

- Ребята, получился ли у нас текст? Докажите. (ответы детей)

- Молодцы!

- Предлагаю сделать гимнастику для наших пальчиков. Упражнение называется «Кулак, ребро, ладонь». (Показываю, выполняют)

- Молодцы, встряхните кистями рук.

- Обратите внимание на слайд. Рассмотрите рисунки и попробуйте составить к ним рассказ. Рисунки расположены в порядке следования событий.



- На партах у вас лежат карточки, которые помогут вам составить предложения:



- Запишите рассказ в тетрадь.

- Кто желает прочитать рассказ?

- Кто поймал щуку?

- Кто еще хотел поймать ее? Удалось ли коту поймать рыбу? Почему? Почему кот долго помнил эту встречу? Как звали кота? Как думаешь, за что ему дали такую кличку?

- Молодцы, ребята!

Личностные: обучающиеся проявляют настойчивость, ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; выделять существенную информацию из текстов разных видов; осмысленно читать текст, осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи; синтез как составление целого из частей, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умения составлять текст по заданной теме, подбирать заголовок к заданному тексту, выделять части текста, передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста, составлять рассказ по рисунку.

4. Физкультминутка

Задача: снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

• предъявление педагогических требований;

• оперативный контроль

- Я вижу, что вы устали. Давайте встанем из-за своих мест тихо, аккуратно.

- Сейчас я буду читать стихотворение и показывать движения. Ваша задача – смотреть на меня и повторять за мной. Кто знает стихотворение, может тихонечко его проговаривать вместе со мной.

Руки вверх давай поднимем, (Руки вверх)

Правой левую достанем. (Правой рукой касаются левой)

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны)

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

- Тихонечко присаживайтесь на свои места.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: закрепить полученные знания.

• словесные: беседа,

• практические: практическая работа

• повторение

• предъявление педагогических требований

• оперативный контроль
Прием «Текст с дырками»

- Для закрепления темы предлагаю выполнить работу на карточках по вариантам.

- Ваша задача: дополнить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

I вариант:

Подберезовик

Мама срезала ножом ____________________. У гриба ____________________ маленькая, ____________________ длинная, мохнатая. Это гриб — ____________________. Он растет под ____________________.

Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой.

II вариант:

Птичья столовая

Под окном стоит ____________________. Её сделали ____________________ Они насыпали ____________________. Сюда слетелись ____________________. Птицы ____________________.

Слова для справок: кормушка, ребята, крошки хлеба, синицы, снегири, рады

- Я вижу, что вы уже закончили выполнять. Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте по образцу на слайде.

- Если ответ верный – «+», если неверный – «-».

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, контролировать деятельность; осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ; синтез как составление целого из частей; умение слушать и вступать в диалог.

Предметные: обучающиеся демонстрируют знания о том, что такое текст, умения составлять текст по заданной теме.

6. Рефлексия

Задача: подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течение урока.

• словесные: беседа

• беседа, повторение

• создание ситуации успеха

• поощрение

• предъявление педагогических требований.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Кто напомнит, какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Мы её выполнили? (да)

- Что мы для этого сделали?

- Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные знания?

- Спасибо за ваши ответы.

- Я хочу подарить вам вот такую карточку памятку:

Текст. Тема и основная мысль текста. Заголовок.

Предложения в тексте связаны по смыслу, каждое из них имеет границы и свое строго определенное место.

В тексте всегда о чем-то (о ком-то) говорится. То, о чем говорится в тексте, называется его темой.

Основная мысль текста – то важное, главное, что хотел сказать автор (его отношение, оценка того, о чем он пишет).

К тексту можно придумать заголовок. Он может называть тему текста или его основную мысль.

- Сейчас, я предлагаю завершить наш урок.

- У каждого из вас на партах есть сигнальные карточки, если вам понравился урок, и вы не столкнулись с трудностями, покажите зеленый круг, а если вам на уроке было неинтересно, и вы испытывали трудности, покажите красный круг.

- Благодарю за ответы. Мне очень приятно видеть, что вам понравился урок.

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

-Я хочу, поблагодарить каждого за отличную работу. Мне понравилось на нашем уроке видеть старания *Имя*, активность *Имя*, умение быстро найти ответ *Имя*, спасибо вам за это.

- Всех благодарю за работу. Урок окончен.

Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к учебе.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять анализ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.