Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



  • диагностика;

  • прогнозирование;

  • преобразование;

  • коррекция;

  • статистическая обработка материала.

Теоретической основой исследования являются работы в проблеме формирования познавательных учебных действий Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.В. Молчанова; в вопросе особенностей учебного предмета русский язык – А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов; в вопросе приемов формирования познавательных универсальных учебных действий на учебном предмете русский язык - Асмолов А.Г., Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман, Алексеева О.В.

База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Аксиома» городского округа Каменск-Уральский, 2 «б» класс, учитель Таушканова Елена Викторовна.

Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка

1.1 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса



В контексте новой парадигмы образования многие исследователи (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской) новое качество образования связывают с понятием «компетентность». При этом особая роль отводится «компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации», другими словами учебно-познавательной компетентности, уровень которой напрямую зависит от характера познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Познавательные универсальные учебные действия, обеспечивающие учебно-познавательную компетентность и организацию учебно-познавательной деятельности, направлены на познавательное развитие личности, под которым понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методами и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [5, с. 121].

А.Г. Асмолов в блоке познавательных универсальных учебных действий выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.


К общеучебным универсальным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия содержат: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы включает в себя: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [6, с. 109-110].

Следует отметить, что при формировании познавательных УУД учитель должен обращать внимание на установление связей между вводимыми понятиями и прошлым опытом детей с целью облегчения восприятия и осмысления учебного материала.

Согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования, для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы.

Общеучебные УУД включают в себя:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделен существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Логические УУД включают в себя:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

Действия постановки и решения проблемы содержат:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [6, с. 111-112].

Основываясь на мнение Н.А. Федосовой «познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации».

В своих работах Н.А. Федосова утверждает, что формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным [18].

Психологические исследования Л.С, Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна показывают, что младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин [10, с. 302].

По мнению А.С. Берберян несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность [8, с. 97].

По мнению Т.А. Демидовой, «чтобы познавательные универсальные действия эффективно формировались у младших школьников необходимо соблюдать определенные условия: 

1. Необходимо вовлечь каждого ученика в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идет не о глобальных исследовательских работах, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать проблемные задачи, диалоги или работу с текстом. 


2. Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ребенок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. 

3. Создание проблемных ситуаций на уроке, суть которых сводится к обучению их системе активных умственных действий. В процессе обучения главным является постановка перед обучающимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. 

4. Использование практического опыта обучающихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе или дома. Поисковые ситуации в этом случае будут возникать при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачи поиска. 

5. Проведение уроков взаимообучения. Один из способов работы в парах. Например, два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию познавательных УУД детей, а также развитию коммуникативных навыков. 

6. Использование в образовательном процессе дидактических игр. Например, игры, требующие от детей исполнительной деятельности, воспроизведения действия, игры, включающие элементы поиска. Такие игры направлены на обучение, познавательную деятельность детей» [14]. 

Таким образом, познавательные универсальные учебные действия направлены на обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков, компетенций в любой предметной области.

Рассмотрим возрастные и психологические особенности обучающихся 8-9 лет (обучающиеся второго класса).

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

Ведущей деятельностью в возрасте 8-9 лет является учебная. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию.

В 8-9 лет начинает развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной концентрации ребенку требуется внешняя опора (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Младшим школьникам по-прежнему трудно сохранять сосредоточенность в течение занятий. Устойчивость внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.


Во втором классе произвольность внимания младшего школьника требует близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.).

В это время у детей 8-9 лет доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов.

Уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать приемам рационального запоминания.

Стоит отметить, что у обучающихся второго класса формируется целостное и целенаправленное восприятие, что дает ему возможность анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты. Это происходит благодаря усложняющейся учебной деятельности. В рамках школьных занятий учатся наблюдательности, умению замечать особенности воспринимаемого объекта, который мысленно сравнивается с сенсорным эталоном.

Также, следует отметить, что ко 2 классу значительно развивается внутренняя речь младшего школьника. Это связано с развитием (функции самоконтроля и становления внутреннего плана действий). В возрасте 8-9 лет обучающийся способен к планированию своего ответа.

Происходит преобразование не только в познавательной деятельности обучающихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе [17].

К концу 9 лет у обучающихся должны быть сформировано такое новообразование, как способность к саморегуляция.

Характерной чертой второклассников является то, что основное внимание начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками.

В концепции универсальных учебных действий говорится о том, что одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи. Другими словами, усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию.

Познавательные УУД являются системой способов познания социума, выстроенного как самостоятельная система поиска выхода из затруднительной ситуации, исследование и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению, синтезу и использованию полученной информации в практической деятельности. Эти универсальные учебные действия дают возможность формирование у учащихся обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений), включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное, осознание познавательных задач, чтение и слушание, извлечение нужной информации, а так же самостоятельный поиск её в материалах учебников, рабочих тетрадях, другой