Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

Список использованных источников




  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286. – Текст: электронный // Гарант: [сайт]. – 2021. – 5 июл. – URL: https://base.garant.ru/400907193.

  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015). – Текст: непосредственный.

  3. Андреева, О.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством эффективной мотивации обучающихся как условие достижения стратегических целей ФГОС основного общего образования. Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку / О.С. Андреева; под ред. О.А. Скрябина. – Рязань: Просвещение, 2014. – 309 с. – Текст: непосредственный.

  4. Арсланьян, В.П. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект) / В.П. Арсальян; под ред. В.П. Арсланьян, Г.А. Стюхина. - Москва: Просвещение, 2013. – 89 с. – Текст: непосредственный.

  5. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2013. - 152 с. – Текст: непосредственный.

  6. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2011. – 159 с. – Текст: непосредственный.

  7. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие / М.Т. Баранова. – Москва: Педагогика, 2011. – 364 с. – Текст: непосредственный.

  8. Берберян, А.С. Проблемы современного образования / А.С. Барберян, Б.А. Дорошин, И.Г. Дорошина. – Прага: ООО Научно-издательский цент «Социосфера», 2014. – 248 с. - Текст: непосредственный.

  9. Битянова, М.Р. Универсальные учебные действия. Теория и практика проектирования: научно-методическое пособие / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая; под ред. С.Г. Яковлева. - Самара, Волжское кн. изд-во, 2013. - 194 с. - Текст: непосредственный.

  10. Выготский, Л.С. Детская психология: собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4 / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконин. – Москва, 1984. – 432 с. – Текст: непосредственный.

  11. Емельянова, Т.В. Педагогика начального образования: учебно-методическое пособие / Т.В. Емельянова. – Тольятти: ТГУ, 2008. – 51 с. - Текст: непосредственный.

  12. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л.Ф. Климанова. – Текст: непосредственный // Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». – Москва, 2010. - № 125. – С. 10.

  13. Рамзаева, Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Т.Г. Рамзаева. – Москва: АСТ, 2013. – 168 с. - Текст: непосредственный.

  14. Демидова, Т.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения / Т.Е. Демидова. - Брянск: Просвещение, 2011. – 234 с. – Текст: электронный // serach.rsl.ru : [сайт]. – 2011. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005400410 (дата обращения: 25.01.22).

  15. Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В.П. Канакина. – Москва: Просвещение, 2014. – 203 с. – Текст: электронный // catalog.prosv.ru : [сайт]. – 2014. – URL: https://catalog.prosv.ru/attachment/bf73153b-a66f-11e2-a97f-0050569c0d55.pdf (дата обращения: 13.04.2022).

  16. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» / И.М. Осмоловская. – Текст: электронный // elibrary : [сайт]. – 2018. – 2 март. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18796305 (дата обращения: 23.05.2021).

  17. Раковчена, С.С. Возрастные и индивидуальные особенности развития познавательных процессов младших школьников / С.С. Раковчена – Москва: Просвещение, 2015. – 132 с. – Текст: электронный // cyberleninka.ru : [сайт]. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i-individualnye-osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-mladshih-shkolnikov/viewer (дата обращения: 15.02.2022)

  18. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения / Н.А. Федосова. – Текст: электронный // Управление начальной школой : [сайт]. – 2020. – 12 февр. - URL: http://blog.zabedu.ru/garmoniya (дата обращения: 15.08.21).

  19. Филимонова, Ю.С. Диагностика познавательных процессов у младших школьников / Ю.С. Филимонова. – Текст: электронный // Академия развития творчества : [сайт]. – 2020. – 8 декабря. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/36303-diagnostika-poznavatelynyh-processov-u-mladshih-shkolynikov (дата обращения: 21.03.2022).

  20. Хуторской, А.В. Что такое современный урок. / А.В. Хуторской. – Текст: электронный // Интернет-журнал «Эйдос» : [сайт]. – 2016. – 23 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529 (Дата обращения: 25.12.21).

  21. Шарипова, М.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников: монография / М.В. Шарипова. - Текст: электронный // elibrary : [сайт]. – 2021. – 13 апр. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23670461 (дата обращения: 24.12.2021).

  22. Копилка уроков. Диагностика младших школьников. – Текст: электронный // kopilkaurokov.ru : [сайт]. – URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/testi/diaghnostikamladshikhshkolnikovtiesty (дата обращения: 10.03.2022).

  23. Cyberpedia. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю.Панасюка). – Текст: электронный // Сyberpedia.su : [сайт]. – URL: https://cyberpedia.su/9x131c8.html?ysclid=l2kv3639uf (дата обращения: 28.09.2021).




Приложение А



Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образование «Аксиома»

Дата проведения: 04.05.2022

Количество обучающихся: 27

Цель: организация педагогического наблюдения за проявлениями познавательных УУД.


Имя

Познавательные УУД

Итог

Умение анализировать, сравнивать

Умение пользоваться символами




Обучающийся №1

1

2

1,5

Обучающийся №2

2

1

1,5

Обучающийся №3

2

1

1,5

Обучающийся №4

2

1

1,5

Обучающийся №5

2

2

2

Обучающийся №6

1

1

1

Обучающийся №7

2

2

2

Обучающийся №8

1

1

1

Обучающийся №9

2

2

2

Обучающийся №10

2

2

2

Обучающийся №11

2

1

1,5

Обучающийся №12

2

2

2

Обучающийся №13

2

1

1,5

Обучающийся №14

1

0

0,5

Обучающийся №15

0

1

0,5

Обучающийся №16

1

2

1,5

Обучающийся №17

2

2

2

Обучающийся №18

1

2

1,5

Обучающийся №19

2

1

1,5

Обучающийся №20

1

0

0,5

Обучающийся №21

2

2

2

Обучающийся №22

2

1

1,5

Обучающийся №23

2

2

2

Обучающийся №24

1

1

1

Обучающийся №25

1

1

1

Обучающийся №26

0

1

0,5

Обучающийся №27

1

2

1,5

Итог по критериям

1,5

1,4




2 балла – показатель сформирован в полном объёме.

1 балл – показатель сформирован недостаточно.

0 баллов – показатель не проявлен.

Показатель «умение анализировать, сравнивать» в полном объёме сформирован у 56% обучающихся. Недостаточно сформирован у 37% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.

Показатель «умение пользоваться символами» в полном объёме сформирован у 44% обучающихся. Недостаточно сформирован у 49% обучающихся, на низком уровне у 7% обучающихся.


Итого (в %)

Познавательные УУД

умение анализировать, сравнивать

умение пользоваться символами

2 балла (высокий)

56

44

1 балл (средний)

37

49

0 баллов (низкий)

7

7


Таким образом, показатель «умение пользоваться символами» проявляется на среднем уровне. Недостаточно сформировано «умение анализировать, сравнивать». Наиболее сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №5, №7, №9, №10, №12, №17, №21, №23. Недостаточно сформированы показатели познавательных УУД у обучающихся №14, №15, №20, №26.

Рекомендации: на основании данных входной педагогической диагностики можно утверждать, что показатели формирования познавательных УУД проявляются на среднем уровне, поэтому необходимо на уроках русского языка продолжить работу по совершенствованию данных умений. Учитывая, что в классе есть обучающиеся у которых данные умения сформированы на низком уровне необходимо на каждом уроке русского языка использовать приёмы формирования познавательных УУД, а также организовать индивидуальную работу с обучающимися в данном направлении.

Приложение Б

Результаты наблюдений формирования познавательных УУД на уроках русского языка у обучающихся второго Б класса МАОУ «Центр образования «Аксиома»

Имя

Познавательные УУД

Итог

умеют устанавливать причинно-следственные связи

умеют сопоставлять, классифицировать по заданным признакам

умеют составлять тексты по теме, рисунку

умеют воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений

умеют обобщать и делать выводы

умеют осуществлять синтез как составление целого из частей

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8




Обучающийся 1

+

-

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

27 «+», 21 «-»

Обучающийся 2

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

24 «+», 24 «-»

Обучающийся 3

+

-

-

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

-

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

+

-

-

+

+

27 «+», 21 «-»

Обучающийся 4

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

23 «+», 21 «-»

Обучающийся 5

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

36 «+», 12 «-»

Обучающийся 6

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

24 «+», 24 «-»

Обучающийся 7

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

34 «+», 14 «-»

Обучающийся 8

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

+

22 «
+», 26 «-»

Обучающийся 9

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

37 «+», 11 «-»

Обучающийся 10

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+

+

+

37 «+», 11 «-»

Обучающийся 11

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

-

-

+

+

+

+

26 «+», 22 «-»

Обучающийся 12

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

39 «+», 9 «-»

Обучающийся 13

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

-

+

+

30 «+», 18 «-»

Обучающийся 14

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

-

+

+

16 «+», 32 «-»

Обучающийся 15

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

+

+

17 «+», 31 «-»

Обучающийся 16

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

29 «+», 19 «-»

Обучающийся 17

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

38 «+», 10 «-»

Обучающийся 18

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

31 «+»17 «-»

Обучающийся 19

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

-

+

+

+

32»+», 16 «-»

Обучающийся 20

-

-

-

+

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

+

+

20 «+», 28 «-»

Обучающийся 21

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

40 «+», 8 «-»

Обучающийся 22

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

31 «+», 17 «-»

Обучающийся 23

+

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

38 «+», 10 «-»

Обучающийся 24

-

-

+

-

+

+

+

+

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

+

-

+

+

+

+

29 «
+», 19 «-»

Обучающийся 25

-

-

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

-

-

-

+

+

+

+

30 «+», 18 «-»

Обучающийся 26

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

-

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

+

17 «+», 31 «-»

Обучающийся 27

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+



+

+

+

+

+

40 «+», 8 «-»


Показатель проявлен «+», показатель не проявлен «-».

По результатам наблюдений формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса на 8 уроках русского языка можно констатировать, что познавательные УУД, проявляющиеся сформированностью умений устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей представлен на среднем уровне. Познавательные УУД, проявляющиеся в следующих умениях: устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей, сформированы на высоком уровне у 17 обучающихся, в достаточной мере проявляются у 8 обучающихся, у 2 обучающихся недостаточно. Динамика проявления данных умений положительно меняется от первого к восьмому уроку русского языка у 6 обучающихся класса.

Таким образом, данные педагогического наблюдения позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД положительно влияет на формирование познавательных УУД обучающихся 2 класса.