Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж

дополнительной литературе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа и синтеза, сравнения классификации, установление причинно-следственных связей, умение формулировать вывод и делать обобщения, выполнять учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково- символические средства для решения различных учебных задач [19].

Формирование логической грамотности учащихся, т.е. формирование познавательных универсальных учебных действий, происходит на всех учебных предметах, но наибольшее развитие и формирование происходит на уроке русского языка в начальной школе.

Русский язык обеспечивает формирование познавательных универсальных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения).

Для успешности формирования познавательных УУД у обучающихся второго класса целесообразно использовать различные задания, направленные на осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, осуществление синтеза, как составления целого из частей, проведение сравнения и классификации по заданным критериям, обобщение, установление аналогий. Например, работа с декодированием информации, работа с текстом, составление алгоритма, создание таблиц.

Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий необходимы условия:

  1. создание атмосферы доброжелательности, искренности;

  2. построение взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

  3. обеспечение перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.


Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию». В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся начальной школы научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты. Использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. При этом важно учитывать все необходимые условия для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий.


1.2 Особенности урока русского языка



Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности, кроме того, это один из учебных предметов, посредством которого осуществляется формирование познавательных УУД.

Роль урока русского языка в реализации общих идей УМК огромна, как считает Л. Ф. Климанова, так как именно на уроках русского языка, начиная с периода обучения грамоте, мир общения впервые становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным средством речевого общения, инструментом мыслительной деятельности [12, с.8].

По мнению Т. Г. Рамзаевой, русский язык является ведущим предметом в начальном образовании, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника [13, с. 127].

В. П. Канакина, в свою очередь, считает, что изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Урок русского языка играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников [15].

Содержание урока русского языка направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения урока русского языка в начальной школе являются:

  • ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Урок русского языка представлен следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика (состав слова), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Содержание предмета имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи [15].

При освоении учебного предмета русский язык ФГОС НОО определяет следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач [1].


Работа на уроках русского языка предусматривает развитие способности анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка и правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения, моделирования (составление схем для состава слова) и преобразование модели (изменения слова).

По мнению В. П. Арсланьян, при разработке уроков русского языка особое внимание следует уделять формированию познавательных УУД. Так как перед учителями становится вопрос: как правильно спроектировать урок, чтобы у обучающихся были не только предметные результаты, но также развивались перспективы формирования УУД [4, с.24].

Таким образом, выстраивать уроки русского языка с учетом системно-деятельностного подхода в обучении можно, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Организационно-мотивационный этап.

  2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

  3. Формирование новых знаний и умений.

  4. Открытие нового знания.

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

На этапе «Организационно-мотивационный» предполагается осознанное вхождение обучающимися в учебную деятельность с целью открытия новых знаний. С этой целью организуется его мотивация к учебной деятельности следующими способами:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебного заведения, формируется понятие «надо»;

  • создаются условия для формирования внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

  • устанавливаются рамки возможностей («могу»).

Этап «Актуализация ранее усвоенных знаний и умений» подразумевает подготовку обучающихся к необходимому фиксированию в пробном действии. На этом этапе предполагается:

  • актуализация изучения способов действий, достаточных для усвоения нового знания, их обобщение и проговаривание;

  • самостоятельное выполнение пробного действия;

  • фиксирование учащимися затруднений при выполнении пробного действия.

Также данный этап включает в себя обдумывание обучающимися хода будущих учебных действий в коммуникативной форме: ставят цель, строят план ее достижения, выбирают способы и средства ее достижения. Этим процессом руководит учитель.

На этапе «Формирование новых знаний и умений» учитель организует выявление обучающимися проблемы, которая возникла у них при совершении действия и выявления причины затруднения.