ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения об образовании и изменении границ земельных участков
1.1. Методы образования земельных участков
1.2. Требования к образуемым земельным участкам
1.3. Возникновение и сохранение прав и обременений на образуемые и измененные земельные участки
1.5. Особенности перераспределения в разных формах собственности
1.5.1. Перераспределение участков, находящихся в частной собственности
1.5.2. Перераспределение участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1.6.1. Анализ цен на аукционах по продаже земельных участков
1.6.3. Выявление проблем и их решение
2. Осуществление кадастровых работ в отношении земельных участков
2.1. Нормативно-правовое обеспечение кадастровых работ
2.4. Межевой план как результат кадастровых работ
2.5. Особенности подготовки некоторых видов межевых планов
3.1. Общие сведения о местоположении земельного участка
3.2. Подготовительный этап. Исходные данные для перераспределения земельного участка
1.6.2. Анализ цен «прирезок»
В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.
В большинстве случаев размер платы составляет некоторый процент от кадастровой стоимости. Например, в Ленинградской области, согласно постановлению Правительства Ленинградской области от 17 февраля 2023 года N 100, размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности.
Таким образом, стоимость прирезки можно рассчитать по формуле 1:
Стоимость прирезки = * 15%
В таблице 1.2 представлены земельные участки, находящиеся в тех же районах Ленинградской области (Кировском, Ломоносовском, Выборгском, Тосненском и Приозерском) и их стоимости прирезок.
Таблица 1.2. Стоимости прирезок
№ | Кадастровый номер | Площадь земельного участка, кв.м. | Кадастровая стоимость земельного участка, руб. | Стоимость прирезки 199 кв.м., руб. | Стоимость прирезки за 1 кв.м., руб. |
1 | 47:16:0523001:342 | 2000 | 814340 | 12 154,0 | 61,1 |
2 | 47:16:0523001:340 | 1500 | 614850 | 12 235,5 | 61,5 |
3 | 47:16:0539001:114 | 1200 | 361176 | 8 984,3 | 45,1 |
4 | 47:16:0642001:59 | 2500 | 660675 | 7 888,5 | 39,6 |
5 | 47:01:1153003:9 | 750 | 348 097,5 | 13 854,3 | 69,6 |
6 | 47:03:0811004:108 | 2500 | 479 425 | 5 724,3 | 28,8 |
7 | 47:03:0811004:142 | 2250 | 431 482,5 | 5 724,3 | 28,8 |
8 | 47:03:0811004:29 | 880 | 168 757,6 | 5 724,3 | 28,8 |
9 | 47:03:0811004:125 | 900 | 172 593 | 5 724,3 | 28,8 |
10 | 47:03:0614002:249 | 2 064 | 523 574,88 | 7 572,0 | 38,1 |
11 | 47:03:0614003:367 | 1670 | 438 592,1 | 7 839,5 | 39,4 |
12 | 47:03:0614002:290 | 1500 | 400 935 | 7 978,6 | 40,1 |
13 | 47:03:0614003:156 | 985 | 282 074,45 | 8 548,1 | 43,0 |
14 | 47:03:0614003:9 | 2200 | 552 222 | 7 492,6 | 37,7 |
15 | 47:03:0614002:111 | 2700 | 655 398 | 7 245,8 | 36,4 |
16 | 47:03:0614002:286 | 2500 | 614 525 | 7 337,4 | 36,9 |
17 | 47:03:0615001:375 | 1839 | 395 127,54 | 6 413,6 | 32,2 |
18 | 47:03:0615001:162 | 2050 | 432 673 | 6 300,1 | 31,7 |
19 | 47:26:0000000:37926 | 2200 | 1 355 442 | 18 390,9 | 92,4 |
20 | 47:07:1424001:1188 | 1483 | 1 429 033,63 | 28 763,8 | 144,5 |
Среднее | 9 594,8 | 48,2 |
Таким образом, средняя цена 1-го кв. м. прирезки в Ленинградской области составляет 48,2 руб., что практически в 13 раз меньше, чем начальная цена 1-ого кв. м. земельных участков, продающихся на торгах, которая составляет 611,2 руб.
1.6.3. Выявление проблем и их решение
Проблема заключается в том, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на практике воспринимается в ряде случаев как способ приобретения публичных земель на более выгодных условиях без проведения торгов. Вместе с тем законодатель при разработке данного правового института исходил из других целей. А прежде всего из того, чтобы устранить неровности границ, задействовать небольшие участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. В этой связи не должно быть злоупотреблений правом со стороны заинтересованных лиц [14].
На мой взгляд, решение данной проблемы заключается в усовершенствовании Российского законодательства, затрагивающее перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Проведенный анализ цен прирезок и начальных цен земельных участков, продающиеся на торгах, показывает, что пополнение муниципального бюджета за счет продажи прирезок очень мал по сравнению с начальными ценами земельных участков на торгах. В большинстве случаев размер платы за прирезку составляет 10–15% от кадастровой стоимости и нет никаких ограничений, сколько раз ее можно присоединять. Но, например, в Челябинской области впервые присоединить к себе участок из неразграниченной государственной собственности стоит от 10 до 30% кадастровой стоимости присоединяемого кусочка земли (Приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 23.04.2015 N 118-п). 10% для льготных категорий граждан (многодетные, пенсионеры, инвалиды), 30% — для всех остальных. При повторном перераспределении размер платы составляет 50% от кадастровой стоимости присоединяемого кусочка.
По моему мнению, такая процедура как в Челябинской области является более корректной, в связи с тем, что пополнение муниципального бюджета в данном случае будет приближено к тому, если бы земельный участок продавался на торгах.
2. Осуществление кадастровых работ в отношении земельных участков
2.1. Нормативно-правовое обеспечение кадастровых работ
Одно из основных и закрепленных в законодательстве определения кадастровой деятельности, написано в Федеральном законе № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях» [3].
В научной литературе, можно увидеть такое понятие: «Кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления его государственного кадастрового учета сведения, и оказание услуг в установленных законом случаях» [4].
Кадастровая деятельность связана с понятием учета, оценки и состояния использования природных ресурсов, инженерной деятельности, экологии, и предполагает выделение однородных по своим условиям территориальных границ, их картографирование и описание с использованием количественных и качественных характеристик.
Соответственно, в ходе проведения кадастровых работ, может осуществляться образование, установление и уточнение границ земельных участков, выдел и объединение участков. Также определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения различаются правила определения площади жилого здания и правила определения площади жилого помещения.
Кадастровая деятельность
Вследствие проведения кадастровой деятельности (работ), подготавливаются различные документы «Межевой план», «Технический план», «Акт обследования», которые представляются в орган регистрации прав в форме электрон
ных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (рис.2.1) [8].
Технический план
В отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства
В отношении земельных участков
Межевой план
Акт обследования
Рис. 2.1. Схема документов, подготавливаемые при проведении кадастровых работ
Оказание дополнительных услуг в рамках кадастровой деятельности заключается в предоставлении результатов кадастровых работ в орган регистрации прав и получении документов, отражающих результат их рассмотрения.
Результаты кадастровых работ используются для информационного наполнения Единого государственного реестра недвижимости, ввода в эксплуатацию зданий, сооружений и единых недвижимых комплексов, при разрешении судебных споров в отношении недвижимого имущества.
Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер – физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации [8].
Кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника юридического лица на основании трудового договора [8].
Таким образом, для реализации кадастровой деятельности на территории РФ разработан и утвержден ряд законодательных документов и нормативно - правовых