Файл: Курсовая работа по дисциплине Предпринимательская среда и предпринимательские риски на тему Инвестиционные риски предпринимательской структуры и методы их оценки.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты оценки инвестиционных рисков.
1.1 Определение и классификация инвестиционных рисков.
1.2 Алгоритм оценки инвестиционных рисков деятельности предприятия
1.3 Методы оценки инвестиционных рисков и их специфика
Глава 2. Анализ и оценка инвестиционных рисков.
2.1 Общая характеристика предприятия.
2.2. Анализ системы управления рисками на предприятии
2.3 Идентификация и оценка инвестиционных рисков предприятия
Глава 3. Совершенствование системы оценки инвестиционных рисков предприятия
3.1 Разработка рекомендаций по управлению инвестиционными рисками предприятия
Как видно из таблицы на протяжении всего рассмотренного промежутка времени добыча газа сокращается, в общем, на 18 % в 2022г по сравнению с 2017г., а добыча нефти увеличивается на 12 %. По состоянию на 31 декабря 2022 года на территории России Группой «Газпром» разрабатывалось 139 месторождений углеводородов. Основным центром добычи газа «Газпромом» остается Надым - Пур - Тазовский нефтегазоносный район в ЯНАО. Деятельность по освоению нефтяных запасов Группы ведется преимущественно на территории ЯНАО и ХМАО - Югры, а также Томской, Омской, Оренбургской и Иркутской областей
На функционирование и деятельность ПАО «Газпром» оказывают влияние
многие факторы, такие как:
-
климатические условия; -
международные договора; -
экономические и деловые связи с другими государствами и компаниями; -
курс валют; -
финансовое состояние компании; -
состояние расчетов с кредиторами; -
задолженность дебиторов; -
уровень развитие регионов России; -
запас природных ресурсов; -
наличие и развитие производственных мощностей; -
взаимодействие с государственными органами исполнительной власти и много другое.
Управление рисками – один из инструментов улучшения качества принятия решений и устойчивого развития Группы Газпром. Компания целенаправленно формирует систему, позволяющую четко определять существующие риски, информировать о них стейкхолдеров и минимизировать возможные негативные последствия для Газпрома. Помогает в формировании системы SWOT-анализ.
2.2. Анализ системы управления рисками на предприятии
Сегодня существует немало крупных нефтегазовых компаний, осуществляющих риск-менеджмент, но далеко не все из них способны разрабатывать действительно эффективные и адаптированные антикризисные проекты управления рисками. Это под силу лишь компаниям, которые, помимо масштаба, отличаются еще и продуманной стратегией, активным применением передовых технологий и высококвалифицированным персоналом. ПАО «Газпром» является именно таким предприятием, поэтому рассмотрим на его примере систему управления рисками.
В Компании разработан и формализован единый подход к процессу управления рисками в рамках стандарта «Интегрированная система управления рисками» (ИСУР) [4].
ИСУР в ОАО «Газпром нефть» представляет собой системный непрерывный процесс выявления, оценки и управления рисками.
Ключевой подход ИСУР — распределение полномочий по уровням управления в Компании в зависимости от финансового влияния риска.
В конце 2018 г. Компания внедрила базовые процессы ИСУР в большинстве существенных дочерних и зависимых обществ, что позволило сформировать детализированную Корпоративную карту рисков на 2018 г. посредством консолидации рисковых событий с уровня отдельных ДЗО до уровня Компании в целом.
В 2019 г. портфель по расширению периметра ИСУР был увеличен: добавились 11 активов в Блоке разведки и добычи (БРД) и 4 актива в Блоке логистики, переработки и сбыта (БЛПС).
Данный подход позволил сформировать зоны ответственности за управление рисками и мониторинг рисков на всех уровнях управления Компанией и обеспечить разработку целевых планов реагирования на существенные риски как в каждом ДЗО, так и по «Газпром нефти» в целом.
Разработаны иерархические структуры рисков по ключевым бизнес-направлениям БРД (добыча, промбезопасность, закупки, проекты), а также по ключевым бизнес-направлениям БЛПС (переработка, сбыт). Данный подход позволит обеспечить единообразие регулярной переоценки рисков, анализа коренных риск-факторов, влияющих на достижение целевых финансовых результатов.
В 2019 г. была полностью обновлена нормативно-методологическая база ИСУР. Разработаны и внедрены следующие документы:
-
политика в области управления рисками; -
стандарт Компании «Интегрированная система управления рисками. Порядок выявления и оценки рисков, разработки мероприятий по управлению рисками, мониторинг их исполнения»; -
методические указания по процессу управления рисками, включая шаблоны Реестра, Карточки и Матрицы рисков.
Компания непрерывно совершенствует свой подход к базовым процессам ИСУР, в том числе особое значение уделяет совершенствованию подхода к оценке рисков и интеграции процесса управления рисками в такие ключевые процессы, как бизнес-планирование, управление проектами, M&A (Mergers and acquisitions - Cлияния и поглощения)
Управление рисками является неотъемлемой частью внутренней среды ОАО «Газпром нефть», что включает:
-
внедрение риск-ориентированного подхода во все аспекты производственной и управленческой деятельности; -
проведение систематического анализа выявленных рисков; -
построение системы контроля рисков и мониторинга эффективности деятельности по управлению рисками; -
понимание всеми работниками Компании базовых принципов и подходов к управлению рисками, принятых в Компании; -
обеспечение необходимой нормативной и методологической поддержки; -
распределение полномочий и ответственности за управление рисками среди структурных подразделений Компании.
В ПАО «Газпром нефть» действует Политика в области управления рисками, определяющая цели и принципы управления рисками для повышения гарантии надежности деятельности Компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Целью Компании в области управления рисками является обеспечение дополнительных гарантий достижения «Газпром нефтью» стратегических целей за счет раннего предупреждения / выявления рисков и обеспечения максимальной эффективности мероприятий по управлению ими. Основной целью процесса управления рисками в «Газпром нефти» является обеспечение непрерывности производственного процесса и стабильности деятельности путем предупреждения угроз и ограничения степени воздействия внешних и внутренних негативных факторов на деятельность Компании.
Внедрение интегрированной системы управления рисками ПАО «Газпром нефть» началось в августе 2008 года с одобрения концепции внедрения ИСУР правлением, дальнейшее развитие можно проследить по Приложению 3.
Географически уровни влияния риска и распределения полномочий можно просмотреть по рисунку 2.
Автором были выделены наиболее актуальные внешние и внутренние риски, к ним относятся:
1. Не сформировано детального плана расходования доходов от экспорта нефти и газа, это оказывает большое влияние на уровень инфляции, курс валюты, организацию резервов Правительства и т.д.
2. Не сформирована стратегия по социальному и пенсионному обеспечению, есть необходимость в расчете использования всех средств и в разработке программ развития, для более эффективного вложения средств.
3. Дефицит Пенсионного фонда РФ.
4. Содействие в расширении зоны влияния государственных корпораций.
5. Отсутствие программ развития для финансового сектора страны (банки, фонды, банки развития).
6. Не сформирована эффективная курсовая политика, опирающаяся на внешние источники финансирования.
7. Понижение общего размера страховых платежей по уровню ниже 28 % , что увеличивает риски бюджетной несбалансированности.
8. Увеличение размера страхового взноса до 34 % отрицательно повлияет на деятельность предприятий страны, особенно это касается малый бизнес.
9. Осуществление запланированных мер в области налогообложения может привести к установлению низкой заработной платы, а также послужить усугублению ситуации с теневыми формами оплаты труда.
10. Примерно 40 % бюджета сформировано за счет нефтегазовых доходов, это может привести к тому, что любые ощутимые скачки на рынке ресурсов обернутся ощутимым усилением финансовой напряженности.
11. Только лишь 700 крупнейших предприятий страны формируют половину всех доходных поступлений в бюджет, а их деятельность напрямую зависит от мировой экономической ситуации.
12. На федеральном уровне сконцентрирована основная часть доходов и расходов. Проанализировав основные макроэкономические параметры, можно сделать вывод, что возможность исполнения бюджета в заложенных объемах минимальна. Но все, же сам проект, несомненно, свидетельствует о положительных тенденциях в области государственного управления.
Рисунок 2. Уровни финансового влияния риска и распределения полномочий в рамках ИСУР
Автором были выделены наиболее актуальные внешние и внутренние риски, к ним относятся:
1. Не сформировано детального плана расходования доходов от экспорта нефти и газа, это оказывает большое влияние на уровень инфляции, курс валюты, организацию резервов Правительства и т.д.
2. Не сформирована стратегия по социальному и пенсионному обеспечению, есть необходимость в расчете использования всех средств и в разработке программ развития, для более эффективного вложения средств.
3. Дефицит Пенсионного фонда РФ.
4. Содействие в расширении зоны влияния государственных корпораций.
5. Отсутствие программ развития для финансового сектора страны (банки, фонды, банки развития).
6. Не сформирована эффективная курсовая политика, опирающаяся на внешние источники финансирования.
7. Понижение общего размера страховых платежей по уровню ниже 28 % , что увеличивает риски бюджетной несбалансированности.
8. Увеличение размера страхового взноса до 34 % отрицательно повлияет на деятельность предприятий страны, особенно это касается малый бизнес.
9. Осуществление запланированных мер в области налогообложения может привести к установлению низкой заработной платы, а также послужить усугублению ситуации с теневыми формами оплаты труда.
10. Примерно 40 % бюджета сформировано за счет нефтегазовых доходов, это может привести к тому, что любые ощутимые скачки на рынке ресурсов обернутся ощутимым усилением финансовой напряженности.
11. Только лишь 700 крупнейших предприятий страны формируют половину всех доходных поступлений в бюджет, а их деятельность напрямую зависит от мировой экономической ситуации.
12. На федеральном уровне сконцентрирована основная часть доходов и расходов. Проанализировав основные макроэкономические параметры, можно сделать вывод, что возможность исполнения бюджета в заложенных объемах минимальна. Но все, же сам проект, несомненно, свидетельствует о положительных тенденциях в области государственного управления.
* в зависимости от критичности рисков.
Автором были выделены наиболее актуальные внешние и внутренние риски, к ним относятся:
1. Не сформировано детального плана расходования доходов от экспорта нефти и газа, это оказывает большое влияние на уровень инфляции, курс валюты, организацию резервов Правительства и т.д.
2. Не сформирована стратегия по социальному и пенсионному обеспечению, есть необходимость в расчете использования всех средств и в разработке программ развития, для более эффективного вложения средств.
3. Дефицит Пенсионного фонда РФ.
4. Содействие в расширении зоны влияния государственных корпораций.
5. Отсутствие программ развития для финансового сектора страны (банки, фонды, банки развития).
6. Не сформирована эффективная курсовая политика, опирающаяся на внешние источники финансирования.
7. Понижение общего размера страховых платежей по уровню ниже 28 % , что увеличивает риски бюджетной несбалансированности.
8. Увеличение размера страхового взноса до 34 % отрицательно повлияет на деятельность предприятий страны, особенно это касается малый бизнес.
9. Осуществление запланированных мер в области налогообложения может привести к установлению низкой заработной платы, а также послужить усугублению ситуации с теневыми формами оплаты труда.
10. Примерно 40 % бюджета сформировано за счет нефтегазовых доходов, это может привести к тому, что любые ощутимые скачки на рынке ресурсов обернутся ощутимым усилением финансовой напряженности.
11. Только лишь 700 крупнейших предприятий страны формируют половину всех доходных поступлений в бюджет, а их деятельность напрямую зависит от мировой экономической ситуации.
12. На федеральном уровне сконцентрирована основная часть доходов и расходов. Проанализировав основные макроэкономические параметры, можно сделать вывод, что возможность исполнения бюджета в заложенных объемах минимальна. Но все, же сам проект, несомненно, свидетельствует о положительных тенденциях в области государственного управления.
Схема 3. Принципиальная схема процесса ИСУР в Группе «Газпром нефть»
Интеграция ИСУР с бизнес-планированием. Оценка рисков в отчетном году стала неотъемлемой частью процесса бизнес-планирования. Одним из основных отличий бизнес-планов на 2020–2018 гг. по БРД и БЛПС является более детальный подход к оценке рисков.
Существующие оценки и описания риск-факторов были пересмотрены на уровне ДЗО с учетом изменившихся условий и новых планов.