Файл: Разработка бизнесплана на примере студии красоты Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рис. 2. Сравнительная характеристика и взаимосвязь понятий «бизнес-проектирование» и «бизнес-планирование»
Понятия «бизнес-планирование» и «бизнес-проектирование» тесно связа­ны между собой. Планирование как функция включает в себя организацию и координацию работ, распределение ресурсов, проектирование в широком смысле может включать в себя функцию планирования, но в первую очередь подразумевает разработку проекта (модели) будущего бизнеса.

Таким образом, бизнес-проект - более широкое понятие, развернутое действие, чем бизнес-план. Бизнес-проект предполагает проектирование исполнения всех основных (системных) функций управления в их системной логике (рис. 3)21:

  • мотивации участников проекта;

  • нормирования работ и ресурсов проекта;

  • планирования работ и ресурсов проекта;

  • организации производственной системы проекта;

  • учета исполнения работ и расходов ресурса проекта;

  • контроля исполнения работ и расхода ресурсов проекта;

  • регулирования проекта.



Рис. 3. Полный комплекс функций бизнес-проектирования
Правильно составленный бизнес-план позволяет оценить целесообраз­ность вложения средств и усилий в данное дело.

Любой предприниматель старается продумать эти проблемы заранее, здесь очень важно составить бизнес- план на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести спе­циальные расчеты. Это позволяет предугадать будущие трудности и понять, преодолимы ли они.

Таким образом, бизнес-проектирование в широком смысле представляет собой процесс создания образа будущей деятельности и выполнения последовательных действий по его воплощению. Бизнес-планирование в этом процессе применяется как инструмент для оценки и систематизации количественных параметров будущей деятельности.



1.3. Проблемы и перспективы бизнеса в сфере услуг красоты



По оценкам BusinesStat, в 2014 г объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России увеличился по сравнению с 2013 г на 1% и составил 160 млн услуг. Незначительный рост показателя вызван снижением платежеспособности населения. При этом традиционно наибольшим спросом данные услуги пользовались в крупных городах, где люди активнее следят за своим внешним видом22.

В 2016 гг объем рынка услуг парикмахерских и салонов красоты будет сокращаться и составит 144 млн. услуг в 2016 г. Снижение показателя произойдет под влиянием уменьшения числа потребителей услуг и частоты пользования данными услугами, сокращения количества парикмахерских и салонов красоты из-за роста налогов и повышения стоимости аренды.

В последние годы стоимостный объем рынка рос более высокими темпами из-за повышения цен. В 2014 г оборот рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России составил 92,5 млрд руб, что превысило уровень предыдущего года на 10%.

Снижение натурального объема рынка парикмахерских и салонов красоты в 2016 гг отразится на замедлении ежегодных темпов прироста стоимостного объема до 4,8%-6,3%.

В 2016 г показатель достигнет 103,1 млрд руб. В целом, прирост выручки участников рынка в 2016 гг будет поддерживаться перераспределением спроса из премиум–сегмента на услуги заведений эконом-класса.

С 2015 г на рынке парикмахерских и салонов красоты в России наблюдаются следующие тенденции: рост числа салонов эконом-класса и усиление конкуренции в данном сегменте, постепенное появление крупных игроков, включая сетевые проекты, развитие маркетинговых коммуникаций в социальных сетях и использование партнерских программ для привлечения клиентов.

В этой связи следует упомянуть об усилении роли маркетинга в бизнесе салонов красоты в ближайшей перспективе, появлении тенденций к укрупнению предприятий этого бизнеса (объединение малых предприятий в сети и т.п.).

Указанные тенденции потребуют модификации существующих методологий маркетинга к особенностям бизнеса салонов красоты с учетом специфики ведения деятельности малыми и средними предприятиями.

Терминология маркетинга, как прикладной дисциплины, претерпевает постоянную трансформацию. В коллективном труде Б.А. Соловьева, А.А. Мешкова и Б.В. Мусатова, маркетинг трактуется как технология бизнеса, постоянно развивающая процедуры, процесса и методы рыночной деятельности в современной информационной среде.

23 Определение маркетинга, как технологии бизнеса, часто связывают с маркетинговой активностью.

Так, Сидорчук Р.Р. отмечает, что "Под маркетинговой активностью понимается комплексная характеристика результативности поведения предприятия в конкурентной среде, отражающая результативность стратегии и реакции на изменения во внешней среде при соответствующей интенсивности использования и развития маркетингового потенциала. "24

В свою очередь, профессор С.Н. Андреев отмечает, что маркетинг основывается на удовлетворении потребностей клиентов и партнеров, однако замечает, что потребители приобретают не продукт (в нашем случае услугу), а выгоду от него.25 Этот подход в литературе называю «Новая парадигма маркетинга» . Как отмечается в статье И.И. Скоробогатых современная концепция маркетинга претерпевает «эволюцию от простого процесса обмена, основанного на отдельных эпизодах взаимодействия или трансакциях, идет в сторону понимания важности установления и поддержания долгосрочных отношений не только в формате диад «поставщик - производитель», «производитель - покупатель», но и в формате сетевого взаимодействия различных субъектов рынка».26

В то же время, новая концепция маркетинга не отменяет сложившихся подходов и решений, а скорее их дополняет. Так с учетом устоявшегося в литературе мнения, деятельность салонов красоты следует отнести к сфере услуг. В работах И.В. Христофоровой предложена классификация услуг, позволившая смоделировать матрицу, включающую большинство существующих параметров услуг.27

Здесь можно выделять как группировку услуг по категории клиентов (потребление частными лицами или организациями), по форме рыночного субъекта (рыночные, некоммерческие), так и по источнику. Однако охватить все возможные отрасли и направления невозможно, в частности по причине постоянного развития коммерции, открытия новых видов бизнеса и расширения ассортимента предоставляемых услуг. Этот посыл можно отнести и к специфике бизнеса салонов красоты.

Кроме того в существующих условиях предприятия салоны красоты можно отнести к малым и средним предприятиям и на маркетинговую активность в этой сфере несомненное влияние оказывает указанная специфика.

В частности, ряд исследований, демонстрирует, что большая часть руководителей малого бизнеса имеют слабое представление о перспективах своей рыночной ниши, нет знаний о потребительских ценностях, объёмах и платежеспособности потенциальных покупателей. В ряде работ отмечается, что "на малых и средних предприятиях (МСП) маркетинг не занимает должного положения"
28. Далее автор показывает, что "не все владельцы \ руководители МСП обладают предпринимательскими способностями и значительную их часть следует отнести к категории «самозанятых»". Таким образом, маркетинг в отсутствии предпринимательских способностей приобретает ключевое значение, которое определяет результативность маркетинговой активности. Сидорчук Р.Р. справедливо отмечает, что "недостаточность ресурсов и квалификации на проведение маркетинговых исследований, недостаточно четкое определение целевых групп клиентов и перспективных рынков (ниш), отсутствие маркетинговых стратегий и фрагментарное использование маркетингового инструментария" определяет низкую отдачу от маркетинга в малых и средних предприятиях.

В сфере услуг салонов красоты такие тенденции заметны, особенно в регионах. В небольших городах (с населением до 500 тысяч человек) при входе на рынок крупного салона, часть сегмента «малых парикмахерских» вынуждена закрываться.

Связано это как с низкой степенью знаний об отрасли, так и тем, что небольшие предприятия чаще всего внедряют новые услуги или решения лишь под давлением необходимости.

То есть клиенты на определенном этапе начинают выражать новые требования к услугам - более качественные материалы, использование новых технологий, стремление к соблюдению «модных тенденций».

Следует констатировать существующую сложность владельцев и руководителей малых салонов красоты в использовании маркетингового инструментария.

Для выработки действенных маркетинговых инструментов следует разделить совокупность малых предприятий. В работе Е.Н. Голубковой и Р.Р. Сидорчук.29 были выделены три сегмента предприятий малого бизнеса, через призму которого мы рассмотрим предприятия относящиеся к салонам красоты:

  • Первый сегмент касается немногочисленных, чаще всего имеющих небольшую численность персонала, предприятия, которые генерируют достаточно высокую выручку. Подобные фирмы быстро развиваются за счет внедрения новых, нестандартных и инновационных решений. Кроме того, они обладают высоким потенциалом к развитию, росту объемов занимаемого рынка и стремятся к развитию. Мы считаем, что в этом случае "бренд", как инструмент маркетинга, служит необходимым условием для дальнейшей работы и развития. Поэтому на определенном этапе (зависит от знаний руководителя или владельца бизнеса), данный сегмент салонов красоты начинает выстраивать свою коммуникационную политику и транслировать атрибуты и ценности бренда. Часто при росте компании для успешного брендинга, такие компании прибегают к профессиональным услугам сторонних организаций или консультантов.


  • Второй сегмент салонов красоты малого формата представляется многочисленными компаниями, успешно работающими на рынке. Их характеристики подразумевают «самозанятость», а целью зачастую служит стабильность функционирования. При этом часть салонов красоты стремится к постепенному росту, вследствие чего внедряются новые услуги, проводится обучение персонала, закупается современное оборудование и т.п.

В сфере маркетинга такие предприятия действуют по-разному, чаще всего обладая маркетинговой активностью (особенно в сфере рекламы), но выстраивание бренда происходит стихийно, без понимания действий или привлечения профессионалов.

  • Третий сегмент салонов красоты представлен в нашей стране наиболее многочисленно. Большая часть таких предприятий малого бизнеса построена на «самозанятости» и не стремится к росту и развитию. Функционируя по принципу «получение прибыли здесь и сейчас», такие салоны не вытраивают долгосрочных планов маркетинга, не используют инструменты брендинга и опираются на обслуживание постоянных клиентов. Из всех возможных атрибутов бренда такие компании обладают лишь названием, которые выбирается не по принципу нейминга, а исходя из личных предпочтений руководства.

Кроме того, салоны красоты третьего сегмента чаще всего имеют маленький состав штата, что не позволяет им обслуживать много посетителей.

Поэтому зачастую такие фирмы в спальных районах не стремятся к популяризации своих услуг и их устраивает текущий уровень компании.

К сожалению, именно этот сегмент и является наиболее подвижным, так как подтверждён большим негативным воздействиям со стороны колебаний рынка, давлению со стороны администраций или других государственных структур. В итоге, не выдерживая требований рынка и конкуренции, не ведя борьбы за клиентов, подобные салоны быстро закрываются.

Кроме того, Сидорчук Р.Р. предложил классификацию предприятий малого бизнеса с точки зрения целей маркетингового управления30. Если применить ее к салонам красоты, то возможна следующая сегментация:

  • «локальные» салоны красоты малого формата, которые работают в одной нише и не стремятся развиваться.

  • салоны красоты - «сателлиты», деятельность которых напрямую зависит от деятельности крупного партнера. Сюда относятся компании, работающие в отрасли по франчайзингу и соответственно, вынужденные вести свою маркетинговую политику в соответствии с требованиями партнёра.

  • салоны красоты «свободного развития» - это те предприятия малого бизнеса, которые, несмотря на свой размер, стремятся к развитию и обладают амбициями по завоеванию большей доли рынка.