Файл: Урок, Смена рабочих зон, Личный выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Плюсы и минусы смешанного обучения

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Модель «Автономная группа»

Принципы работы автономной группы

Модель «Перевернутый урок» («Перевернутый класс»)

Модель «Смена рабочих зон»

Модели группы «Личный выбор»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Технологическая карта урока по теме «Фартук. Снятие мерок для чертежа фартука». 5 класс

Организационная структура урока (время урока — 45 минут)

Домашние задание

Технологическая карта урока по теме «Комплекты для кухни. Грелка на чайник». 8 класс

Маршрутный лист

Критерии оценки работы в группе

Критерии оценки работы в фирме

Групповая работа

Домашнее задание

Организационная структура урока (время урока – 90 минут, 2 урока)

Группа онлайн. Время выполнения – 5 минут

Группа с учителем. Время выполнения – 5 минут

Найди технологические ошибки

СОДЕРЖАНИЕ


Образовательные модели смешанного обучения в условиях реализации ФГОС.
Модели «Перевернуты урок»,
«Смена рабочих зон»,
«Личный выбор»

ВВЕДЕНИЕ




Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера

Джон Дьюн

Мы живём во времена стремительно меняющегося мира, эпоху информационных технологий, где педагог не столько источник знаний, сколько проводник к ним. Современные дети могут найти информацию за считанные минуты, и, если педагог продолжает учить так же, как делал это вчера, он становится им неинтересным. Внедрение ФГОС нового поколения вывело использование информационно-коммуникационных технологий субъектами образовательного процесса на уровень метапредметных результатов, пронизывающих весь процесс обучения. Применение технических средств обучения позволяет не только актуализировать систему образования в соответствии с современными тенденциями развития информационного общества, но и повысить эффективность решения различных педагогических задач.

Вызовы времени требуют от учителя использования новых инструментов и методов построения новых моделей обучения. Моделирование учебного процесса на основе технологии смешанного обучения позволяет обеспечить более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС, а именно дать возможность обучающимся самостоятельно усваивать новые знания, включая организацию освоения, то есть формировать учебные навыки. Основное преимущество такого подхода – гибкость. При смешанном обучении часть занятий переносится в режим онлайн. Более того, часть материала курса школьники могут изучить самостоятельно. Это позволяет индивидуализировать учебный процесс, создать интерактивность обучения и организовать глубокую рефлексию учебной деятельности.

Любая технология без понимания «для чего мы её используем», рискует оказаться бесполезной, не оправдывающей ожидания как педагога, так и ученика. Поэтому учитель XXI века должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по эффективному применению их в своей профессиональной деятельности.

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ


Смешанное обучение – это
технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной «классно - урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения. Ключевым в определении смешанного обучения является - взаимодействие. Использование учителем электронных образовательных ресурсов на уроках для наглядности транслируемого учебного материала к смешанному обучению не может быть отнесено.

Смешанное обучение, построенное на базе взаимодействия обучающегося и учителя, сопровождает процесс обучения в различных формах:

  1. планирование процесса обучения;

  2. поддержка освоения и усвоения учебного материала;

  3. поддержка применения полученных знаний в практической деятельности;

  4. контроль за ходом выполнения тренировочных, диагностических и итоговых работ.


Плюсы и минусы смешанного обучения


Недостатки

Достоинства

Требует больших усилий педагога при разработке образовательной среды. Во многих случаях требует переподготовки педагогов в области информационно-компьютерных технологий.

Индивидуализация: возможность подобрать материалы и упражнения конкретному ученику с учетом его способностей, опыта и уровня подготовки.

Необходим психологический настрой педагога: трудно перестроиться с укоренившейся формы образования. Учитель принимает на себя другую роль: он уже не просто транслятор, а тренер, коуч и помощник.

Неограниченный доступ к цифровым и интерактивным ресурсам.

Учитель теперь не единственный источник знаний.

Дополнительные ресурсы на разработку интерактивных материалов, модернизацию обучающегося пространства: разделение по тематическим зонам, установку компьютерного оборудования и др.

Расширение способов коммуникации: очно с учителем, через социальные сети, мессенджеры, скайп, обучающие платформы. Возможность задать вопрос учителю во внеурочное время, если что-то непонятно. Мгновенная обратная связь, мотивирующая изучать дальше.



Объективность оценки: в случае машинной проверки исключается субъективная оценка учителя.

Повышение уровня ответственности: дети сами принимают решения, они в ответе за результат.




При очном классно-урочном обучении, во-первых, не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Не все и не всегда могут участвовать в обсуждениях в силу определенного распределения социальных ролей в классе (ведомый-лидер), особенностей темперамента (пассивный-активный), объективных обстоятельств (отсутствие по уважительной причине). Во-вторых, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика. При дистанционном обучении за счет утраты спонтанности образовательного процесса нивелируется такой этап, как естественное и быстрое выстраивание цепочек ассоциативных идей и интуитивных открытий, нарушается требование включения нового знания в уже имеющееся. Кроме того, при дистанционном обучении возможна тенденция к отсрочке учебных действий, поскольку данная среда воспринимается многими учащимися из-за отсутствия личных прямых контактов обезличенной, что может вызывать неудовлетворенность образовательным процессом, нарушающее требование психологической комфортности образовательной среды. Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии.

Гибкость предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими рамками урока и школы, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других обучающихся класса. Смешанное обучение обеспечивает вовлеченность в учебный процесс 100% обучающихся. Адаптивность реализуется как возможность организации учебного процесса для учащихся с разными возможностями и запросами. Индивидуализация осуществляется за счет выстраивания учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, при этом методические подходы и педагогические технологии, используемыми учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и с контентом. Обучающиеся при смешанном обучении имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения.


Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в системе образования:

  • расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;

  • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;

  • трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;

  • персонализировать образовательный процесс, побудив обучающегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности.



ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ


Смешанное обучение складывается из:

  1. традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;

  2. интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными образовательными онлайн-ресурсами;

  3. самообразования.

Объем и сочетание названных компонентов зависит от объективных и специфических характеристик образовательного процесса конкретной образовательной организации. Так, например, доля компонента «Самообразование» зависит объективно от возраста и личностных качеств обучающегося, ступени образования и одновременно определяется спецификой образовательной концепции образовательной организации. Существует большое разнообразие моделей в зависимости от доли очного обучения и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения, обучающегося в процессе учебной деятельности (в школе или за ее пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без online учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между учителем и обучающимся, может быть отнесена к смешанному обучению.

Классификация моделей смешанного обучения



Смешанное обучение делится на группы:

  • Первая группа моделей «Ротация» применяется в рамках одного класса. В эту группу входят модели «Автономная группа», «Перевёрнутый класс», «Смена рабочих зон» [1].

  • Вторая группа моделей называется «Личный выбор». Она предполагает взаимодействие детей из разных классов и даже из разных школ. В группу входят модели «Межшкольная группа» и «Индивидуальный учебный план».


Модель «Автономная группа»


Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных УУД; предполагает деление класса на группы, в одной из которых основное обучение ведется online, а компонент личного общения с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального, в другой – основное обучение ведется в традиционной форме, а компонент online-обучения используется для поддержки и отработки навыков [4].