ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Плюсы и минусы смешанного обучения
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Принципы работы автономной группы
Модель «Перевернутый урок» («Перевернутый класс»)
Технологическая карта урока по теме «Фартук. Снятие мерок для чертежа фартука». 5 класс
Организационная структура урока (время урока — 45 минут)
Технологическая карта урока по теме «Комплекты для кухни. Грелка на чайник». 8 класс
Критерии оценки работы в группе
Критерии оценки работы в фирме
Организационная структура урока (время урока – 90 минут, 2 урока)
Группа онлайн. Время выполнения – 5 минут
Какие же все-таки существуют преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс»?
Преимущества | Недостатки |
Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. | Ученик мгновенно не может получить ответ на вопрос при затруднении, ему придется дождаться когда учитель будет онлайн и у него появится возможность ответить на комментарий. |
Фильмы доступны для отсутствующих школьников. | Не каждый ученик выполняет домашнее задание. |
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. | Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно. |
Во время презентации на компьютере можно более доступно и наглядно преподнести материал. | Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы». |
Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). | Ученикам, которые не изучили материалы дома, будет неинтересно на уроке. |
|
Какие могут возникнуть сложности по модели «Перевернутый класс»?
Безусловно, обучение в рамках модели «Перевернутый класс» требует от педагога дополнительной подготовки, особенно на первых порах. Когда учитель только начинает организовывать подобную работу, необходимо учесть, что:
-
каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией; -
обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео); -
нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Таким образом, переход к модели «Перевернутый класс» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Становится возможным более тесное сотрудничество во время образовательного процесса. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
При реализации модели «Перевернутый класс» необходимо выполнение следующих требований:
-
к пространству: зонирование классной комнаты или выделение дополнительных помещений; -
к администрированию образовательного процесса: организация ИКТ опосредованного компонента вне школы; -
к оборудованию: обязательное наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.
Модель «Смена рабочих зон»
Суть модели «Смена рабочих зон» сводится к тому, что обучающиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. Все станции имеют разные цели работы: работа с учителем – получение обратной связи; onlineобучение – развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности за результат, самоорганизации учебных действий; проектная работа – применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения. Число групп может меняться в зависимости от видов учебной деятельности. Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок.
Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 12 обучающихся потребуется 4 компьютера при организации работы на трёх станциях.
Делить на группы можно по разным принципам, например: готовность к уроку, что можно определить с помощью мини-опроса в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома; успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы; наличие пробелов в усвоении предыдущих тем; наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса) и т.д.
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. У учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Рассмотрим преимущества и риски применения модели
«Смена рабочих зон».
Преимущества | Риски |
Повышение мотивации учебной деятельности на основе интереса учащихся к самостоятельной практической деятельности, организации в разных рабочих зонах. | Трудность контроля работы групп для учителя в случае большого одновременного нахождения учащихся в классе. |
Возможность индивидуализации обучения за счет работы учащихся в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Эта особенность позволяет проявить отдельное внимание, как одаренным ученикам, так и тому, кто испытывает сложности в обучении. | Разный темп работы учащихся в классе. |
Снижение утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих группах. | Отсутствие выхода в Интернет для организации работы с видеоматериалами по теме. |
Развитие коммуникативности на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса. | |
При реализации модели «Смена рабочих зон» необходимо выполнение требований:
-
к пространству: произвести сложное зонирование большого учебного помещения, выделить дополнительные помещения; -
к администрированию образовательного процесса: смоделировать смену рабочих зон; -
- к кадровому составу: предусмотреть участие ассистента (тьютора).
Реализация данной модели требует подготовки значительного объема раздаточного материала: опорного конспекта, оценочного листа для заключительной рефлексии, маршрутного листа и т. д.