ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Плюсы и минусы смешанного обучения
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Принципы работы автономной группы
Модель «Перевернутый урок» («Перевернутый класс»)
Технологическая карта урока по теме «Фартук. Снятие мерок для чертежа фартука». 5 класс
Организационная структура урока (время урока — 45 минут)
Технологическая карта урока по теме «Комплекты для кухни. Грелка на чайник». 8 класс
Критерии оценки работы в группе
Критерии оценки работы в фирме
Организационная структура урока (время урока – 90 минут, 2 урока)
Группа онлайн. Время выполнения – 5 минут
Принципы работы автономной группы
-
Поддержка постоянного рабочего ритма деятельности участников автономной группы. Смысл данного принципа в том, чтобы не допускать даже небольших периодов бездействия на уроке в классе, что может произойти в случае непонимания учащимися автономной группы работы одноклассников (если в группе дети с пониженным уровнем познавательных возможностей) или в случае снижения мотивации во время отработки базовых навыков (если в группе сильные учащиеся). Чтобы не допускать периодов бездействия, учитель должен тщательно продумывать ход урока, учитывая состав класса. -
Интеграция деятельности ребят автономной группы в работу всего класса. Соблюдение этого принципа позволяет избежать изоляции группы детей в коллективе. Для этого учитель чередует периоды совместной работы всего класса (например, изучение нового материала в ходе беседы с демонстрацией эксперимента или просмотра видеоматериалов) и периодов самостоятельной работы участников группы (например, при отработке навыков). -
Поддержка мотивации учебной деятельности в группе. Данный принцип важен для поддержки динамики работы автономной группы в течение всего периода обучения. Важно поддерживать интерес к учению, к интеллектуальной деятельности. Для этого необходимо применять разные формы работы для ребят в автономной группе, регулярно проводить анализ деятельности группы, используя диагностические методики. -
Обеспечение достаточного уровня технической поддержки работы автономной группы. Учитывая, что учителю приходится распределять внимание между работой детей класса и автономной группой, наличие технических средств приобретает особую роль, потому как организация самостоятельной деятельности ребят более эффективна на основе современных цифровых средств. Не исключая при этом работу с учебником и дидактическими материалами на бумажной основе, надо создавать такие условия, чтобы каждый ребенок автономной группы знал и понимал ход своей работы на уроке даже в отсутствие ежеминутной поддержки со стороны учителя. -
Поддержка позитивного эмоционального настроя участников автономной группы и комфортных психологических условий работы. Учет данного принципа важен для поддержания эмоционального равновесия в коллективе класса. В случае работы в группе сильных учащихся учителю следует не допустить настроений превосходства, что можно предотвратить путем привлечения ребят из автономной группы к помощи одноклассникам. В случае объединения в группу ребят с невысокими учебными достижениями нельзя допустить их эмоционального отчуждения как «отстающих». В данном случае учителю следует поддерживать даже скромные успехи ребят группы, стимулировать их брать на себя ответственные задания (выступления, организацию учебного проекта).
Планирование работы автономной группы целесообразно выстраивать на основе общего планирования работы класса, отмечая разницу в организации деятельности в классе и дома.
При реализации модели «Автономная группа» необходимо выполнение следующих требований:
-
к пространству: пространственная организация класса должна иметь две зоны – для традиционного урока и зону online-занятий; -
к учителю: учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами. Ведя урок в рамках очного компонента, не столько «объясняет» новый материал, сколько организовывает через систему индивидуальных или групповых заданий знакомство с новым учебным материалом, выполняя функцию помощника при выполнении заданий. Возможен перенос зоны online-обучения в компьютерный класс. В этом случае понадобится ассистент (тьютор), который бы наблюдал за автономной группой.
Модель «Перевернутый урок»
(«Перевернутый класс»)
Модель «Перевернутый класс» – это самая простая модель для реализации, в которой традиционная подача учебного материала и организация домашних заданий меняются местами.
Такое построение урока очень экономит время и развивает самостоятельность детей. Её суть заключается в том, что часть материала, который мы изучаем, как правило, на уроке в рамках 40–45 минут, изучается детьми самостоятельно дома. Прочтение параграфа дома означает уже перевёрнутый класс. На следующий урок дети приходят частично подготовленными. Урок, по сути, начинается с отработки того, что они приготовили дома. Учитель экономит 1520 минут урока на объяснении материала. Он может перед уроком выявить трудности и пробелы, которые возникли у детей при самостоятельном изучении материала. Сэкономленное время потратить на отработку материала. По сути, модель «Перевёрнутый класс» приводит к качественному изменению деятельности учеников: увеличивается доля самостоятельной работы учащихся. Они становятся более самостоятельными и в итоге более мотивированными, потому что, приобретая знания, не чувствуют, что эти знания им навязываются. «Перевёрнутый класс» увеличивает деятельностный компонент урока за счёт экономии времени на объяснительную часть и открывает широкие возможности разнообразить виды деятельности на уроке. Что же дает ученику модель «Перевёрнутый класс»? Во-первых, ученик из пассивного слушателя превращается в активного деятеля. Это значит, ученик при изучении материалов занимает активную позицию, он является не объектом, а субъектом образовательной деятельности, он действует в этой ситуации сам. Во-вторых, не все дети работают в одинаковом темпе. При освоении материала дома самостоятельно ребёнок может регулировать темп работы, выбирать время работы. Кроме того, при использовании электронных средств коммуникации появляется возможность оперативной обратной связи с учителем. Обратная связь с учителем позволяет быстро реагировать на сигналы ученика, решать его проблемы.
Ученики работают дома в учебной online-среде, пользуясь собственным электронным устройством, подключенным к сети net: знакомятся с материалами и повторяют изученное. И у учителя высвобождается ресурс для практической работы на уроке.
В классе школьники закрепляют материал и продолжают с ним работать, эта работа может происходить в форме проектной деятельности, семинара или других интерактивных формах.
Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (JonathanBergman) и Аарон Сэмс (AaronSams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
В основе модели "Перевёрнутый класс" лежит идея организации дистанционной помощи обучающимся в самостоятельной работе по освоению программного учебного материала [1]. Реализация этой модели стала возможна с приходом в школы Интернета, доступности современных гаджетов, позволяющих обращаться к образовательным ресурсам в удобном месте и в подходящее время. Основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов.
Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагог сталкивается в ежедневной работе с обучающимися?
Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:
-
пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать; -
многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл; -
у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным уче-никам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала; -
ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.
Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения обучающимися материалом.
В-третьих, традиционное обучение ограничивает возможности реализации компетентностного подхода, потому что слабо справляется с формированием и развитием у учащихся актуальных в XXI веке компетенций, которые необходимы для успешной учебы и работы:
-
творческий подход и новаторство; -
критическое мышление; -
способность решать проблемы; -
коммуникабельность и сотрудничество; -
информационная и медиаграмотность; -
гибкость и способность к адаптации; -
инициативность и самостоятельность; • способность делать выбор и ответственность; -
лидерство и др.
Исходя из вышесказанного, педагоги подошли к тому, что обучение стоит «перевернуть». Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
-
Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет). -
Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:
-
ученик осваивает материал в индивидуальном темпе; -
отсутствуют временные ограничения; -
возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.
Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» сажают вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент – смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации. Возможно ли такое в рамках традиционного урока? Конечно, но с определенными ограничениями.
Рассмотрим отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс".
Классический урок | «Перевернутый класс» |
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание. Проблема: обучающиеся часто бывают невнимательны в классе и не все успевают записать или списать с доски, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п. | Учитель предлагает объяснение нового грамматического материала в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиеся просматривают видеоролик дома, выполняют упражнения и задания, которые включены для закрепления материала, далее выполняют домашнюю работу по образцу. |