Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 653

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт психологии

Кафедра психологии образования

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Профиль «Психология образования»


Квалификационная работа допущена к защите

зав. кафедройН.Н. Васягина

подпись
« 28» февраля 2020 г.

дата

Исполнитель:

Кадочникова О. В., студент ПСО-1501z заочного отделения


подпись

Руководитель ОПОП:

Н.Н. Васягина

подпись

Научный руководитель: Лозгачева О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования


подпись


Екатеринбург 2020

СОДЕРЖАНИЕ



Введение ………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у

младших школьников ………………………………………………………


7

1.1 Проблема развития навыков саморегуляции в отечественной и

зарубежной литературе ………………………………………………………


7

1.2 Особенности саморегуляции у младших школьников …………………

13

1.3 Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших

школьников ……………………………………………………………………


19

Выводы по первой главе……………………………………………………...

23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития навыков саморегуляции у младших

школьников ………………………………………………………………….


25

2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной

диагностики …………………………………………………………………...


25

2.2 Программа развития навыков саморегуляции у младших школьников

…………………………………………………………………………………..


38

2.3 Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе

реализации программы………………………… ……………………………


47

Выводы по второй главе ……………………………………………………..

58

Заключение ……………………………………………………………..........

60

Список литературы ………………………………………………………...

63

Приложения ………………………………………………………………….

68


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, что прямо нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие специфических видов деятельности и личности обучающегося. Исходя из задач ФГОС НОО, обучающийся начальной школы должен уметь принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, уметь сохранять спокойствие в различных ситуациях, а эти все качества присущи навыкам саморегуляции личности [46, с. 24].

Развитие навыков саморегуляции у младших школьников в процессе педагогической деятельности является одной из основных задач обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС НОО. Кроме того, В.В. Зеньковский в своей книге «Психология детства» пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию индивидуальных психологических особенностей младших школьников» [21]. Образованный человек должен быть, прежде всего, спокойным и уравновешенным в современном мире, все эти качества присущи саморегуляции.

Представление о человеке как самоактуализирующейся, организованной системе выводит на первый план такие понятия, как

«личность», «саморегуляция».

Взаимосвязь между ними отражает термин

«личностная саморегуляция» [53]. Изучая саморегуляцию, исследователи придают значение личностным проявлениям – А. Бандура, Л.И. Божович, Б.Б. Коссов, Г. Олпорт, Дж. Роттер, А.И. Щербаков, З. Фрейд, В.А. Ядов и другие. И проводя анализ личностных структурных компонентов, учёные

отводят ведущую роль психологическим механизмам регуляции жизнедеятельности А. Адлер, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, З. Фрейд, В.А. Ядов и др.

Исследователи младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.В. Захарова, А.К. Маркова, Н.С. Лейтес, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и другие) рассматривают данный период как наиболее чувствительный к самоизменению, самораскрытию, к внешним обучающим и воспитательным воздействиям [51].

Основой осознанной самоорганизации и самопознания личности является субъектность, которую В.И. Слободчиков определяет «… как свойство личности, в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, реализующему преобразующую внешнюю (творческую) и внутреннюю (самодетерминирующую и смыслообразующую) активность» [45.Слободчиков, В.И, с. 69]. Субъектность личности ребенка является «… целостным структурнофункциональным образованием с особым качеством и структурой автономной саморегуляции…». Отслеживая свои позитивные изменения, обучающиеся совершенствуют навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции в целом, а также учатся объективно оценивать свои действия и действия других людей, усваивают нормы поведения, общения,
отношения к себе и другим людям.

Анализ публикаций за последние годы показал, что становление навыков саморегуляции обусловлено социокультурными факторами. Так, исследования А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского [40. Петровский, А.В., Ярошевский, с. 97] опубликованные в статье «Развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста», говорят о проблемах снижения самоконтроля и самоорганизации. Отставание в формировании навыков общения, недоразвитии речевой активности и как следствие, знаменателем данных нарушений является снижение уровня саморегуляции в действиях ребенка, направленных на познание предметного и социального мира.

Потребности социальной среды, ставят перед нами задачу воспитания и обучения активной личности, наделенной самостоятельностью и саморегуляцией.

В связи с этим возникает проблема развития навыков саморегуляции в младшем школьном возрасте в образовательном процессе.

Объект исследования – развитие саморегуляции у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования программа развития саморегуляции у младших школьников.

Цель исследования теоретически обосновать и проверить в опытно-поисковой работе эффективность методов и приемов развития саморегуляции у младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие саморегуляции у младших школьников будет успешно осуществляться, если созданы следующие психолого-педагогические условия:

  • создание ситуаций для свободного выбора детьми в совместной деятельности на занятиях с педагогом-психологом;

  • недирективная помощь детям в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

  • поддержка детей в процессе решения проблемных ситуаций через проведение индивидуальных и групповых занятий с педагогом психологом.


В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблему развития саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе.

  2. Описать особенности саморегуляции у младших школьников.

  3. Охарактеризовать способы развития саморегуляции у младших школьников.

  4. Отобрать методики исследования, провести анализ результатов констатирующей работы.

  5. Составить программу развития навыков саморегуляции у младших школьников.

  6. Провести анализ результатов формирующей работы.