Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 655

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, развития тактильного общения и доверия друг к другу, а при сообщении цели и задач актуализировать внимание на ощущениях, связанных с настроением, делать установку на создание собственного положительного настроения с помощью мимики. Здесь же возможно короткое освещение теоретического материала. В практической части занятия целесообразно использовать статичные, динамичные и ролевые задания. Необходимо также включить мимические упражнения, дыхательную гимнастику, ритмопластику, подвижные игры с применением «сюжетной визуализации». В заключительной части рекомендуется использовать игры на восстановление дыхания, делать анализ проведенных игр и рефлексию. В результате таких занятий, по мнению автора, сочетающих подвижные и малоподвижные приемы эмоциональной саморегуляции, дети обучаются достигать три основных эффекта: успокоения, восстановления и активации [28].

Проведя анализ подходов к развитию навыков саморегуляции можно заключить, что развитие навыков саморегуляции должно происходить на

физиологическом, эмпатийно-чувственном и экспрессивном уровнях, что определяет эффективность таких методов в работе, как активная работа с пиктограммами и другими наглядными материалами, игровое проигрывание ситуаций, разыгрывание этюдов по ролям, психогимнастика, метод «общего рассказывания историй», артерапия, мимические и дыхательные упражнения. Также, изучив основные содержательные аспекты можно подытожить, что наибольшая эффективность групповой формы работы можно наблюдать в группах 8 -12 человек, при выдержке определенной структуры занятия, где упражнения чередуется между собой для наиболее эффективного
восприятия. Следует отметить, что возможность развития навыков путем таких занятий является эффективным и быстрым способом, а значит можно предположить, что использование специальных упражнений в образовательном процессе могут способствовать развитию навыков саморегуляции.

Выводы по первой главе


Проблема развития навыков саморегуляции широко изучается как в зарубежной, так и в отечественной психологии, приобретая особую значимость в настоящее время. В работе понятие саморегуляция рассматривается как процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что наиболее сензитивным к развитию навыков саморегуляции является младший школьный возраст. В ходе анализа исследований становления саморегуляции в онтогенезе были выделены такие ресурсы как произвольность всех психических процессов, рефлексия, а также внутренний план действий, которые являются новообразованиями психического развития младшего школьного возраста.

Анализ подходов к развитию у младших школьников навыков саморегуляции позволил сформулировать основные организационные и содержательные аспекты составления и реализации программы.

Определена эффективность групповой работы, отмечается действенность систематического коррекционно-развивающего воздействия. Также посредством теоретического анализа выявлено, что развитие навыков саморегуляции должно происходить на физиологическом, эмпатийно- чувственном и экспрессивном уровнях, что определяет эффективность таких методов в работе, как активная работа с пиктограммами и другими наглядными материалами, игровое проигрывание ситуаций, разыгрывание этюдов по ролям, психогимнастика, метод
«общего рассказывания историй», артерапия, мимические и дыхательные упражнения для формирования умения осознавать собственное эмоциональное состояние, идентифицировать и интерпретировать эмоциональные состояния, выражать свое эмоциональное состояние в соответствии с социальными нормами, снижать психоэмоциональное напряжение, осуществлять самоконтроль эмоционального состояния.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации программы развития навыков саморегуляции у младших школьников

    1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики

На основе анализа теоретической литературы были определены основные теоретические положения, требующие практического доказательства в ходе выполнения экспериментальной работы.

Цель эмпирического исследования состояла в том, чтобы оценить волевую активность младших школьников (волевой компонент саморегуляции), определить уровень саморегуляции младших школьников (компонент регуляции действия), изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего возраста (эмоциональный компонент саморегуляции).

Опытно – экспериментальное исследование реализовывалось в 3 этапа:

      1. этап – диагностический - оценка волевой активности субъектов, определение уровня саморегуляции субъектов, изучение уровня и характера тревожности, связанного со школой у детей младшего возраста.

      2. этап – формирующий - составление и реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, которая будет включать в себя такие методы, как упражнения, ролевые игры и задания, которые поспособствуют формированию умений эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции младших школьников.

      3. этап контрольно-обобщающий - анализ полученных результатов «до» и «после» применения программы развития навыков саморегуляции детей младшего школьного возраста; сопоставление анализа с целью.


Методики исследования:

    • «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкого,

    • «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенковой,

    • «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса.

Краткая характеристика диагностического инструментария приведена ниже, полная характеристика диагностического инструментария представлена в Приложении 1.

Методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств»(А.И. Высоцкий)

Цель методики: оценка волевых качеств (самостоятельности, выдержки, дисциплинированности), субъекта, проявляемых в, каком, либо виде деятельности.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

В нашем исследовании волевого компонента саморегуляции младших школьников, для наблюдения и оценки мы использовали три волевых качества, таких как, самостоятельность, выдержка и дисциплинированность.

Методика «Изучение уровня саморегуляции» (У.В. Ульенкова)

Цель методики: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.