Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 659
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
Программа развития навыков саморегуляции у младших
школьников
Cмысловая регуляция играет ведущую роль в общей системе саморегуляции, а так же порождает новые смысловые системы и ориентирована на гармонизацию мотивационной сферы, но так же смысловая саморегуляция предполагает сформированность индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека, психологическую направленность, некоторую недоверчивость, а так же принятие, как позитивных, так и негативных проявлений своей сущности как естественных. Поскольку смысловая регуляция еще не может удерживать проявление природной индивидуальности ребенка, именно волевой, эмоциональный компонент саморегуляции, а так же компонент регуляции деятельности может быть очень важен для младшего школьника в процессе обучения.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального и волевого компонентов саморегуляции, а так же компонента регуляции действия обусловлена тем, что возрастной период 8- 9 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и волевой сферы: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом
потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в
стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности
и становится важным фактором, определяющим направленность его личности. Учебная деятельность порождает у младших школьников достаточно много напряженных (стрессовых) ситуаций, требующих от ребенка адекватности и произвольности в ситуативном реагировании; необходимости управлять своим эмоциональным самочувствием и состоянием, а условий для воспитания этих навыков в процессе учебной деятельности недостаточно.
Данная программа по развитию навыков саморегуляции, в частности ее эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить их возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности, сохранение психического здоровья детей и формирование саморегуляции.
По результатам констатирующего эксперимента мы выяснили, что у испытуемых 3 А класса сильно развиты волевые качества, такие как самостоятельность, выдержка и дисциплинированность. Так же нами было выяснено, что у большинства испытуемых высокий уровень саморегуляции. Что касается эмоционального компонента в частности уровня тревожности, то результаты оказались следующими: достаточно низкими по сравнению с результатами по двум предыдущим методикам, поэтому в программе развития навыков саморегуляции
младших школьников мы задействуем волевой и эмоциональные компоненты саморегуляции и компонент регуляции действия.
Цель программы: развитие навыков саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
-
формировать представления детей об эмоциональных состояниях, -
умения их различать и понимать; -
развивать умения вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание; -
совершенствовать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимой); -
обучать конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; -
обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
Для того чтобы эмоциональный, волевой компоненты саморегуляции и компонент регуляции действия младших школьников значительно повысились, мы предлагаем к реализации программу развития навыков саморегуляции младших школьников, программа рассчитана на 10 занятий, занятия поводятся 2 раза в неделю длительностью 40 минут, продолжительность программы составляет 1 месяц (5 недель).
В основу комплекса занятий положена программа формирования эмоционально – волевой регуляции у обучающихся начальной школы Н.П. Слободняк «Шаг навстречу».
Структура программы: конспекты занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Темы занятий отражают личные проблемы детей младшего школьного возраста, поэтому они могут использоваться не только с целью формирования саморегуляции учащихся
, но и как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов поведения. Большое внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевому переигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и рефлексии. Занятия по форме
напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры школьники овладевают навыками эмоционального саморегулирования. На занятиях у школьников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и сформировать свое поведение.
Структура занятия включает в себя три части:
-
Вводная часть -
Основная часть -
Заключительная часть
Вводная часть. Цель: ознакомить детей с элементами выразительных движений, таких как, мимика, жесты, поза и походка; работа со словами, обозначающими эмоциональные состояния.
Основная часть. Цель: рассказ ведущего по теме занятия; вопросы для обсуждения; психологические игры и упражнения.
Заключительная часть. Цель: снятие психоэмоционального напряжения; рефлексия.
Материально – техническое оснащение: наглядные пособия
«Гномы настроений», «Пиктограммы основных эмоциональных состояний», бланки «Дневник настроений» для каждого обучающегося.
С полными конспектами проведенных занятий можно ознакомиться
в Приложении 5.
Тематическое планирование
п/п | Тема занятия | Цель, задачи | Форма работы |
1. | Эмоции и | развивать | эмоциональ |
| взаимопонимание | мимические и пантомимические способности; познакомить детей с видами эмоциональных состояний и мимических способах их выражения; обучать умению распознавать чувства других людей; обучать детей приемам расслабления; обучение умению выражать свое эмоциональное состояние. | ный тренинг (мимическая гимнастика), ролевые игры, подвижные игры, упражнение на релаксацию |
2. | Разные настроения | развивать мимические и пантомимические способности; познакомить детей с понятием «настроение»; создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них; обучать детей приемам расслабления; обучение | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), беседа, домашнее задание, упражнение на релаксацию. |
| | умению выражать свое эмоциональное состояние. | |
3. | Учимся меня свое настроение | развивать мимические и пантомимические способности; развивать в детях умение управлять своим настроением; дать им представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением; развивать способность детей к рефлексии; обучать детей приемам расслабления; обучение умению выражать свое эмоциональное состояние | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), беседа, упражнение, упражнение на релаксацию. |
4. | Как найти выход из трудной ситуации | развивать мимические и пантомимические способности; научить детей управлять своим настроением; научить их искать выход из | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), упражнение, обсуждение, упражнение на |