Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 654
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
Методы исследования:
-
теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной); -
эмпирические, в том числе опрос, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, системный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: База исследования: ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована педагогом-психологом или психологической службой в образовательных организациях для развития навыков саморегуляции у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список литературы из 54 наименований, приложения. Объем работы составляет 113 страниц.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
-
Проблема развития навыков саморегуляции в отечественной и зарубежной литературе
Понятие «саморегуляция» (лат. Regulare – приводить в порядок, налаживать) означает процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а так же поступками [47, с. 386].
Понятие
регуляции впервые ввел П. Жанэ, утверждая, что способность к саморегуляции является наивысшим критерием развития личности. Саморегуляция рассматривалась им как процесс опосредованния социальных норм и ценностей, как система внутренних требований, которые превращают человека в активного субъекта [51, с. 292].
Д.И. Фельдштейн в концепции логотерапии специально выделяет смысловую регуляцию поведения, подразумевая под ней поиск и принятие того или иного смысла жизни, которым должно быть пронизано любое жизненное событие [49, с. 44].
В современной зарубежной психологии, несмотря на множество и разнообразие определений саморегуляции (например, способность следовать требованиям взрослых, послушание и демонстрация адекватного социального поведения при отсутствии внешнего контроля, управление своей моторной и вербальной активностью и т.д.), большинство авторов под саморегуляцией понимают следование образцам социального, одобряемого поведения. При этом развитие саморегуляции рассматривается как подчинение ребенка требованиям взрослых, навязанных извне, противостоящим собственным желаниям ребенка [3, с. 131].
Рассмотрим определение понятия саморегуляции в разных областях научных знаний: биологии, психологии и педагогике.
В.В. Давыдова в акмеологическом словаре рассматривает саморегуляцию как: 1) понятие, использованное раннее в биологии и общей теории систем, которое получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие саморегуляции связано с
новой парадигмой психологической науки, заключающейся в преодолении структурной, статической методологии и переходе к методологии функциональной; 2) индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и отпитимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней; 3) поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности приятным личностью целям [20, с. 129].
В психологии предлагают следующие определения.
И.П. Гордеев рассматривает саморегуляцию психологическую, как целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью [15].
В.В. Зелинского выделяет в своих исследованиях саморегуляцию психическую – понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным [26, с. 131].
И.Н. Истратова в Оксфордском толковом словаре указывает, что саморегуляция – приблизительный синоним саморуководства, но используемый более «нейтрально». То есть этот термин не предполагает теоретических дискуссий, которые лежат в основе коннотаций его приблизительного синонима [19, с.
826].
В психологическом словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [40, с. 344].
Педагог Г.Р. Шагивалеева раскрывает психическую саморегуляцию как систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управления своей психикой. Саморегуляция может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и некоторыми другими способами [53, с. 11].
Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени, автоматизированные ситуативные уровни.
В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами саморегуляции могут быть:
-
психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям); -
содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т.д.); -
волевые и др. [3, с. 131].
Структура саморегуляции характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с
психическими механизмами обратной связи и
информации, носителями которой могут быть различные формы, как чувственные, так и понятийные [6, с. 73-82].
Возможности саморегуляции ограничиваются, с одной стороны сверх значимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно – смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей [3, с. 132].
Смысл является интегративной категорией и рассматривается, как единица анализа личности отмечает Е.П. Лупанова [33, с. 44-46].
Произвольная саморегуляция осуществляет направленность психических и личностных свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей, а также использует все психические возможности в качестве средств обеспечения оптимального осуществления профессиональной деятельности [3, с. 130].
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что саморегуляция
это:
-
особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; -
управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; -
целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно – психических состояний в целом; -
целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; -
«внутренняя» регуляция поведенческой активности человека; -
взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.