Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 652
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
проанализировать и обобщить результаты первичной диагностики; реализовать программу развития навыков саморегуляции младших школьников; проанализировать эффективность программы развития навыков саморегуляции младших школьников; провести повторную диагностику сформированности эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты повторной диагностики.
При отборе диагностического инструментария мы опирались на задачи исследования. Методики предназначались для оценки волевых качеств, определения уровня сформированности саморегуляции, а так же изучения и уровня характера тревожности связанного со школой у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки и реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения гипотезы.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наибольшие изменения произошли по показателям волевого компонента саморегуляции (волевое качество «самостоятельность» увеличилось на 17,4%, волевое качество «выдержка» увеличилось на 13%, волевое качество
«дисциплинированность» увеличилось на 8,7% на высоком уровне), по показателям компонента регуляции действия (средний уровень саморегуляции увеличился на 8,7%, уровень саморегуляции выше среднего увеличился
на 8,8%), по показателям эмоционального компонента саморегуляции (низкий уровень школьной тревожности увеличился на 26,1%, повышенный уровень школьной тревожности снизился на 17,4%, высокий уровень тревожности снизился с 9% до 0%).
Таким образом, реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, способствовала развитию компонента регуляции действия испытуемых, так же в ходе реализации программы развития мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа развития навыков саморегуляции позволила оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается положительными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Следовательно, гипотеза
подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.
№ 7. – С. 64.
- №2. - С.8-11.
// Вестник Московского университета. – 2015. - № 3. – С. 73-82.
– С. 147-151.
школьников / В.И. Долгова // Психологические науки. – 2019. - № 1. – С. 203-205.
– Т. 44. – С. 157–166. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56990.htm (дата обращения 12.12.2019).
При отборе диагностического инструментария мы опирались на задачи исследования. Методики предназначались для оценки волевых качеств, определения уровня сформированности саморегуляции, а так же изучения и уровня характера тревожности связанного со школой у детей младшего школьного возраста.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки и реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения гипотезы.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наибольшие изменения произошли по показателям волевого компонента саморегуляции (волевое качество «самостоятельность» увеличилось на 17,4%, волевое качество «выдержка» увеличилось на 13%, волевое качество
«дисциплинированность» увеличилось на 8,7% на высоком уровне), по показателям компонента регуляции действия (средний уровень саморегуляции увеличился на 8,7%, уровень саморегуляции выше среднего увеличился
на 8,8%), по показателям эмоционального компонента саморегуляции (низкий уровень школьной тревожности увеличился на 26,1%, повышенный уровень школьной тревожности снизился на 17,4%, высокий уровень тревожности снизился с 9% до 0%).
Таким образом, реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, способствовала развитию компонента регуляции действия испытуемых, так же в ходе реализации программы развития мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа развития навыков саморегуляции позволила оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается положительными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Следовательно, гипотеза
подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.
Список литературы
-
Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: ИОИ, 2017. – 176 с. -
Антипова, Д.А. Актуальные вопросы современной психологии по саморегуляции личности / Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2017. -
№ 7. – С. 64.
-
Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М., 2015. – 300 с. -
Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2015.
- №2. - С.8-11.
-
Бодалев, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. – 2016. – № 5. – С. 2-7. -
Братусь, Б.С. Общая психология как университетская наука / Б.С. Братусь
// Вестник Московского университета. – 2015. - № 3. – С. 73-82.
-
Бандура, А. Теория социального научения: монография / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с. -
Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребенка / Н.П. Боркина. – URL: https://urok.1sept.ru (дата обращения: 23.10.2019). -
Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. – М.: Оперант, 2015. – 480 с. -
Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Вареца // Вестник «АГУ». – 2015. - № 2 (159).
– С. 147-151.
-
Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец. / Т.Г. Волкова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 80 с. -
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 480 с. -
Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 117 с. -
Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.А. Гонина. – М.: «Флинта», 2018. – 278 с. -
Гордеев, И.П. Саморегуляция в младшем школьном возрасте. – URL: https://multiurok.ru/files/samoreguliatsiia-v-mladshem-shkolnom- vozraste.html (дата обращения 15.01.2020). -
Зобков, А.В., Турчин, А.С. Саморегуляция учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. – Владимир-Иваново, 2013. – 251 с. -
Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. – Иваново-Санкт Петербург, 2013. – 320 с. -
Иванова, Л. В., Слав, М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 7. – С. 36-40. -
Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – М.: Фениск, 2013. – 352 с. -
Давыдов, В.В. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.6 Директ-медиа, 2014. – 331 с. -
Драгунова, И.В. Хрестоматия по возрастной психологии: «Кризис» объясняли по-разному / И.В. Драгунова. - Воронеж : Издательcтво НПО Модек, 2018. – 501 с. -
Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 127-135 23.Долгова, В.И. Управление процессом саморегуляции у младших
школьников / В.И. Долгова // Психологические науки. – 2019. - № 1. – С. 203-205.
-
Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / И.В. Дубровина. – М., 2015. – 368 с. -
Зелинский, А.С. Психическая саморегуляция (аутотренинг) / А.С. Зелинский. – URL: https://psyfactor.org/lib/zln16.htm (дата обращения: 01.12.2019). -
Иванова, Л. В., Слав М. Г. Формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
– Т. 44. – С. 157–166. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56990.htm (дата обращения 12.12.2019).
-
Ильясова, Г.И. Развитие саморегуляции младших школьников : диагностика и развитие / Г.И. Ильясова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 37 с. -
Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.— 63 c. -
Купцова, С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья / С.А. Купцова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. - № 2. – С. 221-227. -
Лазарев, С.Н. Концепция системы половой саморегуляции и история ее развития / С.Н. Лазарев. – URL: https://psy.wikireading.ru/76273 (дата обращения: 25.01.2020). -
Лейтес, Д.И. Психология одаренности детей и подростков / Д.И. Лейтес. – М.: Academia М, 2012. – 332 с. -
Лупанова, Е.П. Самоконтроль у младших школьников и его развитие в учебной деятельности / Е.П. Лупанова // Народной образование. – 2015. – С.44-46. -
Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - 214 c. -
Моросанова, В.И. Психология саморегуляции / В.И. Моросанова. – М.: Нестор-история, 2012. – 280 с. -
Олпорт Г. Диспозициональное направление в теории личности / Г.Олпорт. – Санкт Петербург, 2015. – 309 с. -
Осадько, О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников : диссертация канд. псих. наук. – Киев, 2011. – 170 с. -
Парыгин, Б.П. Анатомия общения: учебное пособие / Б.П. Парыгин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 301 с. -
Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении : учебное пособие / Т.М. Панкратова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с. -
Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. – М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2017. – 528 с. -
Прохоров, О.А. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности: монография / О.А. Прохоров. - Москва: ПЕР СЭ, 2005. – 350 с. -
Развитие саморегуляции младших школьников. – URL: http://psihdocs.ru/razvitie-samoregulyacii-u-mladshih-shkolenikov (дата обращения: 25.11.2019). -
Седова, Е.О. Коррекция нарушений формирования саморегуляции у младших школьников : дис….кан.псих.наук 19.00.10 ; Московский городской псих.-пед.ун-т. – Москва, 2015. – 155 с. -
Серебренникова, В.Г. Диагностика младших школьников. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/01/13 (дата обращения 02.09.2019). -
Слободняк, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у уча- щихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практ. пособие / Н. П. Слободняк. М.: АйрисПресс, 2012. – с. 176. -
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373] // Приказ Министерства образования РФ. – 2009. - № 373. – 41 с. -
Федоренко, Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе / Л.Г.Федоренко. – М.: МГППУ, 2017. – 272 с. -
Федосеева, Е.С. Формирование личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками : дис….кан.пед.наук : 13.00.01 / Е.С. Федосеева ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2016. – 172 с. -
Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Д.И. Фельдштейн. - М., 2015. – 523 с. -
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_06.shtml (дата обращения 11.12.2019). -
Фрейд, А. Введение в детский психоанализ / А. Фрейд. – М.: ИОИ, 2016.