Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 665
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
| | трудных ситуаций; обучать детей приемам расслабления; обучение умению контролировать свое поведение и эмоциональное состояние | релаксацию. |
5. | Меняем отношение к тому, что нас огорчает | развивать мимические и пантомимические способности; научить детей искать выход из трудной ситуации, изменить которую невозможно; познакомить детей с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации; обучать детей приемам расслабления; обучение умению контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), обсуждение, упражнение, обучение, упражнение на релаксацию. |
6. | Избавляемс я от плохих мыслей | развивать мимические и пантомимические | эмоциональ ный тренинг (мимическая |
| | способности; научить детей применять полученные навыки изменения отношения к ситуации; учить их способам саморегуляции; обучать детей приемам расслабления. | гимнастика), дидактическая игра, беседа, игра-упражнение, упражнение на релаксацию |
7. | Как победить страх | развивать мимические и пантомимические способности; предупреждать и корректировать страхи; обучать детей приемам расслабления; обучение умению контролировать свое поведение и эмоциональное состояние | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), дидактическая игра, беседа, арт- терапия, работа с текстом, работа с рисунками, подвижная игра. |
8. | Прогоняем злость | развивать мимические и пантомимические способности; предупреждение агрессивных состояний детей; обучение их способам снятия | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), дидактическая игра, беседа, подвижная игра, обсуждение, |
| | агрессивных состояний; обучать детей приемам расслабления; обучение умению контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. | обучение, упражнение на релаксацию. |
9. | Саморегуля ция | развивать мимические и пантомимические способности; научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессии; обучать детей приемам расслабления; обучить умению снимать эмоциональное напряжение. | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), работа со стихотворениями, беседа, обсуждение, тренинг смены настроений, обучение, релаксационные упражнения. |
10. | Вырабатыв аем уверенность в своих силах | развивать мимические и пантомимические способности; вырабатывать у детей умение помогать себе; обучать детей приемам расслабления; обучение умению снимать | эмоциональ ный тренинг (мимическая гимнастика), упражнение, беседа, упражнение- тренинг, обсуждение, |
| | эмоциональное напряжение | упражнение на релаксацию. |
Таким образом, для реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников и достижения успешных результатов требуется системный, целенаправленный и творческий подход. Разработанная программа развития навыков саморегуляции младших школьников отвечает возрастным и психофизиологическим особенностям младших школьников.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
В исследовании волевого, эмоционального компонентов саморегуляции и компонента регуляции действия младших школьников на формирующем этапе эксперимента приняли участие обучающиеся ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа», класс 3 А, в составе 23 человек в возрасте 8-9 лет, из которых 14 мальчиков (60,86% от общего числа детей в классе) и 9 девочек (39,14% от общего числа детей в классе.
Для того чтобы проверить насколько эффективной оказалась реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников была проведена вторичная диагностика по методикам: «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий, «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс.
Результаты вторичной диагностики по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий представлены в Приложении 6, таблица 10, а так же на Рисунке 6,7.
Рисунок 6 – Результаты общей суммы каждого волевого качества испытуемых по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» на формирующем этапе
На рисунке 6 отражены суммарные показатели по классу. Это дает представление о соотношении выраженности волевых качеств в группе испытуемых на формирующем этапе эксперимента.
Следуя интерпретации «Метода наблюдения для оценки волевых качеств», общая оценка каждого волевого качества, определяется, как среднеарифметическое, полученное
от деления суммы оценок данного качества, на число оценивающих, следовательно, среднеарифметическое волевого качества самостоятельности составляет 4 балла (общая сумма волевого качества самостоятельности – 93 поделенная на количество испытуемых – 23 человека, 93/23 = 4), что говорит нам о сильно развитой самостоятельности испытуемых (волевое качество сильно развито – 4 балла).
Среднеарифметическое волевого качества выдержки составляет 4,5 балла (общая сумма волевого качества выдержки – 104 поделенная на
количество испытуемых – 23 человека, 104/23 = 4,5), что говорит нам о сильно развитой выдержке испытуемых.
Среднеарифметическое волевого качества дисциплинированности составляет 4,6 балла (общая сумма волевого качества дисциплинированности – 107 поделенная на количество испытуемых – 23 человека, 107/23 = 4,6), что говорит нам о сильно развитой дисциплинированности испытуемых.
Далее на рисунке 7 представлены уровневые оценки средних значений волевых качеств испытуемых.
Рисунок 7 – Распределение показателей полученных по методике «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» по уровням на формирующем этапе
Такое волевое качество как самостоятельность у испытуемых наблюдается у 2 человек (9%) на низком уровне, так же у 2 человек (8,7%) на среднем уровне, у 19 человек (82,6%) на высоком уровне. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – самостоятельность сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Такое волевое качество как выдержка у испытуемых наблюдается у 2 человек (8,7%) на среднем уровне, у 21 человека (91,3%) на высоком
уровне. Испытуемых с низким уровнем выдержки выявлено не было. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – выдержка сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Такое волевое качество как дисциплинированность у испытуемых наблюдается у 1 человека (4,3%) на низком уровне, у 2 человек (8,7%) на среднем уровне, у 20 человек (87%) на высоком уровне. Полученные результаты показывают нам, что волевое качество – дисциплинированность сильно развито и преобладает у большинства испытуемых.
Результаты повторной диагностики по методике «Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова представлены в Приложении 7, таблица 11, а так же на Рисунке 8.
Рисунок 8 – Распределение данных по уровням саморегуляции испытуемых по методике «Изучение уровня саморегуляции» на формирующем этапе
У 10 человек (43,4%) из 23 наблюдается высокий уровень саморегуляции, это характеризуется тем, что ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.
У 6 человек (26,1%) из