Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 656

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проанализировать и обобщить результаты первичной диагностики; реализовать программу развития навыков саморегуляции младших школьников; проанализировать эффективность программы развития навыков саморегуляции младших школьников; провести повторную диагностику сформированности эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников; проанализировать и обобщить результаты повторной диагностики.

При отборе диагностического инструментария мы опирались на задачи исследования. Методики предназначались для оценки волевых качеств, определения уровня сформированности саморегуляции, а так же изучения и уровня характера тревожности связанного со школой у детей младшего школьного возраста.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили необходимость разработки и реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, для подтверждения гипотезы.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что наибольшие изменения произошли по показателям волевого компонента саморегуляции (волевое качество «самостоятельность» увеличилось на 17,4%, волевое качество «выдержка» увеличилось на 13%, волевое качество

«дисциплинированность» увеличилось на 8,7% на высоком уровне), по показателям компонента регуляции действия (средний уровень саморегуляции увеличился на 8,7%, уровень саморегуляции выше среднего увеличился
на 8,8%), по показателям эмоционального компонента саморегуляции (низкий уровень школьной тревожности увеличился на 26,1%, повышенный уровень школьной тревожности снизился на 17,4%, высокий уровень тревожности снизился с 9% до 0%).

Таким образом, реализация программы развития навыков саморегуляции младших школьников, способствовала развитию компонента регуляции действия испытуемых, так же в ходе реализации программы развития мы добились успеха в развитии эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Программа развития навыков саморегуляции позволила оптимизировать процесс развития компонентов саморегуляции младших школьников.

Эффективность программы подтверждается положительными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов саморегуляции младших школьников. Следовательно, гипотеза

подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.

Список литературы


  1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – М.: ИОИ, 2017. – 176 с.

  2. Антипова, Д.А. Актуальные вопросы современной психологии по саморегуляции личности / Д.А. Антипова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. 2017. -

№ 7. – С. 64.

  1. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М., 2015. – 300 с.

  2. Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / Алла Валериевна Аркадьева // Начальная школа плюс До и после. - 2015.

- №2. - С.8-11.

  1. Бодалев, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная школа. 2016. 5. – С. 2-7.

  2. Братусь, Б.С. Общая психология как университетская наука / Б.С. Братусь

// Вестник Московского университета. – 2015. - 3. С. 73-82.

  1. Бандура, А. Теория социального научения: монография / А. Бандура. М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с.

  2. Боркина, Н.П. Основы развития саморегуляции ребенка / Н.П. Боркина. URL: https://urok.1sept.ru (дата обращения: 23.10.2019).

  3. Варгас, Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / Дж. Варгас. – М.: Оперант, 2015. – 480 с.

  4. Вареца, Е.С. Возможности формирования личностной саморегуляции младших школьников / Е.С. Вареца // Вестник «АГУ». 2015. - 2 (159).

С. 147-151.


  1. Волкова, Т.Г. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец. / Т.Г. Волкова. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 80 с.

  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2017. 480 с.

  3. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 117 с.

  4. Гонина, О.А. Психология младшего школьного возраста : учебное пособие / О.А. Гонина. – М.: «Флинта», 2018. – 278 с.

  5. Гордеев, И.П. Саморегуляция в младшем школьном возрасте. URL: https://multiurok.ru/files/samoreguliatsiia-v-mladshem-shkolnom- vozraste.html (дата обращения 15.01.2020).

  6. Зобков, А.В., Турчин, А.С. Саморегуляция учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. Владимир-Иваново, 2013. 251 с.

  7. Зобков, А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности : монография / А.В. Зобков. Иваново-Санкт Петербург, 2013. 320 с.

  8. Иванова, Л. В., Слав, М. Г. Психолого-педагогическое формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образован / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - 7. – С. 36-40.

  9. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – М.: Фениск, 2013. 352 с.

  10. Давыдов, В.В. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.6 Директ-медиа, 2014. – 331 с.

  11. Драгунова, И.В. Хрестоматия по возрастной психологии: «Кризис» объясняли по-разному / И.В. Драгунова. - Воронеж : Издательcтво НПО Модек, 2018. – 501 с.

  12. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 127-135 23.Долгова, В.И. Управление процессом саморегуляции у младших


школьников / В.И. Долгова // Психологические науки. 2019. - 1. С. 203-205.

  1. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / И.В. Дубровина. М., 2015. – 368 с.

  2. Зелинский, А.С. Психическая саморегуляция (аутотренинг) / А.С. Зелинский. URL: https://psyfactor.org/lib/zln16.htm (дата обращения: 01.12.2019).

  3. Иванова, Л. В., Слав М. Г. Формирование саморегуляции детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / Л.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016.

Т. 44. С. 157–166. URL: http://e-koncept.ru/2016/56990.htm (дата обращения 12.12.2019).

  1. Ильясова, Г.И. Развитие саморегуляции младших школьников : диагностика и развитие / Г.И. Ильясова. Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 37 с.

  2. Королева Н.Н. Психосемантические методы диагностики личности [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Королева Н.Н.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.— 63 c.

  3. Купцова, С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья / С.А. Купцова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. - № 2. С. 221-227.

  4. Лазарев, С.Н. Концепция системы половой саморегуляции и история ее развития / С.Н. Лазарев. URL: https://psy.wikireading.ru/76273 (дата обращения: 25.01.2020).

  5. Лейтес, Д.И. Психология одаренности детей и подростков / Д.И. Лейтес. – М.: Academia М, 2012. – 332 с.

  6. Лупанова, Е.П. Самоконтроль у младших школьников и его развитие в учебной деятельности / Е.П. Лупанова // Народной образование. – 2015. – С.44-46.

  7. Моросанова, В.И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. - М.: Институт психологии РАН, 2017. - 214 c.

  8. Моросанова, В.И. Психология саморегуляции / В.И. Моросанова. – М.: Нестор-история, 2012. – 280 с.

  9. Олпорт Г. Диспозициональное направление в теории личности / Г.Олпорт. – Санкт Петербург, 2015. 309 с.

  10. Осадько, О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников : диссертация канд. псих. наук. – Киев, 2011. – 170 с.

  11. Парыгин, Б.П. Анатомия общения: учебное пособие / Б.П. Парыгин. – М.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 301 с.

  12. Панкратова, Т.М. Саморегуляция в социальном поведении : учебное пособие / Т.М. Панкратова. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 112 с.

  13. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. – М.: Издательский Дом «Инфра-М», 2017. – 528 с.

  14. Прохоров, О.А. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности: монография / О.А. Прохоров. - Москва: ПЕР СЭ, 2005. – 350 с.

  15. Развитие саморегуляции младших школьников. URL: http://psihdocs.ru/razvitie-samoregulyacii-u-mladshih-shkolenikov (дата обращения: 25.11.2019).

  16. Седова, Е.О. Коррекция нарушений формирования саморегуляции у младших школьников : дис….кан.псих.наук 19.00.10 ; Московский городской псих.-пед.ун-т. Москва, 2015. 155 с.

  17. Серебренникова, В.Г. Диагностика младших школьников. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2015/01/13 (дата обращения 02.09.2019).

  18. Слободняк, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у уча- щихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практ. пособие / Н. П. Слободняк. М.: АйрисПресс, 2012. с. 176.

  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. 373] // Приказ Министерства образования РФ. 2009. - № 373. 41 с.

  20. Федоренко, Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе / Л.Г.Федоренко. – М.: МГППУ, 2017. 272 с.

  21. Федосеева, Е.С. Формирование личностной саморегуляции младших школьников в условиях партнерских отношений со сверстниками : дис….кан.пед.наук : 13.00.01 / Е.С. Федосеева ; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2016. 172 с.

  22. Фельдштейн, Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Д.И. Фельдштейн. - М., 2015. 523 с.

  23. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_06.shtml (дата обращения 11.12.2019).

  24. Фрейд, А. Введение в детский психоанализ / А. Фрейд. М.: ИОИ, 2016.