Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– 356 с.

  1. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Электронная библиотека. - URL: http://pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374- 75.shtml (дата обращения 01.11.2019).

  2. Шагивалеева, Г.Р., Бильданова, В.Р. Основы психической саморегуляции: учебное пособие /Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2016.– 41 с.

  3. Щербаков, А.И. Практикум по возрастной и педагогической психологии / А.И. Щербаков. – М., 2015. 226 с.

  4. Ядов, В.А. Социологические исследования младших школьников / В.А. Ядов // Социальная педагогика. 2015. - 9. – С. 145-146

Приложение 1


Стимульный материал к методикам

Методика «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» (А.И. Высоцкий)

Цель методики: оценка волевых качеств (самостоятельности, выдержки, дисциплинированности), субъекта, проявляемых в, каком, – либо виде деятельности.

Признаки дисциплинированности:

  • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

  • добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т.п.);

  • соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки. Признаки самостоятельности:

  • выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т.п.);

  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца;

  • умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

  • умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)


Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

  • умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.);

  • умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Признаки организованности:

  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

  • планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;

  • умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

  • выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

  • отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

  • проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

  • проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

  • активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

  • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Оценка силы волевых качеств

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе 5

волевое качество очень сильно
развито, 4 сильно развито, 3 развито,

2 очень слабо развито, 1 волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4, и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабо проявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к

данной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего, качество личности.

Методика «Изучение уровня саморегуляции» (У.В. Ульенкова)

Цель методики: определение уровня сформированности саморегуляции
в интеллектуальной деятельности.

Методика «Изучение уровня саморегуляции» Ульенковой, позволяет определить уровень саморегуляции младших школьников, по тому, как дети выполняют задание с соблюдением определенных правил.

Описание методики:

На тетрадном листе в одну линейку в течение 15 мин начале учебного года) дети пишут простым карандашом системы палочек и черточек, соблюдая при этом четыре правила: 1) писать палочки и черточки в определенной последовательности; 2) не писать на полях; 3) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую; 4) писать не на каждой строчке, а через одну.

В соответствии с общим замыслом методики были разработаны следующие оценочные критерии степени сформированности действий самоконтроля на основных этапах интеллектуальной деятельности детей: 1) степень полноты принятия задания — ребенок принимает задание во всех компонентах; принимает частично; не принимает совсем; 2) степень полноты сохранения задания до конца занятия — ребенок сохраняет задание во всех компонентах; сохраняет лишь отдельные его компоненты; полностью теряет задание; 3) качество самоконтроля по ходу выполнения задания — характер ошибок, допускаемых ребенком; замечает ли он свои ошибки; исправляет или не исправляет их; 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности — ребенок старается еще раз основательно проверить работу и проверяет ее; ограничивается беглым просмотром; вообще не просматривает, а отдает ее взрослому сразу же по окончании.

Ход работы

Педагог организовывает и рассаживает детей, как на обычном